32 материалa по 9 объектам, 646 фотографий
- GPS
- Иран, Sultan Amir Ahmad Alley — Alavi Street — Kashan City — Isfahan Province – Iran
- +983155220038
Кашан. Баня Султана Амир Ахмада. Ч.35
Этот совет является частью дневника «ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ, ПУСТЬ ОНО ИСПОЛНИТСЯ!»
28 октября 2023 г. – суббота
Кашан
Сувенирная лавка нас улыбнула (Кашан. Уважаемые люди, политические и другие сувениры. Ч.34), и в приподнятом настроении мы подошли к невзрачному зданию песочного цвета, но мы-то уже знаем, что внешний вид ни о чем не говорит в Иране. А подошли мы к зданию общественных бань XVI века, внутрь которых ведет красивый портал, или арка с Yazdi Bandi (традиционный декоративный узор, происходящий из Йезда).
Фасад этого портала украшен лепниной с растительными узорами, фриз представляет собой сплошную ленту рельефа, а верх сделан с мукарнасами (сталактитовыми потолочными украшениями).
Над главным входом размещен барельеф, с изображением охоты льва на косулю.
.
Сейчас, конечно, это просто историческое место Sultan Amir Ahmad Bathhouse, и никакой помывки внутри не происходит. Бани названы в честь султана, который был похоронен в близлежащем мавзолее., но также они известны как Qasemi.
Однако не нужно думать, что слово общественная значит, что сюда мог прийти любой житель города. Нет, это была баня для знати.
Фатима говорит, что в хамаме существовали женские и мужские дни.
«Хамам султана Амира Ахмада – является уникальным примером архитектуры и декора иранских хамамов 16 века. Прекрасно сохранившееся здание, площадью 1000 кв. м. расположено в историческом центре города Кашан. Здание возведено в период правления империи Сельджуков и отреставрировано в период правления династии Каджаров».
Это великолепное сооружение является одной из самых красивых и хорошо сохранившихся исторических бань в Иране на сегодня.
Внутренняя архитектура отличается сводчатыми потолками, изысканной керамической мозаикой и выпуклыми фресками с цветочным орнаментом.
Для туристов здесь имеется информация об этом месте, причем она продублирована на английском языке, и даже бегло прочитанная информация сразу дает нам понять о сложности архитектуры этого хамама.
А сложность заключалась в извилистости длинных коридоров, которые зигзагом вели от входа к сарбине, или гардеробной. На плане, представленном здесь же у входа можно увидеть несколько залов побольше и поменьше.
Коридоры тоже так затейливо делали не просто так, а для того, чтобы избежать резких перепадов температуры для тех, кто пришел прямо с улицы, или уходит из теплого посещения бани. Это так называемый «хашти», соединительный коридор между внешним и внутренним пространством.
Мы проходим в первый зал и прямо ахаем от его красоты.
Это восьмиугольный зал, разделенный на отдельные зоны восьмью высокими колоннами. С каждой стороны установлены платформы для сидения. На стенах колон хорошо сохранившиеся и барельефы с изображением птиц, цветов и сцен из охотничьей жизни. В центре зала расположен бассейн с небольшим фонтанчиком, служивший для мытья ног посетителей.
По периметру зала сделаны сиденья-ступеньки, где после посещения водных процедур можно было отдохнуть, попить чай или покурить кальян, неспешно беседуя с соседом. Освещение этого зала происходило через небольшое круглое отверстие, расположенное в потолке.
«Голджамы (Goljams) — это отверстия на крышах, которые покрыты витражным стеклом. Солнечный свет проникал в ванную комнату через эти витражные окна и обеспечивал освещение, а в некоторые сезоны температуру и влажность воздуха в раздевалке регулировали, снимая Голджам этого мансардного окна».
Зал Сарбине покрыт бирюзовой и золотой мозаикой. Эти мозаичные работы выполнены в стиле Зир Ранги. Мозаика Зир Ранги — это стиль облицовки, в котором используются глиняные плитки, которые покрываются стекловидной эмалью и обжигаются в печи.
