Отгремели вместе с грозой и безумными ритмами три фестивальных дня «Дикой мяты». Фолк, рок, джаз с примесью «этно» звучали с двух сцен практически в режиме нон-стоп. Пятьдесят коллективов, включая российские и зарубежные, давали жару в Этномире под Калугой. И тысячи людей на зеленом танцполе заводились вместе с ними, подчиняясь невесть откуда взятому внутреннему посылу к самовыражению. И какой ливень или гром тут могут быть помехой! Они только дополняли картину своими аккордами, доводя происходящее до эпичных в каком-то смысле масштабов.
Но чтобы понимать это и чувствовать, нужно, конечно, быть немного из другого, чем обычные люди, теста. Нужно не просто любить сложную «корневую» музыку, но еще и стремиться к личной самоидентификации. Кто ты? Откуда будешь? Зачем?.. Такие вопросы, уверен, совсем не чужды тем людям, которые из года в год приезжают на «Дикую мяту» (нынешний фестиваль, кстати, уже седьмой). Они, как и их любимые музыканты, находятся в поисках того самого смысла, которого нам так часто не хватает в обыденной жизни.
И каждый это понимает по-своему. Кто-то косоворотку оденет и подпоясается, кто-то венок сплетет и задумчиво посидит на закате... А кому-то захочется уйти еще дальше — в оккультизм и шаманство. Тоже неплохо с точки зрения тренировки фантазии и воображения. И для этого на фестивале есть все – и лавки с восточными делами, и мастер-классы йоги, сувениры-амулеты, аюверда и прочая харикришна... А выглядит всё это одним большим балаганом под открытым небом, в которым всем хорошо и просто, а чаще – даже весело!..
Настрой на праздник, в котором на равных участвуют и музыканты, и зрители – ключевая формула фестиваля. А говоря о его музыкальной концепции, продюсер Андрей Клюкин, подчеркивает:
— Мы за ту музыку, которая не создана по заказу, а произрастает сама по себе, как настоящая дикая мята. И её мы готовы поддерживать!..
Среди участников много таких групп, которые представлять не надо. Каждый, кто раз или два бывал на «Дикой мяте», знает их и любит. Например, «Сурганова и Оркестр». Но было много и новых имен. Обо всех можно прочитать на официальном сайте «Дикой мяты», а заодно и посмотреть клипы их выступлений. Поэтому не стану повторяться, скажу лишь о группе, которая зацепила — The Toobes из Белоруссии. Всего две гитары и ударные, а такой драйв устроили на сцене — вполне в духе мятежных шестидесятых. И фронтменом у них, кстати, ударник, что тоже добавляло пикантности и интриги в выступление группы!..
Но в основной массе публика особо не эстетствовала. Наверняка, среди гостей фестиваля были истинные и тонкие ценители world music. Большинство же приехали на огромную поляну Этномира именно оттянуться, вдоволь натанцеваться и прожить три дня дикарями — в палатках и на «подножном корме». Что ж, каждому поколению свои радости. Когда-то и гармошка с балалайкой за околицей были романтикой. Потом им на смену пришли барды, костер и палатка. А сегодня без тысячеваттных колонок уже и вечеринка не вечеринка…
И надо заметить, с ваттами на «Дикой мяте» было все в порядке. Как и с другими аспектами сложнейшей организации трехдневного сейшена. На удивление четко сработали все службы компании J Group – многолетнего вдохновителя и организатора фестиваля. Все было оформлено и запущено в срок, работало как часы и без сбоев, включая сцены, парковки, палатки с едой, кипяток и туалеты… А ведь еще были артисты, переговоры с ними, доставка и размещение, транспорт и безопасность... Колоссальная сложность и ответственность, что впору снять шляпу в знак уважения!..
И мне вот тут о чем подумалось: ведь можем! Уже можем и главное – хотим. Делать фестивали вполне международного уровня. И без Минкульта, кстати, без бешенного бюджетного бабла и сопутствующего ему распила. Без гопников вместо секьюрити и обдиралова на билетах или сопутствующих «услугах». Кстати, и без бухла (хотя кто у нас в это поверит!), единственное заведение с пивом было за территорией праздника… И если и были какие-то шероховатости в течении этих трех плотных дней, то они решались по ходу, без истерик и эксцессов.
Так что фестиваль удался! Именно так, как и ожидалось многими его поклонниками. И хочется думать, что секрет его успеха был как раз в том, а может быть, — и главным образом в том, что его организаторы относились к нему не только как к бизнесу, но и мисси. Это ведь искусство, как ни крути, высокий по смыслу процесс. А тут — мать природа, личная свобода от разных урбанистических условностей, настоящая музыка, идущая от сердца, — все, что нужно человеку для того, чтобы его душа расцвела и полетела впереди него мелкими волшебными пташечками!..
Еще оттуда же: turbina.ru/blogs/view/Klouny-…
Анатолий Струнин
Калуга