Даже люди, которые мало что слышали о Марокко, наверняка знают, что есть на свете такой город — Касабланка. В первую очередь этой известностью Касабланка обязана нестареющему фильму Майкла Кёртиса, и благодаря нему же образ города необычайно романтизирован.
Но кроме славы, принесённой знаменитой романтической кинодрамой, есть у Касабланки и другие козыри. Атлантический океан плюс само её имя «белый дом» — беспроигрышно, не правда ли?
По большей части Касабланка как раз такая и есть, белая, и в добавок мало похожая на другие арабские города.
Высокие дома, современные здания офисов, пальмовые аллеи вдоль проспектов — все это придаёт облику Касабланки определённую долю европейскости.
И ещё, конечно, статус. У многих стран есть так называемая «вторая столица» — финансовая, светская, культурная...
Вот и Касабланка — вторая столица после официального Рабата, а ежели судить по размерам, так и вовсе первая.
Этот первый по величине город в Марокко, и второй во всей Африке, является ведущим торговым центром государства и его крупнейшим портом.
Из Касабланки мы улетали на Тенериф, так что она стала последним из городов, которые мы посетили во время своего недолгого тура по Марокко.
Будь моя воля, я бы продолжила знакомство с этой страной, но поскольку времени было мало, хотелось увидеть как можно более разноплановые достопримечательности. И раз уж мы немного успели понять, как выглядят арабская медина и восточный базар, то вместо экзотики искали теперь изысканной красоты.
Чтобы не быть неверно понятой, я уточню. Красота бывает разной, и в Марокко она присутствует во всем, будь то природа или немного неухоженные, но колоритные медины в разных городах.
Это тоже Касабланка. Чуть-чуть бы ещё побелить...Говоря о красоте изысканной, я имею ввиду шедевры исламского искусства, прикоснуться к которому у нас, израильтян, весьма ограниченные возможности.
После визита в Андалусию интерес к восточной архитектуре только возрос, а посещения дворца Бахия в Марракеше и вылазки в Рабат, где мы только одним глазком взглянули на Королевский дворец и Мавзолей, естественно, не хватило. И вот теперь именно в Касабланке удалось получить желаемое.
Мечеть Хасана II, пожалуй, самое знаменитое сооружение в городе, и вообще самое красивое, амбициозное и монументальное сооружение в стране. Совершенно не важно, что её строительство завершилось совсем недавно, в 1993 году.
Безусловно, четверть века — не возраст для архитектурного памятника, но с другой стороны, мусульмане — жуткие традиционалисты, которые, сформировав примерно в 9 веке свой особый стиль в архитектуре и дизайне, практически не отступают от него на протяжении многих столетий.
Здесь стоит оговориться, что Великая мечеть Хасана II в Касабланке отличается своей «продвинутостью», но исключительно в инженерном плане.
Из википедии: «При строительстве этого грандиозного сооружения были применены технологические новшества с целью адаптировать его к разным погодным условиям. К примеру, полы имеют подогрев, крыша может раздвигаться, а само здание является сейсмоустойчивым.В верхней части минарета имеется лазерный прожектор, создающий в небе световую линию зелёного цвета длиной в 30 км в сторону Заповедной Мечети в Мекке».
В остальном же Великая мечеть Хасана II построена с соблюдением всех традиций исламской архитектуры, и на её примере их можно прямо-таки изучать.
На этих особенностях в оформлении, которое не менялись, а только веками совершенствовались, я и хотела бы акцентировать внимание. Грузить читателей фактами о размерах, вместительности и материалах, использованных при строительстве мечети, не буду, все это есть в википедии.
В исламском искусстве необычайно важными являются симметрия, утончённость и изящество.
Эти три фактора наблюдаются во всем, будь то мозаики или лепнина, резьба и роспись по дереву или затейливые узоры, в сочетании с арабской вязью и продуманной цветовой гаммой.
Основной цвет в интерьере мечети светлый, другие оттенки — синий, зеленый, золотистый, желтый и красный — присутствуют более для создания теней.
В орнаментах, напротив, преобладают зеленые краски — традиционный цвет ислама.
Над украшением мечети Хасана работали 10.000 художников.
Интересно, что для создания мозаик и инкрустаций из перламутровой плитки для полов в мечети Хасана приглашали мастеров из Феса, то есть лучших в Марокко. А они так или иначе являются продолжателями традиций древних еврейских мастеров мозаики, ведь именно в Фесе уже в 10-11 в.в. существовала богатая и влиятельная еврейская община.
И всё-таки мы немало удивились, разглядев шестиконечные звёзды, кое-где вплетенные в искусный орнамент.
В нижнем этаже мечети находится зал для традиционного у мусульман ритуального омовения. Это простое, но лишь на первый взгляд, помещение, впечатляет не меньше, чем любое другое.
Светлые колонны, мозаичные орнаменты, мягкие и округлые линии фонтанов расположены в строжайшей и великолепной симметрии.
Именно эти симметричные, с любого ракурса, чередования объектов и умело подобранные оттенки, создают ощущение перспективы, зрительно увеличивая пространство до бесконечности. В европейской архитектуре подобного эффекта добивались при помощи зеркал.
Как обычно во время нашей «холодной недели» в Марокко, утро выдалось сумрачным и дождливым, но за пару часов, проведённых нами в мечети
Хасана II, солнце успело справиться с ненастьем.
В ярком свете на фоне голубого неба переливчато сверкала зелёная черепица крыши, а стены мечети и все строения вокруг казались теперь белыми. Совсем другой вид! Как раз оправдывающий имя Касабланки.
Прочитав множество статей о мечети Хасана, я отметила, что кое-что повторяется раз за разом в каждом материале. Пусть будет и у меня, это красиво:
в Коране сказано, что «Трон Аллаха покоится на воде» — поэтому король Марокко Хасан II именно на воде и пожелал построить самую большую мечеть в мире.
Мечеть спроектировали так, что большая её часть находится на огромной платформе, нависающей над океаном. Со стороны создаётся впечатление, будто это грандиозное сооружение плывёт по волнам.
из интернетаПеред самым отъездом, поздним вечером, мы ещё раз вернулись к Великой мечети, чтобы полюбоваться на неё в подсветке. Теперь она выглядела, как диковинная золотая диадема на чёрном бархате — мой последний снимок, сделанный в Марокко. Красивая памятка о красивой стране.