«В прошлом фраза «Ла илаха ила Аллах» (Нет бога, кроме Аллаха) была вырезана на потолке бани султана Амира Ахмеда, обращенной к Кибле (в направлении Кабаа). После известного землетрясения периода Зандия (18 век н.э.) крыша здания обрушилась. Сейчас от этой резьбы не осталось и следа».
Я не очень уверена, что это и было сарбине, прослушала, поэтому сажусь и слушаю Фатиму. А она повторяет то, что уже говорила ранее. Исторический город Кашан восходит к периодам Сельджуков, Сефевидов и Каджаров. В эти периоды иранские города обладали такими важными элементами, как мечети, базары, жилые дома, бани и хранилища воды. Конкретно эта баня султана Амира Ахмада имеет большое значение как общественная баня, делая этот хамам городским центром. Здесь проводились спа-процедуры в Древней Персии, и эти традиционные практики перетекли и в наше время.
Традиция хамамов в Иране восходит к древним временам, и есть исторические свидетельства их существования даже во времена империи Ахеменидов (550-330 годы до н.э.). Повторюсь, как и в Римской империи, эти святилища играли ключевую роль в иранской культуре, служа не только местами очищения, но и местами для отдыха и социального взаимодействия. «На протяжении веков культура хамамов в Иране развивалась, формируясь под влиянием различных династических эпох. Персидские хамамы испытали глубокое влияние исламского искусства и архитектуры, в результате чего эти помещения украшены захватывающей дух плиткой и замысловатыми узорами. Входя в традиционный иранский хамам, посетители отправляются в путешествие, которое обычно начинается с разминки, за которой следует серия горячих и холодных ванн, паровых бань и омолаживающих массажей».
И здесь я могу только подтвердить, что интерьер этого хамама украшен удивительно красивой плиткой и мозаикой глубоко лазурного и золотого цвета. Также отдаю дань уважения красоте многослойной штукатурки помещения, декорированной восточными узорами.
С интересом и удивлением слушаем мы Фатиму, которая рассказывает, что Древняя Персия могла похвастаться множеством спа-процедур, предлагающих массажи с ароматическими маслами, травяные ванны и успокаивающие паровые бани. Члены королевской семьи в Персии баловали себя роскошными процедурами, такими как ванны с розовой водой и маслами, настоянными на шафране.
«В Древней Персии акт купания и спа-ритуалы имели глубокое значение как для физического, так и для духовного благополучия. Эти ритуалы выходили за рамки простой гигиены; они были средством единения с природой и достижения внутренней гармонии. Считалось, что успокаивающая атмосфера и терапевтические процедуры восстанавливают равновесие тела и разума».
А еще эти прекрасные пространства дарили вдохновение для поэзии, живописи и архитектурных проектов, прославлявших их великолепие.
«Культурное значение персидских курортов простиралось за пределы Ирана, влияя на соседние цивилизации, особенно в исламском мире. Элементы персидских хамамов оставили свой след в разных регионах, включая Центральную Азию, Индию времен Великих Моголов, Османскую империю и Северную Африку. Это влияние охватывало архитектурные особенности, такие как куполообразные крыши и замысловатая мозаичная кладка, а также традиции купания и целостный подход к оздоровлению. Кроме того, элементы персидских хамамов нашли свое отражение в европейской спа-культуре в эпоху Возрождения».
Пройдя коридорами для постепенной акклиматизации к изменениям температуры воздуха, мы попадаем в основную зону для подготовки к купанию или выхода из бани.
Здесь традиционно поддерживался полусухой режим, чтобы «клиенты не сталкивались с внезапным переходом в горячий воздух, независимо от того, входили они в ванну или выходили из нее. Это помещение, как правило, отличается самым замысловатым декором: лепниной, мозаикой и плиткой, украшенной стеклянной глазурью».
Рискуя не услышать полезную информацию, я устремляюсь в извилистые коридоры с двумя поворотами на 90 градусов (Миан-дар), и попадаю в так называемый Garm Khaneh (Hot Bathing Hall). «Это центральная зона для купания, предлагающая более простую и понятную атмосферу по сравнению с «Сарбине». Здесь есть специально отведенные уголки для сидения и купания. Баня султана Амира Ахмада, как и многие исторические бани, включает в себя три частных места для купания, известных как “Хазине”, каждое из которых оборудовано бассейнами с горячей, холодной и чуть теплой водой. У знати был свой отдельный бассейн для купания, подчеркивающий иерархию, существовавшую в этих местах для купания».
