Как-то раз поздней осенью задумчиво разглядывала карту Карелии с мыслью «эх, махнуть бы в какую-нибудь глушь». Взгляд упал на посёлок Калевала. Беломорская Карелия, 180 км от ж/д станции Кемь, примерно на высоте финского Оулу. Хорошо, далеко.. Вспыхнули в голове образы одной из любимых книжек детства — карело-финского эпоса «Калевала» — суровая и прекрасная природа, сильные мужчины и гордые красавицы, чародеи и чудища, мрачноватые приключения героев и всё это под звуки кантеле. Мысль о путешествии начала обретать форму. Читаю доступную в интернете информацию, и оказывается, что Калевала — совсем не запорошенный край. На 6000 жителей в этом районном центре столько заведений культуры, что не в каждом городе встретишь — Дом детского творчества с театром, Дом культуры, Калевальский национальный театр, Калевальский народный хор, Этнокультурный центр, два музея, детская музыкальная школа, спортивная школа, три библиотеки. Мало того, для желающих совершить побег из цивилизации есть все условия — в Калевале хорошо развит активный, приключенческий и познавательный туризм. Копнув глубже, выясняется, что земля калевальская богата и литературными талантами. Есть энтузиасты, бережно сохраняющие наследие карельских писателей и поэтов, которых было и есть немало. Начинаю не просто хотеть, а планировать поездку. Все друзья проинформированы, но большинство отговаривают, мол, что там делать на этом севере — глядеть на покосившиеся избы и алкашей? Но я совершенно уверена, что съезжу не зря. В нашем лексиконе появляется новое слово «закалевалить» — то есть покинуть цивилизацию, отправившись в глушь в полное приключений путешествие.
Сосна Лённрота, под которой, по легенде, в первой половине 19 в. финский врач Элиас Лённрот записывал древние эпические песни — руны, сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. "Калевала" записана главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском районе), насчитывает 22 795 стихов
Собираюсь «закалевалить» именно зимой, когда линии чётче и набор красок ограничен. Отправляюсь в конце февраля, чтобы попасть на празднование 23 февраля, Масленицы и Дня эпоса Калевала 28 февраля, когда в посёлке проводится много тематических мероприятий. Надеюсь воочию увидеть землю, родившую героев эпоса, услышать звуки кантеле и окунуться в нетронутую красоту севера.
Небольшое перемещение тела по планете — и вот я в ослепительно бело-голубом зимнем дне.
— Вчера ещё была метель, а сегодня вы привезли солнце, — говорит водитель частной маршрутки Кемь-Калевала (500 руб. с человека). В самой Калевале общественного транспорта нет, только такси (70-100 руб. по посёлку).
Снег весело скрипит под ногами, сводя с ума городской мозг, воздух чист и прозрачен. Посёлок большой — 5 км в диаметре, стоит на огромном озере Куйтто, протяженностью 140 км.
Никакой заброшенности и дряхлости — аккуратные домики, чистые автомобили.
В Калевале у многих приличные иномарки и джипы. Много Нив и УАЗиков, потому что весной в распутье не проедешь
Возле каждого двора тебя встречают-провожают собаки. Весьма грозные на вид карельские лайки, приближаясь к незнакомцу оказываются добрейшими созданиями — начинают улыбаться и мотать хвостом. «У добрых хозяев — добрые собаки, у злых — злые», — говорят местные. Понимаю, что люди здесь живут добрые.
Основные цвета зимней Калевалы — белый, голубой и серый. На самом деле не серый — а тысяча оттенков серого. Находясь там, наслаждаюсь благородными стальными переливами утреннего озера, чуть печальными видами северных изб, но как-то не могу сформулировать мысль, что же мне так нравится. Пока не знакомлюсь с поэмой карельского поэта Яакко Ругоева «Гимн серому цвету», где автор с нежностью говорит о цвете старой баньки, лемеха осинового и прялки, ватника и тёплого свитера, скал и ягеля. Нахожу нужную фразу, с которой полностью согласна: «Да, мне близка палитра сурового задебренного края! Неисчислимы серые тона.»
