По традиции, сложившейся в последних поездках, я вновь пишу краткий отчет о стране. И даже сохраняю последовательность изложения, придуманную ранее. На этот раз речь пойдет об Израиле. Чтобы все описанное выглядело более наглядно, я решил добавить фотографии. Подробные фото отчеты о каждом месте будут, естественно, позже. А это, так сказать, — для "затравки". Все, что здесь изложено — это практическая информация о стране с примесью личных впечатлений.
В этом отчете есть как положительные моменты, которые произвели на меня впечатление, так и отрицательные моменты, которые, наоборот, испортили впечатление о стране. Для начала познакомимся с местом, о котором пойдет речь. Израиль находится в кольце нескольких арабских стран, которые питают к нему всю палитру чувств, кроме любви. С этими странами складываются очень напряженные отношения. В любой момент война здесь может возобновиться. На карте хорошо видны эти страны: Ливан, Сирия, Иордания, Египет. Жизнь израильтян и пребывание в стране туристов в таких условиях — весьма специфичны. Местные жители, похоже, на этом не заморачиваются — уже привыкли. А вот заезжим туристам некоторые вещи непривычны, но именно они составляют местную экзотику.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Сначала, воодушевленный планами поездки в новую страну, я начал рисовать на бумаге "глобальный туристический маршрут", как это было с предыдущими странами. Мне хотелось посетить побольше городов и посмотреть побольше всего интересного, как в Южной Корее, Вьетнаме, Индии. Но вот незадача. По мере того, как я изучал информацию о стране, я понял, что от моего первоначального "кольцевого маршрута", в который вошло порядка 20 городов, придется отказаться.
Если посмотреть на карту Израиля, можно увидеть регионы, которые врезаются в территорию страны анклавами. Это — Палестинские территории и сектор Газа.
На этом фото, которое я сделал телеобъективом, уже находясь в Иерусалиме, хорошо видна высокая стена, разделяющая город с Палестинской территорией. Когда еще до поездки до меня дошло, что это — агрессивные по отношению к Израилю анклавы, желания побывать везде и всюду у меня резко поубавилось. Вникая в суть вопроса, я ознакомился в документальных фильмах на Ю-Тубе, как палестинцы и израильтяне "любят друг друга". Особенно в Хевроне, который я сначала, по наивности, включил в маршрут предстоящей поездки. Предлагаю посмотреть: *youtube.com/watch?v=P7DMaMnwt….
Короче, западная часть — вдоль реки Иордан, "выпала" из моего путешествия автоматически. Возможно, туда и ездят какие-то смельчаки, но моя жена напрочь отказалась от этого. Кстати, путеводитель, который я купил до поездки так и назывался "Израиль и Палестинские территории". Мне очень хочется посмотреть на туристов, которые проследуют всеми путями, там изложенными. Говорят, что палестинцы тоже любят туристов, ведь это — источник дохода, и к туристам относятся весьма лояльно. Мы решили на себе этого не проверять. Одна фраза из "Википедии" "внутри границ и линий прекращения огня" как-то отрезвила меня от романтического восприятия страны.
К большим географическим достоинствам Израиля я бы отнес компактность его территории. С севера на юг страна протянулась всего на 470 км. Для сравнения, Вьетнам — растянут на 1600 км., а Индия — на более чем 3000 км. Внутри Израиля нет необходимости пользоваться самолетами, а это — существенная экономия бюджета. Отказавшись от тактики переезда из города в город, я выбрал другую тактику — останавливаться в каком-то городе, и оттуда ездить в разные места. Основными точками базирования стали Хайфа на севере, Иерусалим — в центре и Эйлат — на юге страны. В каждом из этих мест мы ночевали по одной неделе. В общей сложности мы посетили всего 14 разных мест. Решили этим списком ограничиться, учитывая описанную выше ситуацию с Палестиной. Побывать в Иерусалиме — духовном центре страны и Назарете — городе, где родился Иисус — это уже много значит для христиан.
Был логичный вариант — проехаться по побережью Средиземного моря по всем городам, но опять же — упираешься "рогом" в сектор Газа. И, оппаньки, приехали! С частью городов побережья мы, в любом случае, познакомились: Акко, Хайфа, Натания, Яффо, Тель-Авив.
Можно было посетить еще Ашдод, Ашкелон, Беэр-Шеву. Но их близость к ХАМАСу лично меня не воодушевила: ru.wikipedia.org/wiki/ХАМАС. Да и возвращаться в исходное место, уезжая далеко из исходной точки, я очень не люблю. Страна, как оказалось, для любого россиянина не дешевая. Если бы мы последовали по круговой схеме, примененной в Южной Корее, с ночевками в каждом городе, наш бюджет вылетел бы за все допустимые рамки.
Больше всего мне понравилась в Израиле очень разнообразная природа.
Господь наградил эту местность красивыми горными пейзажами. Когда мы ехали в Цфат и Тверию на севере страны, я был поражен видами, мелькающими за окном — с полями камней, как будто выросшими из земли (жаль не снимал там из автобуса). Красота необычайная. Множество экзотических растений. Вот такими апельсины редко кто из нас видел. Мы привыкли видеть их уже спелыми.
Три природных парка, в которых мы побывали, — это лишь малость всего, что можно увидеть в стране. (В Израиле 66 национальных парков и 190 заповедников). Среди них — Тимна — красивые скалы в пустыне Арава, недалеко от Эйлата.
