Семья моя встретила идею съездить в Калугу на февральские праздники без энтузиазма: — Что? Калуга? Три часа езды и даже не Золотое кольцо? Да мы от скуки умрем. – Не умрете, — отрезала я, — буду вас развлекать всю дорогу. В общем, подписалась я на это мероприятие по полной программе, поэтому пришлось выкручиваться.
В итоге выяснилось, что в этом городе «третьего туристического дивизиона» интересного действительно предостаточно. Живет эта скромная, но не робкая красавица в тени своей старшей сестры Москвы. На свои 646 не тянет. О себе много не болтает, но благодарным слушателям интересного рассказать может немало. Вот об этом, а вернее, о некоторых интересных фактах из жизни Калуги и поговорим.
Сказочные красавицы и бойкая торговля. Заселены калужские земли были с незапамятных времен. Меня же особенно заинтересовали вятичи, которые пришли на берега Оки в VII в. и которых, хоть и с большой натяжкой, можно считать коренными калужанами. Судя по пластическим реконструкциям М.М. Герасимова, вятичи были красивы. Их женщины являются воплощением наших представлений о древнерусских сказочных красавицах — узколицые, высоколобые, ясноокие с пышными, русыми волосами. Арабские географы в своих записках характеризуют вятичей как гордое племя, которое называло своего вождя «князь князей», что в других языках, с учетом нюансов перевода, вполне может толковаться как «царь царей». Особенно же меня удивил тот факт, что уже в VII—VIII вв. вятичи во всю торговали с Ближним Востоком, в частности, с Персией, о чем свидетельствуют найденные в кладах по берегам Оки монеты. Это действительно удивительно, ведь даже сегодня немногие могут похвастаться тем, что умудрились добраться до современного Ирана или Ливана. Русские же летописи хранят о вятичах не самую добрую славу. Во-первых, потому что это племя никак не желало подчиняться Киевским князьям. Во-вторых, потому что вятичи очень долго (по некоторым источникам до начала XV в.) и весьма агрессивно сопротивлялись принятию христианства. В частности, в 1115 г. вятичи убили иеромонаха Киево-Печерского монастыря Кукшу, который призывал их креститься. В память о миссионере в 2014 г. в сквере у Троицкого собора калужане установили памятник.
Литовский ябеда или московские рейдеры начинают и выигрывают. Во второй половине XIV в. окрепшее Московское княжество распространило свою власть на земли между Окой и Угрой. Что-то из этих земель было куплено, что-то выменяно. То ли у тарусских, то ли у новосильских князей была приобретена Москвой и Калуга. Однако Великое княжество литовское, считавшее эти земли своими, посчитало, что Калугу у него грубо и незаконно «отжали». Об этом литовский князь Ольгерд даже написал кляузу константинопольскому патриарху Филофею, указывая, как некрасиво поступила с ним Москва, да еще и с благословения своего митрополита. Это письмо, датированное 1371 г., не принесло Ольгерду никакой пользы и Калуга, несмотря на все попытки Литвы её вернуть, литовской больше уже никогда не была. Между тем, жалоба Ольгерда сыграла важнейшую роль в истории Калуги, т.к. стала первым письменным упоминанием об этом городе.Именно от даты, стоящей в литовской жалобе, Калуга отсчитывает свой официальный возраст.
Тайна имени. Следующий интересный факт заключается в том, что Калуга тщательно хранит тайну своего имени и до сих пор ни научные труды, ни народные легенды не могут однозначного ответить на вопрос, откуда город его взял. Есть версии, что название города происходит от славянских слов калюжа, калуга, калужа, которые обозначают болото, топь, трясину, пойму, лужу и даже полуостров. Также имеют право на жизнь версии о том, что название города происходит от финно-угорского халига (глухое место), от тюркского калыган (возвышение) или от хазарского холога (множестство ворот). Также возможно, что имя городу дал промышлявший в местных лесах разбойник Калуга. Еще один претендент на имянаречение — хан Уга, который, как говорят, основывая город, воткнул в землю деревянный кол (кол Уга). Интересно, что каждая из этих версий может оказаться правдой.
Щит Москвы. С конца XIV в. Калуга стала важным стратегическим форпостом на границе Московского княжества. Она прикрывала старшую сестру от Литвы, Польши, крымских татар и ордынцев. В 1480 г. вблизи города произошло одно из важнейших событий российской истории — Стояние на реке Угре, когда войска Ивана III не позволили хану Большой Орды Ахмату вторгнуться в московские земли. Так Русь доказала свое право не платить дань Орде и окончательно избавилась от татаро-монгольского ига.
Город-непоседа. В общем, Калуга имеет весьма бурную средневековую историю. А если посмотреть на старинные карты города, то можно подумать, что несколько столетий наша красотка была в бегах и поэтому периодически перебиралась с квартиры на квартиру. От этого на территории современного города есть целых три средневековых городища – самое древнее при впадении Калужки в Оку; более позднее выше по течению Калужки у села Ждамирова и самое позднее Симеоново в современном центре города, на берегу речки Яченки. Последнее по легенде было основано в XIV в. московским князем Симеоном Ивановичем Гордым. Однако более вероятно, что крепость на Яченке появилась в XVI в. при другом Симеоне, сыне Ивана III и единственном удельном князе Калужском.