Все калевальские учреждения располагаются в симпатичных старых деревянных домах. Только пара новых торговых центров выбивается из общей картины. В местной библиотеке можно провести целый день, рассматривая старые фотоальбомы или разнообразные издания эпоса «Калевала», которая была переведена на более чем 100 языков. В африканском издании северные герои Вяйнемёйнен и Йоукахайнен забавно представлены в виде ребят в набедренных повязках. Для любителей жести есть «Калевала» в чёрных комиксах.
Эпос "Калевала" — это не заезженный туристический бренд в Калевале. Это часть жизни и традиции. "Калевала" в названиях улиц и магазинов, ставятся спектакли по мотивам эпоса, в детских садах и школах проводятся многочисленные тематические мероприятия. Художники и музыканты черпают вдохновение в романтизме "Калевалы".
Хорошего книжного магазина в Калевале нет, но кое-что можно найти в Этнокультурном центре. Я совершенно счастлива, купив книгу о карело-финской кухне.
Карельская кухня и гостеприимные калевальцы заслуживают отдельных слов. Стоит приехать в Калевалу хотя бы для того, чтобы попробовать калитки — пирожки из пшеничной или ржаной муки, — которые выпекают в столовой «Куйтто». Марина Фёдорова, повар во втором поколении, делает их великолепно. С творогом, картофелем, пшеном — всё вкусно. С домашней кухней имею счастье познакомиться во многих домах — охотника Александра Иванова, травницы и гениального кулинара Лены Крачковской, резчика по дереву и рыбака Владимира Лукина, хуторянина Сергея Аничкина. Пирог с ряпушкой, солёный лосось, печёная боровая дичь — куропатки и тетерева, мусс из брусники, варенье из черники и вкуснейшее морошковое варенье. Питаться можно совсем недорого — в столовой "Куйтто" комплексный обед стоит 150 руб.
Саша — охотник и Лена — травница. На столе kalakukko — рыбный пирог с ряпушкой, Лена нарезает грудку печёного тетерева
Что касается проживания, то в Калевале выбор на все вкусы — есть и вполне комфортабельный отель от 850 руб. за человека, и коттеджи, и охотничий домик в глуши, куда тебя могут закинуть на снегоходе с набором продуктов и забрать через две недели то, что от тебя останется. Можно договориться с местными и жить в деревенском доме за 500 руб. за ночь. В каждом доме есть баня, около 300 руб. за человека. Баня в доме Владимира Лукина — солидная, горячая, с лёгким весёлым паром. Прыжков в сугроб не избежать. А в доме травницы Лены Крачковской баня включает настоящую спа-программу — обхаживание веником, волшебный пилинг из травок и карельских афродизиаков плюс массаж. Эффект от процедур ошеломляющий (стесняюсь писать подробности).
Штрихи к портрету сегодняшней Калевалы добавляются с каждым походом в гости — и общее впечатление такое — у людей есть стержень. Глубокая связь с природой, установка на сохранение семейных ценностей, энтузиазм в деле восстановления карельского самосознания, вера — это залог того, что на калевальской земле не прервётся связующая поколения нить. "Не знаю, чем таким карельский народ отмечен, его столько раз пытались уничтожить. Но я верю, что он выкарабкается", — говорит хуторянин, кузнец Сергей Вячеславович Аничкин.
Михаил Степанов — сын известного карельского писателя Ортьё Степанова, Сергей Аничкин, Татьяна Аничкина, Ольга Степанова. Половики сотканы Ольгой по мотивам поэм Яакко Ругоева: "Гимн серому цвету", "Брусничная поляна", "Иван-чай".. Так что это и не коврики вовсе, а иллюстрации
Неделя погружения в Калевалу — это и банные радости с прыжками в снег, и непрерывное общение в духе застольной байки, и поселковые праздники. Довелось погулять на местной свадьбе, поднять за молодых рюмку домашнего самогона за обильным столом, поймать букет невесты и услышать приглашение от всех гостей приехать летом снова. Когда можно будет поездить по соседним рунопевческим деревням, добраться до языческих сейдов и грандиозных порогов, половить рыбу и пособирать ягоды.
Масленица. Для детей развлечения — горка, катание на снегоходе, на санях с лошадкой и на собачьих упряжках
Хоккейная команда "Калевальские Медведи". Тренировка перед выездом в Кемь на товарищеский матч с ветеранами из Канады
Увожу с собой необыкновенное северное тепло и пару литров морошкового ликёра.