Когда я из праздного любопытства спросила у сопровождающей, есть ли на Кубе культ вуду, она безмятежно ответила: «Да, встречается, у нас даже члены партии бросают камешки». Тогда это развеселило, но и заставило немножко поразмышлять: почему в коммунистической стране этот вопрос не вызвал никакого испуга, не посчитался провокационным.
Да, на Кубе, как и везде на Карибах, существовал культ вуду, собственно, появился он там одновременно с другими разновидностями на основе верований народа йоруба. Правда, что такое «бросать камешки» я, если честно, не знаю до сих пор. Зато большим откровением явилось то, что Ватикан давно, еще в 1860 году, признал вуду официально, просто как местную разновидность католицизма, видимо, устав бороться с этой головной болью. А ведь это достаточно серьезно: мы с вами знаем, насколько консервативен Ватикан, а уж допустить синтез африканской магии и европейского католицизма?! А с учетом того, что, например, по верованиям гаитянских вудуистов (а на Гаити вуду является официальной религией) в человеке живёт несколько душ! Как же нужно было устать бороться за чистоту веры…
Впрочем, это неудивительно. Уже сейчас последователей вуду насчитывается около 50 миллионов. Они распространены широко в Гаити, Бразилии, Тринидаде, США (Новый Орлеан), на Кубе и Ямайке, а также в небольших количествах по всему миру. И до нас, кажется, добрались, мало-помалу.
Что же такого привлекательного находят в ритуалах вуду, ведь вряд ли само жертвоприношение петуха для европейца так уж занятно? Может быть, состояние транса, к которому человечество снова стало испытывать нездоровую (или здоровую?) тягу? Гаитяне, например, верят, что в состоянии транса человеком овладевает некое божество из пантеона, где их тысячи! Но ведь вселяется, уже хорошо?
Или некоторые симпатичные персонажи... Чем плох барон Суббота (дух смерти и загробного мира) – этакий весельчак, скелет в цилиндре с сигаретой и черных очках, со своей супругой мамой Бриджит? Кроме сигарет, любит он и ром (а как его не любить!), особенно, если кинуть в него стручки жгучего перца. Само собой разумеется, что его жертвы – тоже любители рома… Такие очень уж человеческие боги, с понятными слабостями!
Разве плохо, что святой Петр с ключами от рая стал духом дверей Легбой, а дева Мария – прекрасной и непорочной негритянской девушкой по имени Эрзули Фреда? Или Дамбаллах – он же святой Патрик – вот ведь парадокс: когда-то этот епископ крестил ирландцев, изживая языческие представления, и вдруг подвергся метаморфозе и стал сам божком вуду. Такие вот двуликие боги получились… А ведь есть еще Бог-отец, и, представьте себе, его называют даже по-разному, например, на Гаити и на Кубе.
А Ти-Жан-Петро – злой дух в виде одноногого или хромого карлика, и уж совсем забавный Собо – дух в виде французского генерала? Снова персонажи чуть ли не кукольные, сказочные, но от этого не менее страшные!
И обряды-параллели обманчивы, но, тем не менее, более понятны приверженцам культа. Крещение, например, заменяется мытьем головы на циновке из листьев банана, политой сиропом. Чуть ли не умильная картинка.
Я не знаю. Чужая цивилизация – потемки. Тем более такая яркая и свежая. И по-своему все там органично. Но ведь вуду не просто очень популярная религия: давно уже этот культ стал расхожим штампом, навязчиво вторгаясь в нашу жизнь не только фильмами, но и огромными интернет-сайтами! Ну согласитесь, каково это – видеть полчища доморощенных колдунов вуду, предлагающих разнообразные услуги нашему, совершенно ошалевшему человеку! Поэтому не исключено, что мы сталкиваемся с неким явлением, которое, скорее всего, улетучится, мало что оставив в нашем сознании, но, с другой стороны, чуть заденет общий контекст современной культуры.
Сделаем крохотную попытку разобраться?
Само слово Voodoo (пишется по-разному) явилось нам во всей красе из Бенина (страна в Африке) и означает «божество», «дух». В Бразилии – «макумба». В США и на Кубе ее зовут «сантерия» – так и переводится: «вера в святых» – отголосок крещения рабов, когда последние просто переименовали католических святых. Теперь с этой религией вынуждены считаться. Вплоть до того, что в судебном порядке рассматриваются дела. Не так давно Верховный суд США удовлетворил жалобу вудуиста, а, может, и самого колдуна мамбо, на запрет жертвоприношения. И теперь жертвоприношение – законно с точки зрения свободы вероисповедания?
Все ж таки с христианством мало общего. Не говоря уже об обрядах, – основополагающие расхождения. И две души (одна из них, правда, совесть), и отсутствие Страшного суда – с каким же зубовным скрежетом признавал Ватикан эту религию как свою, страшно подумать…
Но от этого культа мы получили неплохой понятийный ряд: зомби, зомбирование, очень уж подходящий ко многим аспектам нашей уже цивилизации. Правда, скептики поговаривают, что просто из-за всеобщей бедности психически больных людей негде держать, вот они и прибредаются к какому-то дому. И работают там аки скот под видом родственников. Говорят, что даже анализы ДНК иногда делали, не местные, конечно, а приезжие ученые.
Самым известным из людей-зомби был Клавдиус Нарцисс – это обошедшая весь мир история об умершем, а затем нашедшемся на одной ферме человеке, где он, не помня себя, работал в течение двух десятков лет. Есть версия гарвардского профессора Дэвиса, считавшего, что намеченных жертв отравляют тетродотоксином – ядом, добытым из некоторых рыб. Паралич принимается за смерть. а дальше известно – в результате мы видим воскресшего мертвеца, лишенного воли и повинующегося. Если бы этого слова не было, наверное, нужно было бы его придумать. Действительно, хочется иногда сказать: как зомби.
Вот такой вклад в нашу культуру. Непонятно только, почему какая-то отдаленная мистическая практика вдруг легко и без помех приземлилась на нашу территорию. Дело ведь не только в студентах из африканских стран! Что-то и у нас неладно, как всегда, в переломную эпоху.