Лодки против лошадей. С именем удельного князя Симеона Калужского связан еще один интересный факт. В 1512 г., крымский хан Менгли-Гирей двинулся воевать в русские земли. Когда татары подошли к Калуге, князь Симеон не стал дожидаться осады и вышел с судовой ратью на реку Оку. Там произошла Сеча на водах, в которой князь лично сражался с врагами с боевого корабля. Эта битва вошла в историю России как первое сражение русского речного флота (пехоты на корабле) с кавалерией.
Молитвой и секирой. В Сече на водах прославился калужский юродивый Лаврентий, с секирой в руках призывавший православных на битву. За этот подвиг блаженный Лаврентий причислен к лику святых. Именно так, с оружием в руках, его рисуют на иконах. Таким его изображает и установленный в Калуге памятник.
Лжестолица. Несмотря на военные заслуги, которые Калуга имеет пред Москвой, возможности вставить Первопрестольной шпильку калужане тоже никогда не упускали. В Смутное время Калуга одной из первых перешла на сторону Лжедмитрия I. Затем, в 1606 г., город с радостью принял отряды Ивана Болотникова и четыре месяца противостоял осаждавшим город войскам Василия Шуйского. Двумя годами позже, в 1608 г., Калуга одной из первых признала своим государем Лжедмитрия II и была надежным тылом для его Тушинского лагеря. Неудивительно, что в 1609 г., поссорившись с поляками, Лжедмитрий бежал именно в Калугу, где его встретили с распростертыми объятиями. В тот период власть самозванца признавало значительное число русских областей и городов. В Калуге Тушинский вор учредил пышный царский двор, создал альтернативную московской боярскую думу и учредил воеводское управление. Так Калуга фактически превратилась во вторую столицу Московского государства. Убит Лжедмитрий тоже был в Калуге, на охоте в знаменитом калужском бору, который стоит и сейчас.
Здесь куют металл. Всем известны знаменитые демидовские заводы, построенные при Петре Великом на Урале. Однако мало кто знает, что один из первых российских чугунолитейных заводов появился именно в окрестностях Калуге. В 1709 г. основатель российской металлургии Никита Демидов построил на притоке Оки, реке Дугне, завод, который выпускал якоря, пушки и картечь. Удивительно, что предприятие это под именем «Дугнинский механический завод» существует до сих пор, а демидовские домны исправно работали на нем вплоть до начала XX в. Кроме Дугнинского чугунолитейного завода, Демидовы построили в окрестностях Калуги два железоделательных завода — в 1726 г. на реке Брынь, а в 1739 г. на реке Вырка.
Запрещенные танцы или «все вы, дамы, на один покрой». Под Калугой находилось одно из фамильных имений супруги А.С. Пушкина, Наталья Николаевны Гончаровой. В 1830 г., сватаясь, Александр Сергеевич и сам некоторое время жил в доме Гончаровых, на Полотняном заводе. Возвращалась Наталья Николаевна в отчий дом и после свадьбы, где, видимо, скучала. А из развлечений у молодой дамы в глуши были только поездки в уездную Калугу. Супруг, однако, таких развлечений не одобрял и отзывался о них весьма едко. В письме, отправленном жене в июне 1834 г., Солнце русской поэзии пишет: «Что ты мне пишешь о Калуге? Что тебе смотреть на неё? Калуга немного гаже Москвы, которая гораздо гаже Петербурга. Что же тебе там делать?.. Прошу тебя, мой друг, в Калугу не ездить. Сиди дома, так будет лучше». 14 июля того же года Александр Сергеевич снова сетует: «Да как балы тебе не приелись, что ты и в Калугу едешь для них. Удивительно!.. Все вы, дамы, на один покрой…Чай, так и раскокетничалась. Что-то Калуга? Вот тут поцарствуешь! Впрочем, жёнка, я тебя за то не браню. Всё это в порядке вещей; будь молода, потому что ты молода, — и царствуй, потому что ты прекрасна. Целую тебя от сердца!». Еще хлеще прошелся по жене и по городу поэт в августе 1834 г.: «Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? Что за охота останавливаться в трактире, ходить в гости к купеческим дочерям, смотреть с чернию губернский фейверк, когда в Петербурге никаким фейверком тебя в карету не заманишь. Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура». За что Александр Сергеевич так взъелся на уездный город, неизвестно, но на Наталью Николаевну письма мужа особого влияния не возымели и блистать на калужских балах она себе так и не запретила.