Эйн-Геди — оазис в горах, рядом с Мервым морем. И Бейт-Гуврин в центре страны — где был открыт подземный город.
В общем, природа произвела на меня намного большее впечатление, чем хождение по церковным святыням. Природа не разделяет людей по религиозному признаку, она чиста и прекрасна. Вот, думаю, ради чего стоит ехать в Израиль — даже в январе здесь цветут деревья и радуют глаз цветы на лугах.
ПОГОДНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Январский Израиль с погодной точки зрения стал для нас разочарованием. Это в стране — самый холодный месяц в году, когда традиционно выпадает много осадков. Но похоже, что в этом году "небесная канцелярия" ниспослала на наши головы чрезмерно много воды и низкую тепературу. И ведь мы, по какому-то закону подлости, не стали покупать в дорогу дождевики — просто поленились. Теперь смешно, но на самом деле, мы ехали в страну купаться. Оказалось — зря возили с собой купальные принадлежности. Эйлат — это, вам, не Фукуок с Пхукетом. И Ближний Восток зимой — это не Юго-Восточная Азия. Жена все-таки окунулась один раз при температуре воды +20 градусов. Но было реально холодно. В Эйлате мы наблюдали "моржей" из России, которые ежедневно совершали заплывы. И это при том, что мы даже в самом южном городе страны не снимали с себя курток. Для жителей Уфы или Норильска, которых мы встретили — купаться было нормально. Для нас — нет.
Из всех городов самая комфортная погода в январе была в Тель-Авиве и в Эйлате. Оказалось, что 2-х недель пребывания в Израиле в январе — за глаза хватает. Неделю мы планировали купаться, но ошиблись. На севере, в самом начале путешествия — начиная с 29 декабря, нас порадовали четыре солнечных дня. Потом полили дожди и это продолжалось неделю.
Мы промокли в Хайфе, в Назарете, потом — до ниточки в Натании и в завершении — в Яффо, где на нас не было ни одного сухого места.
Мы буквально сбежали с холодного севера страны в южный Эйлат, возлагая на него надежды. Но нам опять крупно "повезло" с погодой. Из семи дней в Эйлате лишь пару дней было солнечно. Потом — тучи и даже столь не свойственные для этих мест гром с молнией. Море мы лишь созерцали, но по сравнению с нашей ледяной зимой, было весьма комфортно. Правда, ветер во время шторма был, как в египетской Хургаде (кто был, тот знает, о чем речь). Уже, когда мы вернулись в заледенелый морозный Воронеж, поняли, что дожди в зимнем Израиле — это пустяк по сравнению с нашей зимой.
Неделя, отведенная в конце путешествия на Иерусалим, не добавила нам погодной радости. Город расположен в гористой местности (800 метров над уровнем моря) и отличается довольно резким климатом в январе. Когда мы были в Эйлате, здесь выпал снег. Это бывает не часто и не надолго. Но для теплолюбивых израильтян стало стихийным бедствием. В передаче местного ТВ "От шабата до шабата" показывали самые серьезные приготовления МЧС и армии в ожидании "снежного вторжения". У россиян это может вызвать улыбку. Но в стране, где летом бывает до +40, зимние морозы — это катастрофа, особенно на горных дорогах.
В общем, мы прибыли в Иерусалим уже после всего этого кошмара — было +5 и поливал дождь. Впрочем, на количестве туристов это никак не отражалось. В Иерусалиме мы наконец-то додумались купить маленькие зонтики и они нам помогли. Плюс наши куртки и свитера. В отеле выручал обогреватель — без него было бы тяжко.
В общем, мой вам совет. Если вы намереваетесь зимой в Израиле загорать и купаться, подумайте хорошенько. Есть для этого более теплые места на планете. В январе в Израиль ездят не валяться на пляже, а — знакомиться с библейскими достопримечательностями и природой. Подозреваю, что на побережье Средиземного моря летом очень даже неплохо. Но есть места для пляжного отдыха россиян явно подешевле — те же самые Болгария и Черногория (не говоря о Турции с Египтом).
ЭТНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Вот этот пункт в знакомстве со страной для меня оказался наиболее сложным. Вроде бы какое дело туристу до проблем страны, он ведь приехал не надолго? Но ведь хочется все осмыслить. Для всех не секрет, что одна из главных проблем Израиля, — арабо-израильский конфликт. Из всего населения страны (8.5 млн.) 75% жителей — евреи и 21% — арабы. Соотношение: примерно три к одному. Зачем же им враждовать? Парадокс состоит в том, что евреи и арабы по крови, практически, братья, у которых один прародитель — Авраам. Арабы пошли от его сына Исмаила, рожденного служанкой Агарью. А евреи — от Исаака, рожденного его женой Сарой. Получается, что "нагрешил" Авраам со служанкой, нарушая библейскую заповедь "не прелюбодействуй". Может, оттого столько проблем? Как я успел заметить, евреи в глубине души считают арабов "низшей рассой".
Межэтническая напряженность в Израиле заметна невооруженным взглядом. Особенно — в Иерусалиме, где евреи с арабами живут бок о бок, но разделенные невидимой стеной. Я посмотрел много документальных фильмов, посвященных этой теме. Например вот этот: youtube.com/watch?v=N2hDNQ4o5… .
