Блистательные индуистские храмы Кхаджурахо, безупречно восстановленные после почти целого тысячелетия заброшенности и забвения, входят в число самых значительных из всех исторических монументов Индии.
Широко известные, прежде всего благодаря изысканной чувственности и откровенному эротизму своей скульптуры, они были построены между 10 и 12 веками и представляют собой величайшее архитектурное достижение Чандельской (Chandella) династии. Таинственным образом Чанделлы, похоже, вскоре позабыли о храмах и потребовалось их «открытие заново», чтобы эти шедевры в полной мере оценили в Индии, не говоря уже обо всем мире.
Каджурахо вырос из небольшой бывшей деревни. С 950 года по 1050 год нашей эры в Каджурахо возводились многочисленные храмы во славу бога Чанделлы. Местные жители утверждают, что Чанделе это нужно было для повышения рождаемости, но, возможно, он просто радовался жизни. Это время считается расцветом архитектуры. Было создано 85 храмов!
Однако до наших дней сохранилось лишь 22 из них. Уникальность храмов заключается в их настенных каменных скульптурах, изображающих картины из жизни. Скульптурные композиции храмов Каджурахо — самые известные в мире. Некоторые скульптурные зарисовки очень пикантны и откровенны.
Храмы любви Каджурахо нужно обязательно посетить влюбленным парочкам и любознательным путешественникам.
Каждый из храмов Каджурахо настолько филигранен и тонок по работе, что кажется высеченным из единого каменного монолита чей-то божественной рукой. Чем ближе к ним подходишь, тем большее удивление они вызывают. Фризы фасадов усеяны, заполнены немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен, красивых дев и любовных пар.
Каджурахо, несомненно, притягателен. Именно благодаря замысловатым и прекрасно созданным скульптурным композициям, храмы Каджурахо стали всемирно известны. Такое впечатление создается тысячами скульптур и скульптурных композиций, украшающих каждый дюйм стен храмов. Поэтому не удивительно, что в этой маленькой деревушке, затерянной среди лесов, есть свой собственный аэропорт с регулярными рейсами в Дели.
Эротические сцены представлены на относительно небольшой части фресок, хотя все скульптуры пронизаны тонким эротизмом, манифестирующим красоту чувственного человеческого бытия, отраженного с интригующей и изящной откровенностью.
Главный мотив – женщина, празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях. Женщина, пишущая письмо, играющая с ребенком, приоткрывающая тонкую лодыжку… Женщина, вынимающая занозу из ступни, целующая любовника в полном растворении, смотрящая в зеркальце на свое прекрасное отражение… Женщина, расчесывающая волосы, играющая на флейте, танцующая с радостной энергией… Женщина — невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью.
Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла.
Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви. Сколько бы вопросов не рождали храмы Каджурахо, сколько бы теорий не выдвигалось на сей счет, возможно, ответы так никогда и не будут найдены. Несомненно, одно только путешествие в самое сердце индийского штата Мадья Прадеш стоит того, чтобы проделать долгий путь.