Константинополь на Оке. А вот Николай Васильевич Гоголь был к Калуге более благосклонен. Гоголь водил дружбу с местной губернаторшей Александрой Осиповной Смирновой (урожденной Россет) и несколько раз навещал Калугу в середине XIX в., после возвращения из Италии. Здесь писатель работал над вторым томом «Мёртвых душ». В местном краеведческом музее хранится гусиное перо, которым писал Гоголь. Помимо работы писатель часто совершал прогулки по городу и окрестностям, заходил в лавки купцов в Гостином дворе, переплывал Оку на лодке, чтобы полюбоваться городом с другого берега, из села Ромоданова. Фантазии Николаю Васильевичу было не занимать и он даже говорил, что золотые главки калужских церквей напоминают ему Константинополь.
В ссылке, как в раю. В конце XVIII – начале XIX вв. Калуга стала тихим уездным городом, который высокие гости по своей воле визитами особо не жаловали. Зато сюда с удовольствием ссылали высокопоставленных пленников. В частности, с 1786 по 1787 гг. в Калуге, после отречения от ханского престола, проживал последний крымский хан Шахин Герай. С 1860 г. по 1869 г. в Калуге жил национальный герой Кавказа Шамиль. Ссыльный имам и его семья занимали трехэтажный каменный дом, построенный на рубеже XVIII — XIX вв. Иваном Галактионовичем Билибиным, приходящимся дедом известному художнику Ивану Билибину. Теперь этот дом, расположенный по адресу ул. Пушкина, 4, называют Домом Шамиля. На свою жизнь в Калуге Шамиль не жаловался и даже называл её «райской». А вот советский государственный деятель А.В. Луначарский, пребывавший в калужской ссылке в 1900 г., о городе писал так: «Глухой, захолустный город… Единственное светлое пятно во мгле — это театр. Калуга тут обогнала многие русские города.». Кстати, о калужском театре…
Концертный зал Калужского областного музыкального училища им. С. И. Танеева (Бывший клуб железнодорожников), 1950-е гг.
От купеческого амбара до советского храма. Постоянная театральная труппа появилась в Калуге 19 января 1777 г., т.е. калужский драматический театр является одним из старейших в России. Первоначально театр размещался в переоборудованном амбаре купца первой гильдии Тимофея Шемякина, находившемся в районе современной улицы Салтыкова-Щедрина. Затем театр переехал на Сенную площадь (сейчас Сквер мира). Однако деревянное здание несколько раз уничтожали пожары. Представления приходилось давать на Губернаторской даче, в Городском саду и даже в Городском манеже. В итоге в 1875 г. на пожертвования горожан здание театра на Сенной отстроили вновь. Здесь, в 1897 г. калужанам впервые продемонстрировали синематограф братьев Люмьер. Однако в 1941 г. и это здание было разрушено. Труппа снова начала кочевать по временным помещениям, пока в 1952 г. в городе не началось строительство нового театра. С 1958 г. его внушительное здание, построенное в лучших традициях советского ампира и больше напоминающее античный храм, украшает собой Сквер мира.
Единственный в мире лишний билет. У здания театра стоит единственный в мире памятник Театральному зрителю. Памятник был создан в 2008 г. местным скульптором Светланой Ивановной Фарниевой. Деньги на памятник собирала вся Калуга. Горожане свою девушку-театралку, которая просит лишний билет, очень любят и даже считаю, что если оставить у её ног монету, день обязательно пройдет удачно.
От царского унтер-офицера до советского маршала. В Калуге началась военная карьера выдающегося советского полководца Георгия Константиновича Жукова. Он был уроженцем Калужской области. В 1915 г. Г.К. Жукова призвали в царскую армию и направили в Калугу, в 5-й кавалерийский полк 189-го запасного пехотного батальона, где будущий советский маршал отучился на кавалерийского унтер-офицера и через год был откомандирован в действующую армию на Юго-Западный фронт.
Родина русского космизма. Так уж получилось, что именно маленькой, провинциальной Калуге выпало распахнуть для человечества широкую дверь в космос. Именно здесь русский ученый, философ и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский заложил основы теоретической космонавтики, а также обосновал использование многоступенчатых ракет и орбитальных станций для освоения внеземного пространства. Так Калуга навсегда стала городом, в котором космос ближе, чем кажется.
Куда ставить-то? Как вы уже поняли, в современной Калуге любят городскую скульптуру. В последние годы здесь появилось много интересных памятников. Один из них был установлен в 2014 г. ко дню города на пресечении улиц Кирова и Ленина. Это забавная скульптурная группы, изображающая городового и маленькую собачку. Автор скульптуры, Александр Смирнов, одел городового в форму образца 1907 г. На груди у него жетон с номером калужского региона – «40». По мнению калужан, жетон следует тереть, чтобы не попасть в неприятности с законом. А вот пряжку на ремне трут просто так, на счастье. Лицом городовой очень похож на своего автора, Александра Смирнова. Только животик у статуи более солидный. Видимо, эта деталь фигуры досталась городовому в напоминание о том, что поставлен он на деньги пивной компании. До установки скульптуры горожане долго критиковали городового в соцсетях. А городские власти чуть не отправили «на мыло» собачку, долго решая, с какой именно стороны от городового её поставить. В итоге, по-моему, получилось очень мило.
Тут я, пожалуй, закончу. Но это далеко не всё, что можно увидеть в Калуге и чем она интересна.