Мы успели заметить, разные национальности живут в Израиле обособленно. И к туристам почти все относятся с интересом — ведь это деньги, которые сами идут к тебе в руки. Почти вся сфера обслуживания туристов: еда, транспорт, отели, как мне показалось, обслуживается арабами. Эти люди на первый взгляд, улыбчивые и услужливые. Но их навязчивый "сервис" лично у меня вызывает недоумение. Продавцы и таксисты — липнут ко всем и просто мастера обмана. Всем, кто был в Египте хорошо знакома эта проблема. Арабы сами отталкивают от себя туристов — не надо обманывать и вести себя нагло, как дикари. В сувенирные лавки Иерусалима просто заходить не хочется — слишком навязчивы продавцы.
Несмотря на то, что арабы — в меньшинстве, весь Израиль показался мне не еврейской, а арабской страной. Слишком активно ведет себя это меньшинство — оно всюду бросается в глаза и уши.
Даже в религиозной сфере: призывы муэдзинов с минаретов услышит даже глухой. Христиане и иудеи не создают столько шума и торгуют вроде бы не навязчиво.
Теперь о самих евреях. Во всех городах мы встречали "русских евреев". Их в Израиле целый миллион — это репатрианты из бывшего Союза. Мы беседовали с выходцами из Норильска, Санкт-Петербурга, Махачкалы, Баку, Минска, Одессы.
В Хайфе видели целый район — Адар, где все русское: от магазинов до афиш. Русские израильтяне помогали нам ориентироваться в стране, практически с первых шагов, когда мы вышли из аэропорта Бен-Гурион в Тель-Авиве. В этом удобство Израиля для российского туриста. Любопытно, что эти люди перенесли в новую страну образ жизни и привычки из бывшего Союза.
На улицах израильских городов мы встретили очень много стариков в колясках. И еще — молодых парней и девушек с русской внешностью с автоматами — они служат в армии (парни — 3 года, девушки — 1.5 года) и не пытаются от нее откосить, как это делается у нас повсеместно.
Евреи-ортодоксы — вот особая экзотика для туристов. Такое едва ли где-то еще увидишь. Одно одеяние этой этно-религиозной группы, которая носит все черное, вызывает нескрываемый интерес у туристов.
Глядя на них, как будто переносишься на пару-тройку веков назад. Мужчины-ортодоксы носят черные головные уборы и пейсы, свисающие по бокам. А женщины, как нам объяснили, и вовсе должны бриться наголо и носить парик. Собственно, от евреев-ортодоксов и исходит шаббат. С 16.00 пятницы ровно сутки все везде закрыто и транспорт не работает. Для иудеев — это выходной и священное время молитвы. А для туристов — большое неудобство. Но их спасают арабы, которые именно в шаббат — вне конкуренции. К услугам туристов: арабские магазины, таксисты и отели. И все работает. Какой-такой шаббат?
Я от шаббата не испытал восторга, хотя чужие традиции уважаю. Насколько я понял, далеко не все жители страны в восторге от строгих норм иудеев.
Особенно — русскоязычные евреи. Сам слышал в новостях о недовольстве жителей Ашдода, где большая русскоязычная диаспора. Они не разделяют устремлений ортодоксальных евреев, которые хотят регламентировать всю жизнь города на свой лад.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Мы для себя уяснили, что в Израиле намешана "гремучая этническая смесь". К примеру, в Южной Корее 95% населения — корейцы и там нет проблем этнического характера. В Израиле все намного сложнее. Надписи на указателях пишутся на трех языках: иврите, арабском и английском.
Вот наглядный пример на одной из улиц Иерусалима. Это, на самом деле, очень удобно для туристов. Впрочем, третий язык во многих местах игнорируется. Видимо, считается, что эти места иностранцев не касаются. К примеру, я нигде не увидел названий школ или предприятий на английском (может, плохо смотрел). Мы шли мимо и вообще не знали, что это. В Эйлате в запретной портовой зоне, огороженной устрашающим забором, не везде есть предупреждающие надписи на английском, что соваться туда не стоит. Откуда туристам знать, что можно, а что нет, они же не умеют читать на иврите? Благо, в транспорте в крупных городах (Хайфа, Тель-Авив) остановки объявляются и на английском. Мелких городов это не касается.
Английским в стране владеют далеко не все. Я все время испытывал дискомфорт, не зная, на каком языке мне обращаться с вопросом к прохожим или местным жителям. Начинал говорить на английском, мне отвечали на русском. А когда я сам обращался на русском, мне давали понять, что понимают только иврит. Я заметил, что арабы не в восторге от английской речи.
Несколько раз, когда я обращался к продавцам фалафеля и шаурмы с типичным "хау мач", они мне чуть ли не грубили в ответ, мол, не видишь, — все написано — читай. Хотя мне показалось, что арабы с симпатией относятся к русским. Видно, помнят отношения Брежнева и Арафата. В конечном итоге, я выбрал для общения определенную тактику. Когда мне нужно было к кому-то обратиться, я начинал с "Ду ю спик рашн ор инглиш?". Ответ моего собеседника давал мне повод отнести его к какой-либо этнической группе и продолжать диалог на русском или английском. Благо, в билетных кассах и отелях все владеют инглишем, а, зачастую, и русским. Это удобно. Что касается основного языка общения евреев, дальше приветствия "шалом" наши лингвистические познания в иврите не продвинулись. Не было необходимости. И, похоже, многие выходцы из бывшего Союза так и общаются на русском. Хотя я видел в транспорте, как они невзначай вставляли в русскую речь пару фраз на иврите.
