Теперь о музеях. Мы посетили три музея, но понравились из них только два. Первый - это Музейно-выставочный комплекс имени М. Т. Калашникова и второй - Национальный музей Удмурдской республики им. К. Герда.
Музей им. Калашникова - совсем молодой музей. Он был торжественно открыт в ноябре 2004 года в честь 85-летия главного виновника торжества М. Т. Калашникова. Музей представляет собой современное здание с выставочными залами, кинозалом, библиотекой и рядом других помещений. Демонстрация экспонатов начинается с большого парадного полукруглого зала, сверкающего чистотой и блеском, в котором в отдельных вертикальных застекленных витринах демонстрируются образцы стрелкового оружия, созданного на Ижевском заводе за все время его существования - от кремневого гладкоствольного ружья до автоматов Калашникова и Никонова.
В последующих залах действует постоянная экспозиция, посвященная известному конструктору стрелкового оружия. В экспозиции представлены документы из семейного архива М. Т. Калашникова, его личные вещи, многочисленные изобретения и награды. Через видеотехнику можно посмотреть документальные фильмы о жизни и изобретениях конструктора. Кроме постоянно действующей экспозиции, в музее проходят и временные выставки, приуроченные к праздникам или событиям.
Фото и видео-съемка в музее разрешена, но платная. Фото-съемка стоит 60 рублей, видео - 200 рублей. Осмотр всего музея стоит 150 рублей, а одной постоянной экспозиции о М. Т. Калашникове и его изобретениях - 50 рублей.
Мы посещали музей без экскурсии, но тетечки-смотрительницы подходили к нам сами и с гордостью рассказывали о своем земляке, его жизни и творчестве. В целом мне музей понравился - организацией, большим количеством выставленного материала, подлинными документами и "экспонатами", самой атмосферой, а вот в частности... - ну не испытываю я интереса к стрелковому оружию и к военной технике в целом, хотя понимаю, какую важную роль она играла в военной обстановке. А вот у мужчин, находящихся в музее, история изобретения и развития стрелкового оружия вызвала заметный бурный интерес, почти восторг. Они разглядывали выставленное оружие, вчитывались в комментарии, а потом желающие с удовольствием отправлялись пострелять. В музее есть тир огнестрельного оружия, где за отдельную плату можно оценить свои успехи в меткости. Один выстрел удовольствия "пострелять" стоит от 50 рублей (Автомат Калашникова "АКМ" (калибр: 7,62х39) до 100 руб. (Снайперская винтовка СВ-98 (калибр: 8х57) