Продолжение дневника По Восточному Тибету 2018. Китайские провинции Сычуань и Юннань.
5 октября 2018 года
Ночь прошла незаметно. И город Литанг тоже. Что же мы знаем про него? Два года назад мы побывали в нём, но тоже ничего не видели. Нет, ну что-то мы конечно же знаем))
От Литанга до Батанга все дела
На этот раз видели автомастерскую на выезде из города, потому что у одной из машин потёк антифриз.
Расстояние до Кампо Ненанг небольшое, всего 100 км, но вспоминая вчерашний день, я не стал загадывать. Вспоминая наш первый визит в Кампо Ненанг, разбитую грунтовку по горным перевалам... Но за два года сюда положили бетонку.
Кампо Ненанг - место где Первый Кармапа достиг Просветления
Трудный путь через горные перевалы Восточного Тибета
На перевале радостно фотографировались и скакали по сугробам, не смотря на высоту почти 4650м.
На спуске водители наши стали поливать тормозные колодки водой, чем нас изрядно порадовали, а пару словаков по-настоящему напугали...
Район горного массива Геньен становится популярным у треккеров. Команда российских альпинисток совершила успешное восхождение на одну из вершин района. А высоты тут приличные. Главная вершина Геньен Палцег высотой 6204м. Хорошо, что прямо до монастыря не проложили бетонку, но это дело времени...
В горы Восточно Тибета приходит осень и массовый туризм...
Перед монастырём в ближайшей деревни у всех проверили документы. Довольно быстро справились.
В нижнем монастыре Него какое-то Празднество. Толпы народу, палаточный лагерь вокруг. Мы успели поесть лапши перед выходом в горы.
Детки милые очень. Фотогеничные.
Нам удалось увидеть несколько реликвий хранящихся здесь: раковину 3-го Кармапы; камень сжатый как кусок теста руками Гуру Ринпоче; камень души местного Защитника Геньена похожий на череп и мозг Чужого.
Встретились с местным настоятель по имени Лама Гьялцен. Очень похож на 14-го Далай Ламу. Чувствуется в нем реализация. Хотя он и из школы Гелугпа, много по делу рассказал про долину Кампо Ненанг и её связь с Мандалой Чакрасамвары. Просил во время знакомства с долиной и всеми святыми местами в ней хранить чистой нашу мотивацию и не забывать Просветленный Настрой (Бодхичитту). А ещё у него на бритвой голове видно огромную дырку от Пховы, практики Осознанного Умирания.
В монастыре очень интересная резьба по дереву и пару красивых статуй. Восточный Тибет славится резьбой по дереву, как минимум потому, что здесь дерева полно.
Составили компанию местным тибетцам, которые праздновали что-то в это время здесь в долине у монастыря. Они с удовольствием с нами фотографировалась, мы с удовольствием фотографировались с ними, особенно радовали их высокие наши ребята Дима и Станислав.
Мы довольно сильно растянулись по тропе потому что темп у всех разный, но в целом дошли до верхнего монастыря Кампо Ненанг довольно быстро. Кто-то из словаков даже искупался в холодной речке на радостях.
Эта местность была известна как Кампо Ненанг во времена с Первого по Десятого Кармап. Учитель Дюсюм Кхенпы Гампопа отправил его на восток искать скалу, на которой проявился тибетский слог «кам». Первый Кармапа искал его и нашел именно в этой долине. Практикуя здесь йогу сновидений, он достиг Просветления. Постепенно вокруг него стали собираться последователи, и с их помощью был построен первоначальный монастырь Кампо Ненанг. Школа Карма Кагью здесь процветала до тех пор, пока Пятый Далай-лама не призвал хошеутского Гуши-хана, чтобы «нагнуть» все другие школы. Именно тогда Кампо Ненанг был «перекрещен» в гелугпинский, и до сих пор таким и является. Хотя и сейчас здесь кто-то помнит и чтит корни, бережет большинство объектов, связанных с активностью Первого Кармапы.
Две горы по краям долины речки – это ноги Чакрасамвары. Также по бортам расположены дворцы Бернагчена и Палден Лхамо. Сама гора высотой 6200 м называется Геньен Палсег. Дух этой горы – владыка местности, Защитник, который всегда выступает спонсором всех Будд, приходящих в наш мир. Скала над рекой – дворец Нагов.
Нашли новое место, которое мы не узнали в прошлый раз. Это камень на котором проявился тибетский слог "А", в день когда родился шестнадцатый Кармапа. Дом 16-го Гьялва Кармапы в Восточном Тибете
Пофотал немного наших водителей, те ещё типчики))
Если рассматривать долину как тело Чакрасамвары, то место, где стоит сама гомпа, изначально основанная в 1164 году, и деревня вокруг неё – это его пупочный центр. Последнее здание гомпы было построено на этом месте 150 лет назад.
На этот раз мы не стали заходить внутрь монастыря, ограничились только комнатой смотрителя монаха, попили там чаю, узнали где можно переночевать.
Над гомпой находится первая пещера Кармапы (всего их три в районе) – пещера Хаягривы, Защитника Чистых стран.
Напротив гомпы стоит ступа с реликвиями Помдрагпы, учителя Второго Кармапы.
Второй Кармапа Карма Пакши родился в 1206 году в семье потомков Дхарма-царя Трисонга Дэцена, правившего в VIII веке. Родители, которые преданно практиковали Дхарму, назвали сына Чёдзин.
Мальчик развивался намного быстрее своих сверстников, и в шестилетнем возрасте он уже отлично читал и писал. К десяти годам он понял сущность Учения Будды. Помимо интеллектуальной одаренности, Чёдзин обладал интуитивной способностью успокаивать свой ум и оставлять его в состоянии неподвижности. Благодаря такому естественному свойству он смог сразу пережить спонтанное проникновение в суть, когда его учитель Помдрагпа открыл мальчику природу ума.
Сам Помдрагпа получил передачу поучений традиции Карма Кагью от Дрогёна Речена, ближайшего ученика и преемника Дюсума Кхьенпы. При первой встрече с Чёдзином, давая ему посвящение, Помдрагпа рассказал о своем видении, в котором вокруг дома мальчика собрались Дюсум Кхьенпа и другие учителя линии преемственности, демонстрируя, какую важность представляет этот новый ученик. В другом видении Дюсум Кхьенпа сообщил Помдрагпе: «Этот ребенок – мое воплощение». Тогда Помдрагпа официально признал в Чёдзине Второго Кармапу, присвоил ему титул Мастера Дхармы и посвятил в послушники.
Карма Пакши учился у Помдрагпы одиннадцать лет, особое внимание уделяя традиции Махамудры, полученной от Сарахи и Гампопы. Будучи исключительно талантливым, он часто постигал сущность поучений сразу же, как только их слышал. Подводя итог этого этапа обучения, Помдрагпа сказал ему:
– Ты в достаточной степени развил собственное понимание Дхармы. Но чтобы учить других, ты должен получить серию посвящений, передач текстов и устных наставлений от Будды Шакьямуни или Будды Ваджрадхары.
Он даровал Карма Пакши все посвящения Кагью, став, таким образом, его духовным отцом. Получая посвящение Махакалы, Карма Пакши отчетливо ощутил присутствие этого защитника Дхармы.
Согласно Синей Летописи (главный исторический труд про древнюю Историю Тибета) смерть Помдракпы была результатом игнорирования команды от его коренного учителя Дрогёна Речена, запрещающего ему ехать в Маркам. Пойдя туда, Помдракпа заболел и скоро скончался.
Сложно сказать, бывал ли Второй Кармапа в Кампо Ненанге, но скорей всего бывал, поскольку в своих путешествиях он дошёл до горного массива Кава Карпо на границе Юннани и Тибета. Этот район также ассоциируется с мандалой Чакрасамвары. А путь туда пролегает как раз по пути нашей экспедиции. Но о Кава Карпо рассказ немного позже, до туда ещё мы не доехали.
Наша задача сегодня была дойти до хижины добрейшего Еше Гьяцо, ученика Далай Ламы, который сидит в этой хижине в пятилетнем ретрите. Она нам очень многое показал и рассказал в прошлый раз.
Пятеро словаков не захотели идти сегодня выше и остались ночевать в палатках у монастыря. Мы же пошли дальше. Мы были бодры и веселы!))
Виды долины конечно потрясающие!
Лама Еше оказался в своей хижине и очень нам обрадовался и разрешил переночевать у него. Поскольку нас было 11 человек, кто-то расположился в хижине, кто-то в палате (я и Лёша Акулов), кто-то в сарае.
Славе нетерпелось пройти ещё выше и найти пещеру Гаруды. Лама Еше нас конечно проводил и указал направление, но мы не успели залезть до пещеры по скалам до наступления темноты и вернулись к хижине. Видимо придётся приехать в Кампо Ненанг ещё раз.
Лама Еше показал нам пещеру Амитаюса, в которой практиковал Дечунг Сангье, ученик Первого Кармапы, а также источник Амитаюса – если из него выпить воды, то можно 12 лет не бояться преждевременной смерти.
На этот раз мы не увидели отпечаток руки Первого Кармапы в скале. Но увидели ещё один самовозникший слог «А» и разрушенную ступу с одеждой Наропы.
Снова мы увидели посох, который Кармапа воткнул в землю и тот стал прорастать. Он и сейчас представляет собой палку с живой хвоей.
Лама Еше немного постарел за два года, но доброта его осталась безгранична. Особенно когда он просто запаивал чаем с ячьим маслом))
Закат сегодня был не самым красивым, но тоже ничего.
Продолжение как всегда следует...