Теперь пару слов об эмоциональности жителей страны.
Когда мы слышали двух общающихся между собой арабов, нам казалось, что они ругаются и готовы вот-вот подраться. Нас это часто вводило в недоумение. Видимо, это норма общения для "горячих" местных. Просто у русских как-то не принято очень громко разговаривать в транспорте или общаться, выкрикивая друг другу что-то через дорогу. Попадая на арабский рынок, мы, вообще, столбенели от стоящего там ора. Я читал, что правительство страны выпустило постановление, запрещающее продавцам громко выкрикивать свой товар. Но похоже, что такие запреты мало кого останавливают. Нам порой сложно было определить, кто перед нами — арабы или евреи. (Это — к вопросу о родственных связях). На самом деле, они очень похожи. И те и другие довольно громкие.
Евреи носят на голове кипы — удобный знак отличия. Арабы — тоже что-то носят.
Например, вот такой платок на голове, который у нас прозвали арафаткой. Но в таком виде я видел арабов только в восточной части Иерусалима, куда они приезжают с палестинских территорий. В общем, для того, чтобы отличать "ху из ху", я для себя нашел только один способ идентификации — вслушаться в речь. Два языка довольно сильно отличаются по звучанию. Арабский немного мягче по звучанию.
В арабских кварталах Иерусалима, Назарета, Акко нам казалось, что местные дети — какие-то дикие. Так громко они общались и при этом все время кидали в друг друга чем-то — апельсинами с мусорки или пустыми банками из под колы. Мы объехали все Марокко, но там такого особо не замечали. В Хайфе в шаббат, когда казалось бы все должны соблюдать тишину, несколько подростков-арабов на наших глазах устроили шумную игру, перебрасываясь с криками через улицу железными банками. Со стороны это выглядело, как драка. Так что даже молодые китаянки, которые намеревались выйти прогуляться по вечерним улицам, испугались и резко повернули назад в свой отель.
По нашим наблюдениям, израильские подростки, когда собираются вместе — напоминают футбольных фанатов. Когда мы жили на улице Яффо — рядом со Старым городом в Иерусалиме, под окнами кипела вечерняя жизнь. Такого накала страстей я не слышал нигде. Не знаю, что тому виной — хорошая аккустика улицы или горячий нрав местной молодежи. Но уснуть от такого шума — было проблематично. Молодые люди не просто общались. Они постоянно что-то выкрикивая, похлопывали друг друга по плечам и обнимаясь. Или начинали громко выкрикивать какие-то речевки. Со стороны это походило, как минимум, на демонстрацию. И это — в западном Иерусалиме, так сильно напоминающем Европу.
Представляю, что должно происходить в Восточной части города? В общем, я сделал вывод, что жители этой страны очень эмоциональны, независимо от того, к какой национальности они относятся!
ТРАНСПОРТНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Как и в других странах, наиболее предпочитаемым нами средством передвижения в Израиле был автобус. Туристам хорошо знакомы зеленые автобусы фирмы "Эгед". Мы как раз ими и пользовались в поездках между городами. Но и в этом вопросе в Израиле не все так просто. Как я понял, евреи и арабы не очень любят ездить бок-о-бок. И, во избежание неприятностей, часто пользуются транспортом разных компаний. В Иерусалиме арабы ездят на белых автобусах и шерутах (маршрутках).
На остановках вы можете увидеть два разных расписания — табличка поделена на две части с указанием "арабских" и "еврейских" маршрутов. Такова уж специфика этого "спорного" города, где все поделено на Восточную и Западную части.
На этом фото мы видим зеленый шерут от фирмы "Эгед".
А вот здесь уже — арабские маршрутки белого цвета. Мне показалось, что в Хайфе такого разделения нет.
Поездами мы пользовались всего пару раз — я не очень люблю этот вид транспорта. И есть тому причина: на автобусе можно уехать везде, а рельсы проложены не везде. Но зато в Израиле мы увидели двухэтажные поезда. Именно на таком мы ехали ночью из аэропорта Бен-Гурион в Хайфу. Рассмотреть его из-за темноты особо не удалось, но сразу понятно, что поезд удобный. Вот только с покупкой билетов в автоматах возникали проблемы — слишком уж запутанно все для туриста, впервые столкнувшегося с этим. Нам помог купить билеты русскоговорящий молодой человек, который возвращался из Австрии, где был по делам фармацевтической фирмы. Он помог не только нам, но еще нескольким прибывшим в страну туристам.
Сходу сориентироваться, куда надо идти после прибытия в аэропорте Бен-Гурион, мы не смогли. Впрочем, самостоятельные туристы везде сталкиваются с подобными проблемами. Не знаю почему, но именно в транспортном вопросе Израиль показался мне какой-то усложненной страной. Хотя, если живешь долго в одном городе, привыкаешь и начинаешь ориентироваться, что можно заплатить в автобусе водителю наличными, а можно купить карту, по которой будешь платить дешевле. Нужно только запомнить, где ее покупать и куда вставлять.
Мы привыкли гулять пешком. Но в некоторых городах страны, таких как Хайфа и Тель-Авив это оказалось проблематичным — слишком растянуты эти города вдоль моря. Пошагать все-таки пришлось, так как не хотелось вникать в сложную систему маршрутов, которые увозят совсем не туда, куда надо. Подобное было с нами даже в Париже. Кажется, что по карте все близко, а на практике приходилось пройти 5-10 км. до нужного места. Мы — не водители, но в Иерусалиме познакомились с ребятами из Питера, которые брали машину напрокат. С ними мы съездили в несколько мест за пределами города. Их пару раз весьма строго штрафанули на крупную сумму за какие-то нарушения в парковке. Похоже, что с туристами в этой стране никто не церемонится. А штрафы на дорогах, я читал, — весьма суровые.
Ну и пару слов о такси. С этим видом транспорта, как я понял, в Израиле надо быть особо осторожным. Он — реально дорогой. Большинство таксистов — арабы, которые, как я уже отмечал, любят обманывать.
Мы проехали на такси всего три раза и решили, что довольно. Для понятности расшифрую. В первый раз ночью проезд от одной из жд станций Хайфы до нужного нам места в городе обошелся нам дороже, чем проезд на поезде из Тель-Авива в Хайфу. На наши деньги — 80 шекелей — это где-то 1300 рублей. Во второй раз мы проехали в Тель-Авиве до района Яффо, причем ехали совсем недалеко. Счетчик, как мне показалось, совсем не менял свои значения, а потом вдруг выскочила сразу сумма 50 шекелей. Для израильтянина пустяк, для нас — 800 рублей. И в третий раз обнаглевший таксист в Эйлате хотел слупить с нас хорошую сумму за пустяковое расстояние вдоль моря. Цену за этот маршрут мы знали заранее. Счетчик у него крутился так быстро, что я вовремя остановил "бомбилу", заплатив лишь сумму, на которую мы рассчитывали (20 шекелей — 320 рублей). При этом мы не доехали до места и дальше пошли пешком. Иначе заплатили бы вдвое дороже. Гадкие все-таки люди — таксисты! Выводы, пользоваться ли вам такси в Израиле, делайте сами. Но если вы сели в такси, заранее будьте готовы к драконовским расценкам. Вспоминаю Корею, где мы сначала боялись пользоваться такси, но потом ездили на нем повсеместно. Со счетчиками там было все нормально и с водителями-корейцами — тоже. Они все были одеты в костюмчики с галстуком, и всегда в машине висела табличка с фотографией, кто перед вами и от какой фирмы он работает. А вот во Вьетнаме, в Хошимине, ситуация была еще хуже, чем в Израиле. Там таксисты — просто звери какие-то ненасытные в плане цены.
Еще хочу сказать пару слов о дорогах. Они в Израиле очень хорошие, везде прекрасные бордюры и качественные тротуары. Особенно меня удивили круговые перекрестки — такого я нигде не видел. Их было особо много в Хайфе. Получается, что машины не могут столкнуться лоб в лоб, так как едут по кругу. Но автобусам разворачиваться на таких перекрестках явно сложно. Я заметил, что они колесами заезжают на бордюры.
Очень порадовали длинные дизайновые автобусы метрониты в Хайфе и такие же длинные очень современные трамваи в Иерусалиме с пуленепробиваемыми стеклами. Такие могут украсить любой город мира.
Вот так изобразили иерусалимские художники свой красивый трамвай на картине, нарисованной прямо на торце здания. А вот как раз нашел фотографию метронита в Хайфе.
Очень удобный вид транспорта. Такое ощущение, что это метро, но только не на рельсах, а на колесах. В Общем, с современными видами транспорта в Израиле полный порядок.
ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Когда я готовился к поездке, я читал, что многие бюджетные туристы в этой стране каждый день питаться одним фалафелем. Подтверждаю. Мы тоже питались две недели бутербродами с колбасой и фалафелем. И, о чудо, остались живы и здоровы. Весьма вкусно и питательно. И ничего страшного в том, что мы не посещали рестораны нет. В Эйлате, нам удалось найти не дорогой отель "Марракеш" с завтраками и ужинами. Вот там мы объедались пять дней. Но это не то, ради чего стоит ехать в Израиль. За подобным лучше сразу отправляться в Египет по системе все включено. Конечно, изобилие арабо-израильской кухни восхищает, но лучше бы погода в Эйлате была теплее градусов на десять.
В первую и последнюю недели мы покупали продукты в магазинах. Сначала меня удивил "русский" магазин в Хайфе, в котором цены просто зашкаливали. Позже я узнал, что продукты туда привозят из Одессы. В магазинах арабов все было дешевле.
Для сравнения с нашими ценами скажу, что бутылка молока в Израиле стоила для нас где-то 140 рублей. У нас в городе она обходится в 45-60 рублей. Такое же соотношение цен практически на продукты.
Цены в израильских "Макдональдсах" просто зашкаливают. Извините, но у меня комом в горле станет бургер за 800 рублей на наши деньги. Это 3-4 бургера у нас в России. Понятно, почему эти заведения мы обходили стороной. Хотя в других странах мы в них заглядывали. А что касается фалафеля — очень даже приятная штука. Это пита (лепешка), в которую помещаются несколько шариков из гороха и разные овощи. Получается весьма сытно. Стоит фалафель 7-14 шекелей (115-230 руб). В общем, дешево и сердито, жаль только без мяса. Родина этого весьма характерного для Израиля блюда — Египет. Второй аутентичный продукт, с которым мы познакомились в Израиле — это хумус — паста, приготовленная из бобовых с добавлением оливкового масла, чеснока и разных специй. Его мажут на хлеб или зачерпывают питой (небольшой лепешкой). В общем, с голоду в Израиле не умрешь даже при самом скромном бюджете. Хотя, уличная еда, как мне показалось, в большей степени рассчитана на вегетарианцев. Прямо, как в Индии. Из мясного мы ели чаще всего колбасу, которая продается в магазинах, нарезанная и упакованная в вакуумную обертку.
