Как известно на Кавказе имеется 6 вершин высотой более 5000 м. Две из них всем известны. Это Эльбрус (5641) и Казбек (5043), - пики, определяющие границы Центрального Кавказа. Четыре остальных пятитысячника расположены в ущелье Безенги, - это Дыхтау (5204 м), Коштантау (5151 м), Шхара (5068 м) и Джангитау (5058 м). Здесь же находится грандиозная труднопроходимая Безенгийская стена. Здесь, даже летом можно услышать грохот лавин и ледопадов. В ущелье Безенги действует альплагерь.
Конечно, для посещения ущелья Безенги необходимо взять пропуск в погранотряде Нальчика. У КПП погранотряда можно встретить старых знакомых, направляющихся во все долины Кабардино-Балкарии: Баксан, Чегем, Безенги, Верхнюю Балкарию, порадоваться приятной неожиданности и вспомнить былое.
Последние 20 км пути от поселка Булунгу ехали по каменистой горной дороге. Машины шли тяжело. Часто приходилось выходить и толкать их в гору. На «девятке» вышла из строя помпа - двигатель перегрелся. Хорошо, что рядом оказалась погранзастава - всего метров 200 под горку. Наши пограничники – бравые ребята - любезно разрешили оставить машины у них.
Оказалось, что проблемы с машиной в этих местах типичная ситуация и в альплагере хорошо налажен сервис по доставке запчастей для ремонта авто из Нальчика. Пока мы прогуливались по ледникам Мижирги и Безенги, нам за символическое вознаграждение доставили новую помпу с прокладкой и герметик. Ремонт провели собственными силами.
Попытка отблагодарить командира заставы за гостеприимство закончилась грандиозным товарищеским завтраком, во время которого водителям авто пришлось только облизываться. В довершении всего нам подарили месячного щенка – помесь немецкой и кавказкой овчарок, которого мы назвали Шхарой в честь одноименной пятитысячной вершины и привезли домой.
У Джанги-коша встретили группу иностранцев. Гид - русский парень альпинист, владеющий английским, - подсел к нашему очагу покурить. Говорит: «Иностранцы жалуются, что здесь недостаточно сервиса. А я им объясняю, что это не Альпы, Кавказ по духу ближе к Гималаям». Достойный ответ любителям сервиса.
По пути назад, решили из Кисловодска проехать к морю через Карачаевск и Майкоп. В тот год были очень сильные дожди, и в северо-кавказском регионе затопило и снесло водой несколько деревень. По пути обнаружилось, что дорога в Карачаевск во многих местах снесена оползнями. Хорошо, если оставалось хотя бы половина дороги, и можно было проехать, прижимаясь к склону. Раз семь пришлось съезжать с асфальта вниз, по бездорожью переправляться через ручьи, а потом выкарабкиваться на дорогу с противоположной стороны оврага.
В Карачаевске обнаружилось, что мосты через Кубань снесены. На всех дорогах, в том числе и той, по которой мы приехали, стояли знаки «движение запрещено». Казалось, мы попали в мышеловку. Но местные жители подсказали, по какой дороге нужно двигаться, не взирая на запреты, чтобы попасть на единственный уцелевший мост и далее на трассу. Вот так мы выбрались из «мышеловки» и продолжили путешествие, теперь уже в сторону моря.