.
Поскольку в городе проживало много евреев, то их не забыли в этом хамаме, правда, отведя для них самое маленькое помещение, чтобы они могли мыться отдельно от всех.
Сюда же на десятый день после родов и заживления пупочной раны, приводили мать и дитя и устраивали им банный день с масляным массажем и прочими косметическими процедурами.
.
Обладая площадью 1000 квадратным метра, баня была построена немного ниже уровня земли, чтобы поддерживать тепло внутри сооружения.
Выдергиваю напарницу, чтобы успеть сделать фото и в коридоре, и в горячей парной. Часть фотографий вышла не очень, а некоторые были откровенно смазаны. Вот что значит поторопиться…
Поскольку я не дождалась окончания рассказа Фатимы, то приходится черпать инфу из интернета: «Зал для горячих ванн — это сердце бани, где происходит купание. Это более простой дизайн по сравнению с другими помещениями, разделенный на три части четырьмя колоннами. Центральная секция ведет к хазине (бассейну с горячей водой), а две боковые секции включают места для купания с центральным бассейном. Меньший зал для горячих ванн рядом с хазине когда-то был зарезервирован для знати».
Свет в Garm Khaneh был обеспечен за счет потолочного освещения, в купола которого встроены мансардные окна с линзообразными стеклами, которые пропускают достаточно света в ванную комнату, а посетители остаются невидимыми для любопытных.
Стены этого помещения внизу покрыты мозаикой, а остальная часть — раствором Сарудж (похожим на цемент). «Сарудж — это водостойкий раствор, традиционно изготавливаемый из нескольких материалов, включая известь и золу перед цементированием».
Удивительно красивое место, и даже несмотря на некоторую обшарпанность отдельных мест.
Несмотря на это, известковая и гипсовая штукатурка этого здания бросается в глаза каждому. Резьба по штукатурке, выполненная с тиснением на поверхности, является одним из самых красивых украшений в этом хамаме.
Поразительно, что стены хамама содержат 17 слоев штукатурки, и это тоже свидетельствует о ее древности. Отдельно нужно сказать о том, что полы в хамаме выложены мрамором, хорошо проводящим тепло.
Другие особенности этой ванны включают использование сводчатых потолков, эффектной мозаики и настенных росписей, которые были разработаны для создания специальных эффектов. Для водоснабжения использовались два колодца, а для перекачки воды между разными частями ванной комнаты использовались керамические трубы.
«Помещения бани, включающие приемную, вестибюль, соединительные коридоры, раздевалку (Сарбине), зал для холодного купания (Сармахане), зал для горячего купания (Гармхане), царское кресло (платформа Шахнешин), резервуар для воды (Хазине), комнаты для уборки, санитарные службы, а также две скважины для воды обеспечивают полный спектр культурных и архитектурных исследований».
К счастью фотографировать внутри бани не возбраняется, а уж сколь много здесь можно сделать фоток, решать вам, главное не застрять здесь сильно надолго, потому что рекомендуемое время проведения здесь – час — полтора.
Мы были сражены этой красотой места, но оказалось, что это еще не все, и в заключение стоит подняться на крышу.
Продолжение следует...
- Адрес:
Sultan Amir Ahmad Alley — Alavi Street — Kashan City — Isfahan Province – Iran
- Дополнительная информация:
Access time:
*First six months of the year: 8:30 am till 7:30 pm
*Second six months of the year: 8:30 am till 6:30 pm - Телефон:
+983155220038
Дешёвый ✈️ по направлению Кашан
- 17 мая, 21:45удалитьДа, Леночка, великолепие неописуемое
- 5 июл, 10:24удалитьПрекрасная баня! Можно позавидовать султану. А мы будем довольствоваться душем, вспоминая увиденное...
- 8 июл, 14:55удалитьДа, помнится, в детстве мы всей семьей ходили в баню на Чайковского, и я даже мечтать не могла о собственной ванне, а теперь вот мечтаю о такой же бане...
- 23 окт, 21:40удалитьМожет, в этом и есть фишка мусульманского мира — не напоказ, с сокровищем внутри