Мясо, как и везде, в Израиле не дешевое. К тому же евреи едят мясо только кошерное, а арабы — только халяльное. Не буду раскрывать все карты сразу — гляньте сами в интернете, что это означает. Что же тогда едим мы — здесь в России?
Пару раз мы все-таки поели в кафе, куда нас пригласили израильские друзья (спасибо им за общение). В этих заведениях запомнилось большое количество мелких тарелочек с салатами. Цена основного блюда — минимум 50 шекелей (800 рублей). На двоих получается — 1600 рублей. В принципе, доступно. Но каждый день мы так есть не могли, ведь львиную долю нашего бюджета просто "сожрали" израильские отели. О них поговорим отдельно. О цене на продукты, думаю, можно судить по кучке продуктов,
купленной в Иерусалиме где-то за 1700 рублей на наши деньги. Все это поместилось в один пакетик. Конечно, надо учитывать, что мы покупали продукты в магазинах по явно завышенным ценам, рассчитанным, видимо, на туристов. Когда мы вернулись, я решил провести эксперимент. Почти на такую же сумму в нашем городе мы купили набор продуктов,
который несли в двух рюкзаках и двух пакетах (!). Я специально не поленился снять эту свалку, которую едва разместил на круглом столе. Первый кадр снят в отеле Иерусалима. Второй — у меня дома. Честно говоря, я порадовался, что наши российские рубли, которые так старательно обесценивает сейчас Запад своими санкциями, еще кое-чего да стоят у нас в стране. Мы выстоим, друзья мои!
ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Билеты в Израиль от "Трансаэро" нам обошлись в 30 тысяч рублей на двоих в оба конца. Если учесть, что их мы покупали практически накануне нового года и прямо в кассе, — это довольно дешево. Для сравнения в это же время билеты в Таиланд и Египет во всех поисковиках неприлично зашкаливали по цене. Решили, что поедем в Израиль. А почему бы и нет? Море там тоже есть — искупаемся. Позже, увидев цены на все остальное и взвешивая возможности своего бюджета, мы поняли, что рано обрадовались. Пришлось путешествовать очень экономно, хотя нам не привыкать. Хорошо, что нам помогла Марина — знакомая по турсайту, которая позволила пожить неделю у себя в Хайфе. За это ей — большое спасибо.
В целом наша поездка обошлась в 2100 $ (помимо авиабилетов). Часть долларов я покупал давно по курсу 37, а часть — по курсу 52. Когда мы уже очутились в Израиле, курс доллара в России подскочил уже до 65! Я даже не знал, на сколько мне умножать, чтобы перевести цены в рубли? Доллар буквально за два-три месяца подорожал для россиян вдвое. И мы чувствовали себя в Израиле как-то ущербно. Страна, куда мы попали, оказалась самой дорогой за всю нашу историю путешествий, но не самой комфортной. Отели были очень дорогими, как и продукты питания. Вьетнам, Китай, Камбоджа, Марокко, Индия — были в разы дешевле.
По прибытии в аэропорт Бен-Гурион пришлось поменять 100$ по очень невыгодному курсу. Но надо было покупать билеты на поезд. Таких комиссионных (10% с обмениваемой суммы) я не видел еще нигде. Когда у меня в самом конце поездки осталась горстка шекелей, которая ровнялась сумме 20$, мне с улыбкой выдали в аэропорту 15$. Сказали, что не хочешь — не меняй! Это сервис по-израильски. Вспоминается, кто был менялами во все времена. О ценах в аэропорту я вообще молчу. В сувенирном магазине все цены были в долларах, и самый дешевый магнит стоил 8-10 баксов. Не хило, правда? Бутерброды в буфете — не менее 5-7 евро. И все в таком же духе. Можно подумать, что в Израиль прилетают одни Рокфеллеры. Что-то по внешнему виду всех пассажиров в зале ожидания я бы этого не сказал. Не знаю почему, но непонятная мне логика израильского сервиса — это брать с туристов как можно большую цену за все виды услуг. Чем это продиктовано, не знаю? Страна, ведь не бедная. И после этого мы читаем на сайтах о том, что Израиль не живет за счет туризма. А кто тогда живет за его счет?
Теперь о местных деньгах. В принципе, удобство шекелей мне понравилось. Редко в какой стране встретишь реально платежеспособную "мелочь". Нашей мелочью можно расплатиться разве что за транспорт, а израильская имеет свою платежеспособность. Вы встретите монеты в 0,5, 1,2,5,10 шекелей (эквивалент 8,16,32,80,160 рублей).
Курс доллара для россиян все время меняется, поэтому цена указана по курсу доллара примерно 65. В момент нашего приезда в обменниках за сто долларов можно было получить 390-394 шекеля (где-то 4 шекеля за доллар). За шекель вы можете посетить туалет, за 5-10 шекелей купить булочку или пирожок. Ну а дальше идут бумажные деньги.
Мы пользовались купюрами в 20,50,100,200 шекелей. Я даже не стал оставлять их себе для коллекции (минимальная бумажка — 320 рублей). Кроме шекелей у израильтян есть свои "копейки", которые называют "агороты". Они — из желтого металла, а шекели содержат белый металл. Туристы, попав в страну, поначалу путают 10 агорот с 10 шекелями. Но в одном шекеле содержится целых десять "желтых" монет меньшего достоинства. Привыкнув, начинаешь обращать внимание на цвет металла. На первом фото 10 агарот с краю слева. А на втором — кучка агарот слева в верху.
В общем, сэкономили мы на том, что ели скромно, не пользовались такси, не покупали никаких сим-карт. В Корее за те же три недели мы потратили чуть больше, но там мы посетили 20 разных мест. Там мы могли себе позволить кушать в кафешках вкусные корейские пельмени с закусками "кимчи" всего за 10-15 $ (40-60 шекелей на двоих против 100-200 шекелей за нормальный обед в Израиле). В общем, понятно — для россиян Израиль — дорогая страна (как Швейцария). Рискну предположить, что — даже для москвичей, у которых зарплаты выше, чем в других городах России.
ПРОЖИВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
Вот мы и дошли до пункта, который в Израиле меня огорчил больше январской погоды. Отели в этой стране не обоснованно дорогие. Почему, не знаю. Я не стал вникать в детали: возможно они платят большие налоги. Но для израильтянина отель за 100-150-200 $ — это нормально. Я встречал на тур сайтах туристов из России, которые платят большие деньги за одну ночь в отеле. Но, извините, я отношу себя совсем к другой категории. Мой класс — это "эконом". И моя цена на отель — это 20-59 долларов за ночь. Во всех странах мы останавливаемся в очень дешевых отелях, которые не дают рекламу в поисковиках. А тут дешевых отелей практически нет.
Во Вьетнаме и Камбодже мы ночевали за 10-20 $. В Южной Корее — за 30-40 $. В Индии — за 50-60 $. Отель в Бангкоке на Каосан-роуд обошелся нам когда-то в 300 рублей за ночь, а вполне солидный номер на 15 этаже отеля в Паттайе — 500 рублей за ночь. В Китае тоже можно было найти отели по очень приемлемой цене. Почему израильтяне решили драть "три шкуры" с туристов? И самое интересное в этом вопросе, что сервиса за дорогую цену вы не получаете почти никакого. В стране, где довольно прохладные зимы, даже не знают что такое матрасы с подогревом, а половина кондиционеров в довольно дорогих отелях не способны согреть комнату. Дизайна тоже — никакого.
Первую неделю мы прожили у знакомой в Хайфе. Потом пустились в "свободное плавание" по стране.
В Эйлате первую ночь мы провели в отеле за 105 $ с завтраком. Из окна открывался прекрасный вид на бухту. (Но такой же по сервису отель в Ханое обошелся нам год назад в 40 $). Следующие 4 ночи мы провели в отеле "Марракеш" (87 $ с завтраком и ужином). Это, пожалуй, был самый оптимальный вариант за всю поездку — кормили там хорошо. Последнюю ночь мы провели в отеле за 50 $ без завтрака. Он находится прямо у выхода с автовокзала. Но вот незадача, мы там спали в одежде и укутавшись одеялами, так как кондиционер висел лишь для красоты. За эти же деньги в Южной Корее мы жили в номерах с шикарной ванной, подогревом постели и "электронным" туалетом.
Потом был Иерусалим, где в первую ночь нас занесло в отель за 85 $ c высокими потолками (кондиционер при всем желании не мог обогреть такое помещение). Цена номера была 110 $, но хозяин уступил. Несмотря на такую цену отеля, мы спали в куртках, одев капюшоны. На следующую ночь перешли в другой отель, где с нас запросили 120 $ за ночь.
Договорились на 110 $ с завтраком за небольшой по размерам номер с окном на автостоянку. Кроме того, что изображено на этом фото, в номере практически ничего не было. Я вынужден был выкрутить плафоны у светильников, чтобы можно было читать. Темнота в номере — это какая-то патологическая особенность всех отелей Израиля. И за что тут брать такие деньги?
Разве что за вполне приятную душевую комнату. Но все равно номер был очень тесным и дорогим.
Потом мы все-таки решили перейти из старого города в новый, где отелей больше. На улице Яффо, идущей прямо от Яффских ворот, мы нашли отель за 75 $ с символическим завтраком (чай и хлеб с хумусом и соленой сметаной) и мизерной душевой комнаткой. Там мы провели последние пять ночей — с видом на цивилизованную улицу. Главным преимуществом этого отеля был большой обогреватель, который мы не выключали всю ночь.
Это было удачей, ведь в Иерусалиме по ночам в январе очень холодно. Оттуда мы совершали походы в старую часть города и вокруг него.
Из всего бюджета путешествия (2100 $+перелет) за проживание мы заплатили 1200 $. Для сравнения в Южной Корее из всего бюджета (2700 $+перелет) на отели ушло за то же количество ночей всего 800 $. Делайте выводы.
ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ
В этот раз я взял с собой в поездку два объектива: фикс 35 мм и телевик 70-300 мм. Уже будучи в стране, я понял, что очень не хватало ширика 14-24 для съемки архитектуры. Но его я решил в этот раз оставить дома, так как читал, что у особо рьяных фотографов, везущих с собой арсенал техники, забирают для проверки аппаратуру при прохождении контроля в аэропорту. Что же можно снимать в стране? В Израиле много древних развалин, которые я не люблю. Сохранившиеся старинные храмы и крепости намного фотогеничнее.
