Для меня стало неожиданностью, что не все калининградцы знают о Кнайпхофе. Когда я спросила свою подругу, живущую в городе почти 20 лет, что хотела бы посетить Кнайпхоф и как туда добраться, она недоуменно ответила: «А что это?» Ну, где наша не пропадала, пришлось искать самой.
Кнайпхоф (нем. Kneiphof, от прусского knypabe, «окружённое водой, рекой») — укоренившееся старое название одной из островных частей бывшего Кёнигсберга и исторического района нынешнего Калининграда. В простонародье он именуется как «остров Канта».
Украшением его является монументальный Кафедральный собор (Konigsberger Dom). Его можно рассматривать как памятник истории и архитектуры, как музей (В музей за впечатлениями) и как органный зал (Орган как голос вечности).
Оказывается, уже в начале XIV века Кнайпхоф в западной части острова был заселен довольно густо и в основном купцами. Городские права же он получил 6 апреля 1327 года вместе с гербом и печатью. И как прочие города должен был подчиняться Тевтонскому Ордену, платить «признательную пошлину» на землю, иметь свое ополчение и пожарную команду.
С развитием торговли расстраивался и город. Площадями, улицами (в т.ч. самой узкой в 68 см) и переулками, церковью и ратушей, все как положено.
В районе нынешнего Эстакадного моста, к примеру, с видом на бывшую улицу Мясных лавок была и малая Соборная площадь.
Сегодня это главная аллея острова, спустившись по мосту, попадаем прямо на неё.
Разводные мосты через Преголю, соединяющие Кнайпхоф с поселениями на материковой части, хоть и были местом религиозных шествий и праздничных процессий, но в основном имели оборонное значение. К Кафедральному собору ведет Медовый мост – пешеходный, самый молодой и, наверное, самый используемый. Это кратчайший путь из Рыбной деревни к Кафедральному собору. Все ограждения в «замочках верности», здесь всегда фотографируются молодожены и гости города. А ведь когда-то за право постройки этого моста жители заплатили не одну бочку меда.
Из прежних 7 мостов сегодня сохранились далеко не все (про них Эйлер даже задачку, послужившую поводом для создания теории графов, придумал).
Вокруг собора на участке в 5 га разбит прекрасный парк со свободной пейзажной планировкой. Главная аллея идет параллельно «рукавам» реки Преголи, и все тропинки выходят к ней.
Кроме того, что в коллекции парковой флоры представлены не только растения региона, но и выходцы из Европы, Америки, Китая и Японии, там много скульптурных композиций (их 23), объединенных темой «Человек и мир».
Парк был создан в 1984 году по решению властей и сегодня это не просто место отдыха, а настоящий центр притяжения для туристов, да и сами горожане проводят там свободное время с удовольствием.
Но доминантой Кнайпхофа, безусловно, считается Кафедральный собор, его еще называют Домским собором Богоматери и Святого Адальберта.
Значение Кафедрального собора трудно переоценить, для Калининграда он почти то же, что Кремль для Москвы. Это визитная карточка города, один из его символов и достопримечательностей. Недаром же изображение собора можно увидеть на любой сувенирной продукции (с 2002 года Кафедральный собор как товарный знак зарегистрирован в Министерстве культуры и свой процент дохода от коммерческой деятельности может использовать для реставрации).
Хотя первый кафедральный собор (1297-1302) был в Альтштадте с юго-западной стороны. И если для Альтштадта он был хорош, то для столичного Кёнигсберга слишком мал. Кирпичи разобранного в 1330 году старого собора послужили материалом для строительства нового.
Кафедральный собор, основателем которого считают епископа Иоганнеса Кларе, изначально задумывался как кирха, но с функциями оборонительной крепости. Формально днем его «рождения» принято считать 13 сентября 1333 года (хотя точная дата неизвестна), именно в этот день было дано добро на строительство Верховным магистром Лютером Брауншвейгским, но он обязал возвести церковь как таковую, т.е. без всяких укреплений. Формально постройку закончили в 1380, хотя работы продолжались еще долго.
В однонефной части с высокими хорами молились рыцари, в 3-х-нефной – простые прихожане.
До реформации в XVI веке он считался главным католическим собором города, посвященным Иисусу Христу, Деве Марии, св.Адальберту и всем Святым. С 1528 года собор в качестве приходской кирхи стал собственностью города Кнайпхофа, а с 1560 — университетской церковью расположенной по соседству Альбертины. У северной стены в 1588 г. была устроена «профессорская усыпальница», и все ученые мужи Альбертины имели право быть в ней похороненными. Там же обрел покой герцог Альбрехт и некоторые представители его рода. А в 1595 году в соборе появилась крестильня.
Чем только не приходилось бывать культовому сооружению за годы своей долгой истории. Графу Вильгельму IV Голландскому в 1344 году было разрешено перезимовать в еще недостроенном здании вместе с его многочисленной свитой и лошадьми, а в 1807 из фамильной герцогской усыпальницы французы сделали тюрьму.
В 1944-м собор и окружающие его постройки во время налета авиации союзников прямого попадания бомб избежал, но пострадал от пожара, превратившись в руины. От величия собора и роскоши его убранства, увы, ничего не осталось. И потом он чуть не разделил участь бывшего Королевского замка. Могила Канта стала настоящим спасением сооружения от сноса.
Власти долгое время терпели остатки «символа прусского милитаризма и фашизма» в новом социалистическом городе и не восстанавливали собор, хотя разговоры велись, и вариантов было несколько. Даже попытки предпринимались, хотя и принесли они больше вреда, нежели пользы.
В советское время собор в стиле кирпичной (балтийской) готики, прекрасно сочетающий в себе дух старой Пруссии и немецкую классику даже стал объектом культурного наследия и памятником архитектуры республиканского значения № 0058 (в России таких сооружений по пальцам перечесть), но продолжал разрушаться.
С веками просел фундамент и башенная часть, рухнул свод северного нефа, а облегченная кладка, не выдержав нагрузки, дала трещины.
Обследование и активное восстановление исторического здания начали лишь с 1992 года. Колокола и часы установили в 1995. Их вид напоминает часы 1640 года, но это самые точные часы Калининграда, их современный механизм сверяет время со спутником.
После последнего богослужения 07.05.1995, общего для православных, католиков и протестантов, службы в соборе не проводятся, действуют лишь православная и евангелическая часовни.
Но не только здание красиво само по себе, интересны детали собора и окружающего его пространства.
Вот могила Иммануила Канта, уроженца Кёнигсберга и родоначальника немецкой классической философии. Его мысли живут до сих пор, ему же принадлежат слова: «Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков… девиз Просвещения».
Кант стал последним, кого похоронили здесь. Прах его упокоился в «профессорской усыпальнице» собора в 1804 году, а остров стал носить имя прославленного ученого.
В 1809 склеп, пришедший в негодность, снесли и устроили прогулочную галерею. В 1880-м над могилой возвели часовню. На ее месте в 1924 году к 200-летию философа за решеткой у северо-восточного угла здания создали мемориальный портик — открытый зал, посередине которого стоит каменный гроб. Но останков Канта в нем нет, они глубже.
После войны могила стала тем немногим, что уцелело в удовлетворительном состоянии, когда вокруг все было в руинах. В 1996 году при восстановлении собора она была отреставрирована одной из первых.
Вообще здесь многое связано с именем Канта, даже адрес собора — улица Канта,1.
Рядом памятник герцогу Альбрехту Бранденбургскому (1490 -1568), последнему великому магистру Тевтонского ордена и первому герцогу Пруссии, похороненному в соборе. Это один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения, при котором Пруссия немало продвинулась во всех сферах своего развития. Именно он упразднил Орден и объявил об изъятии церковных земель в пользу государства, при нем Пруссия превратилась в светское герцогство (хотя и зависимого от польской короны). Он проявил себя как блестящий дипломат и сильный правитель. При нем начались перемены, ставшие коренными в судьбе Пруссии.
Кроме того, герцог Альбрехт в 1544 году основал университет в Кёнигсберге. На месте 1-го здания Альбертины и установлен памятник его основоположнику.
Сувенирные лавки находятся перед Собором с восточной стороны. И как раз перед памятником Юлиусу Руппу.
Камень с бронзовым портретом не надгробный памятник. Преподаватель кёнигсбергского университета, теолог и общественный деятель, проповедовавший свободу, равенство, идеи нравственности и справедливости, даже в прусский парламент избиравшийся дважды, похоронен на кладбище у Королевских ворот. Как оратор, писатель и человек он пользовался среди людей большим авторитетом, но призывы его не поддерживались властями и не принимались церковью, что и поставило его в ряды оппозиции.
Камень был установлен перед домом, где когда-то жил Ю.Рупп (1809–1884), в 1909 году в честь 100-летнего юбилея революционера-демократа. Такой памятник с портретным рельефом городу подарила его внучка — скульптор и художница Кэте Кольвиц, для которой Кёнигсберг тоже был родным городом.
Это памятник муниципального значения, хотя и копия (оригинал не сохранился).
А что касается захоронений, то собор как главный лютеранский храм Восточной Пруссии стал усыпальницей целого ряда лиц из высшего света, родовитых дворян и видных представителей духовенства, свидетельствами тому – эпитафии на надгробных камнях. Более сотни их украшали стены собора внутри и снаружи, но сохранились немногие.
Богатое убранство осталось лишь в архивных документах. Самой монументальной эпитафией в соборе был надгробный памятник герцогу Альбрехту Гогенцоллерну с гербами, колоннами и скульптурами внушительных размеров (11х12,5 м), установленный в 1572 г. после его смерти. Имеются и более скромные надгробные надписи. Эпитафия Иоханна фон Крейтцена и жены его Еуфемии одна из таких.
На стене со стороны главного входа памятный знак российскому императору Петру I, который 6 раз бывал в Кёнигсберге. Отсюда и даты 1697-1711, 1712-1713, 1716 -1717 г.г.
Перед входом в собор установлен бронзовый макет, на котором с точностью воспроизведен исторический центр Кёнигсберга до августа 1944 года, после которого он был разрушен. Это подарок городу от немецкого благотворительного общества. Он изготовлен на пожертвования бывших уроженцев города, многие из которых теперь проживают в Гамбурге.
Прогулка действительно заставила заглянуть в прошлое сквозь толщу веков, когда Кнайпхоф был «духом-хранителем» Кёнигсберга, «душой» города остается он и сейчас. А атмосфера, созданная силой духа людей, живших здесь прежде, как бы помпезно это не звучало, воздействует на тех, кто здесь сегодня и сейчас.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: