Кастельфранко – небольшой городок между Тревизо и Виченцей. Достопримечательностей здесь немного и расположены они очень компактно. Поэтому рассматривать Кастельфранко как самостоятельный пункт программы на целый день не стоит. Поездкой в это место обычно дополняют посещение других достопримечательностей, например, Бассано-дель-Граппа, Азоло, виллы Мазар или виллы Эмо, оставляя на Кастельфранко примерно полтора-два часа.
Основали Кастельфранко в конце XII в. жители Тревизо для защиты от Падуи и Виченцы. Известно, что в 1195 г. здесь уже были мощные, прямоугольные укрепления (Castello), окруженные рвом. Собственно именно этот небольшой квадрат, внутри которого находится полторы улочки и один Дуомо и нужен туристам. И совсем редкий турист добирается здесь до виллы Реведин Боласко.
Протяженность стен Кастельфранко более 9 км, а высота – 7 м. Даже сегодня, в эру небоскребов, выглядят они весьма солидно и достаточно устрашающе.
Внутрь ведут несколько ворот и даже ров все еще на своем месте.
Над Восточными воротами стоит Городская или Часовая башня, украшенная с внешней стороны венецианским львом.
Внутри арки ворот можно увидеть остатки витиеватых надписей.
В центре крепостных укреплений, на небольшом возвышении, очерченном рядом статуй, стоит Домский собор, посвященный вознесению Девы Марии и покровителю города, святому Либералию.
Построен он был в XVIII в. по проекту архитектора Франческо Мария Прети, а фасад был пристроен в 1892-1893 архитектором Пио Финацци. Архитектурные формы собора явно навеяны творениями Палладио, однако это уже не классическое палладианство, а типичный образце неоклассики.
Внутри вас ждет очень спокойный, серо-белый интерьер и впечатляющие мраморные статуи
Однако главное сокровище собора скрыто в капелле Костанцо, справа от основного алтаря. Это картина «Мадонна на троне с Младенцем и святыми Либералием и Франциском» или просто «Мадонна Кастельфранко», написанная в 1504 г. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, больше известным как Джорджоне. Джоржоне родился в Кастельфранко между 1476-1478 гг. и умер в Венеции от чумы в 1510 г. За свою жизнь он успел создать не так много, но даже этого хватило, чтобы войти в историю мировой живописи в качестве одного из величайших художников Возрождения. «Мадонну Кастельфранко» часто называют единственной, в отношении которой достоверно установлено авторство Джорджоне. Хотя, это, безусловно, преувеличение, т.к. сейчас, насколько я знаю, кисти Джорджоне также однозначно приписывают «Юдифью», «Грозу», «Спящую Венеру» и несколько других картин. Добавлю, что Джорджоне еще и один из самых загадочных художников в мировой истории. Над тайной его «Грозы» искусствоведы бьются до сих пор, находя в ней то намеки на сцены из Ветхого завета, то аллегории древнегреческих мифов, то вообще зашифрованные алхимические формулы. А лики Юдифи и Венеры завораживают не меньше, чем улыбка Джоконды.
Что касается самой часовни Костанцо, то она, безусловно, относится еще к старой церкви, которая была разрушена при строительстве Дуомо. Часовня была построена по заказу кондотьера Туцио Костанцо в память о его сыне Маттео. Маттео находился на службе у Венецианской республики и умер во время военной компании в Равенне от лихорадки между весной 1503 г. и летом 1504 г. в возрасте 23 лет. В память о сыне была заказана и «Мадонна Кастельфранко». Очевидно, первоначально захоронение Маттео находилось в стене. Именно поэтому взгляды персонажей, находящихся на картине направлены как-бы в сторону. Сейчас барельеф, закрывавший захоронение, находится под картиной. На нем Маттео изображен в латном вооружении и с мечом. У головы юноши находятся гербы его отца, Туцио Костанцо, и матери, Изабеллы Верни, происходившей из благородной семьи с Майорки. Стены часовни расписаны фресками, которые, возможно, также принадлежат Джорджоне.
Кроме Мадонны Кастельфранко в соборе можно увидеть и другие интересные произведения искусства. В частности, в ризнице находятся фрески Веронезе и Зелотти, которые были написаны ими в 1551 г. для виллы Соранцо. В 1818 г. вилла была практически полностью разрушена, но некоторые фрески удалось спасти и перевезти в собор Кастельфранко. На потолке ризнице разместили большой фрагмент росписи, изображающий Время и Славу, который по чистоте исполнения ставят в один ряд с работами Микеланджело и Рафаэля. Также в ризнице находятся аллегории Справедливости и Умеренности.
Вход в ризницу свободный, но туда пускают только когда нет службы.
Рядом с собором находится так называемый Дом Джорджоне. На самом деле никаких достоверных фактов о том, что этот дом принадлежал семье художника или ему самому, нет. Однако есть предположения, что этот дом XV-XVI вв. принадлежал семье Пеллиццари, у которых Джорджоне работал в молодости. Коллекция музея небольшая, но тут собраны подлинные вещи XV-XVI вв.: серебряные монеты, доспехи, посуда, предметы мебели. Также в доме есть несколько фресок, которые моги бы принадлежать Джорджоне.
Напротив Домского собора находится достаточно нарядное здание городского муниципалитета с типично венецианской аркадой.
Если пойти отсюда направо, то пройдя через Часовую башню, можно попасть в небольшой, симпатичный парк, разбитый под стенами.
К парку прилегает небольшая рыночная площадь, на которую смотрит памятник Джорджоне. Также на площади имеются дома, на которых частично сохранились старинные фрески.
Кроме этого из достопримечательностей в Кастельфранко имеется Академический театр, здание которого построено Прети в XVIII в., и вилла Реведин Боласко, парк которой открыт для публики. В парк мы не пошли, о чем я сейчас очень жалею. Информацию о вилле и парке смотрите здесь: villaparcobolasco.it