Но самым интересным для меня все-таки показалась природа страны. Особенно — на севере, в горах и окрестностях озера Кинерет. Еще мне понравилось снимать улочки древних городов. Но здесь есть свои табу.
Сделать хорошие портреты местных жителей, как мне показалось, в Израиле сложнее, чем даже в мусульманском Марокко и тем более в Индии. Люди на фотосъемку без предупреждения реагируют очень бурно и даже — с угрозами. Это касается и арабов и евреев-ортодоксов. Ситуацию осложняет еще то, что в стране повсюду много видеокамер и даже, если тебе кажется, что тебя не видят, — за тобой все равно кто-то наблюдает. Ощущаешь при этом себя, словно шпионом.
Еще до поездки я изучал, что нежелательно снимать в стране. Приведу один показательный пример. В Тель-Авиве рядом с торговым комплексом Азриэли, над которым возвышается три небоскреба, прямо напротив — через дорогу находится комплекс зданий министерства обороны. На 49 этаже Азриэли находится смотровая площадка с довольно грязными окнами, через которые очень сложно снимать. Но самое страшное не это.Если вы начнете снимать ту часть города, где находятся военные ведомства, вас могут принять за шпиона. А в стране, находящейся в состоянии войны с соседними странами, это очень чревато последствиями. Благо, я был об этом предупрежден заранее. Иначе обязательно снял бы красивое по архитектуре здание с вертолетной площадкой на крыше. Виды со смотровой во все стороны открываются очень даже интересные.
Но мы, увы, попали туда в первой половине дня, когда стекла ужасно отсвечивали от солнца. Я, вообще, не люблю снимать через стекло. Внутри торгового центра, где очень красиво и даже есть скульптуры, снимать тоже нельзя. Для сравнения в Корее я снимал абсолютно все и абсолютно везде: на вокзалах, автовокзалах, в портах, в музеях. Мне показалось, что там запретов нет совсем.
Портовые строения в Хайфе и Эйлате я тоже почти не снимал, так как был об этом предупрежден.
Хотя снимать корабли очень люблю. Еще очень хотелось поснимать солдат израильской армии, которых встречаешь повсюду с автоматами.
Отчасти это удавалось — издалека. Вот как на этом кадре у Стены плача. Но снимать военных телеобъективом, как я это делаю спокойно с другими людьми, мне было крайне трудно. Срабатывал какой-то внутренний тормоз. Молодых парней и девушек с автоматами особенно много в воскресенье, когда они возвращаются после выходных в свои части. Ни в одном другом государстве я такой картины не видел. Привыкнуть за три недели к людям с автоматами, особенно в Иерусалиме, я так и не смог. Слишком это необычно. А ведь фотограф — это тоже, своего рода, "стрелок". Когда я одевал на камеру длинный телеобъектив с блендой, мне казалось, что в моих руках оружие и на меня все смотрят.
Особенно, когда снимал людей. Ведь в Израиле, даже если на тебя никто не смотрит в открытую, за тобой наблюдают видеокамеры. Подобные чувства, связанные с запретами, я испытывал в Амстердаме, где нельзя было снимать в квартале Красных фонарей или в Дели, где нельзя снимать блокпосты или банки.
ПОСТСКРИПТУМ
Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что Израиль для самостоятельного туриста страна не удобная. Понятно, что в туристическом бизнесе ставка делается на организованные группы — так все деньги оседают у посредников. Чувствуется недостаток всякого рода табличек и вывесок с информацией. Хочешь узнать больше — нанимай гида или покупай экскурсию.
Найти отель где-нибудь на месте часто бывает проблематично. Крупных вывесок многие отели не вывешивают, как будто они от кого-то прячутся. В Корее у любого автовокзала мы сразу находили светящиеся вывески даже ночью, и находили ночлег по очень приемлемой цене. В Израиле мы впервые увидели, чтобы туристу предлагали койку в общей комнате да еще по дорогой цене. Это какой-то нонсенс! Похоже, что отели при поездке в Израиль лучше искать заранее. Наша методика, примененная во многих странах, где мы искали отели на месте, здесь вообще не приемлема. Можно пройти километры и нигде не увидеть ни одного отеля. А потом вы все-таки найдете отель, где вам предложат с улыбкой ночлег за 170-200 $. И это даже при том, что весь отель будет пустой. Бред какой-то.
Конечно, в Израиле очень много хороших людей.
Но отношения между двумя основными этническими группами населения наложили отпечаток на все.Здесь много невидимых и видимых стен, заборов и запретов. Лично я не хотел бы жить под постоянной охраной автоматчиков. Их присутствие везде и всюду — напрягает. Ну, и совсем забыл. Израиль стал для нас страной, где мы не посетили ни одного музея. Не потому, что их там нет. Они как раз есть и их много. Но они дорогие для туристов, которые вынуждены экономить на всем. Простите меня за постоянное сравнение в Южной Кореей, но так уж получилось, что обе эти страны мы посетили совсем недавно. Контраст — просто разительный. В Корее большинство музеев бесплатные, что дает возможность туристам лучше познакомиться с историей страны и ее культурой.
Но утешает одно — Израиль сам по себе — сплошной интересный музей под открытым небом, в котором мы все-таки побывали. И радует, что мы детально познакомились с еще одной страной!
Остается пожелать жителям страны удачи в стремлении к счастливой жизни и, самое главное, — мира!