“ … Я вошел в великий город; я его чуял, как зверь
нюхом познает запах железа, запах трав, камня, кожи.
И я как зверь пришел в своих одеждах в город — катакомбы,
где исчезло небо, реки, солнце, пески, горы, леса,…”.
Казимир Малевич
В горах Торос сегодня открыто шесть огромным многоуровневых убежищ, уходящих на 8 и более, этажей вглубь земли, соединённых многокилометровыми тоннелями, и вмещающих, по некоторым данным, до 15 тысяч жителей.
Архитектура этих сооружений ставит в ступор современного человека. Продумано всё до мелочей: вентиляция, вода, зонирование пространства на жилое, хозяйственное, для скота, и даже публичные залы для религиозных и прочих общественных действий.История и назначение этих обширных комплексов до сих пор слабо изучены, здесь простираются неимоверные пласты и уровни к познанию миров, которых уже нет,
и каждый норовит оставить в веках свой след, имя, зашифрованное послание потомкам.
Наше знакомство с Каппадокией было ограничено рамками трёх дней в формате экскурсионного тура и, от силы, часового обзора одного из открытых для посещений подземных пространств в окрестностях города Невшехиру.
Каппадокия, как изысканное вино, понять которое может только просвещённый и посвящённый.
Удел всех остальных – воспринимать увиденное в меру своего интеллекта, воображения, осведомлённости и духовности. Вино, кстати, там отменное и из своих, родных этим землям, сортов винограда.
Мне, лично, эти места напомнили панно из пазлов, со сложными головоломками.
И чтобы собрать воедино общую картину мира, под названием, КАППАДОКИЯ, надо прожить здесь целую жизнь, или рискнуть раствориться во времени и пространстве, взять в руки кисточки, холст и … дорисовать выцветшие краски истории, по-детски наивно, и сказочно богато.
А как иначе, ведь Каппадокия тысячелетиями находилась на перекрёстке цивилизаций, входя в состав далёкой Хеттской, обширной Персидской, великой Римской и могущественной Османской империй.
Какой пёстрый мир прошлого на фоне терракотовых ландшафтов настоящего.
“Ландшафт типичный – сказочный”, — прочла в одной заметке. Так и есть. Вглядываешься в эти причудливые формы… . Вот верблюд прилёг отдохнуть. Там трёхглавый дракон охраняет долину от неприятеля. Здесь Три богатыря застыли каменными глыбами. И над всем этим возвышается, Святая Дева Мария.
В стандартном туре, даже за три дня, увидишь не много. Это всё равно, что объять необъятное.
Нитка автобусного экскурсионного маршрута с запланированными обзорными точками и очень сжатыми минутами счастья смотреть и видеть.
Наш “кругозор”, значительно, расширился благодаря полёту на воздушном шаре.
Каппадокия состоит из множества отдельных долин, между которыми разбросаны небольшие населённые пункты. Гёреме — её душа и сердце одновременно, а рядом — удивительные долины, с витиевато прочерченными тропинками, с манящими горизонтами, с непередаваемыми пейзажами, с легендами и мифами. Долина голубей. Долина любви. Розовая долина. Красная... .
Меняются пейзажи, цвета, хочется спуститься вниз и раствориться в сказочной дымке времён.
Обрывки мыслей стучат в виски: — Каппадокия – не город, провинция, которой нет, её, условно, можно вписать в квадрат … . И тут я понимаю. Да, квадрат, Каппадокия – это супрематический квадрат Малевича! Мой пазл сложился!
Я поняла, что моя Каппадокия есть не что иное, как непознанный, загадочный “Четырёхугольник” известного нам автора, в котором как в чёрной дыре, а точнее квадрате, можно утонуть и раствориться во времени.
“Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала”, — эта цитата Казимира Малевича, ключ к пониманию удивительного мира, раскинувшегося у наших ног.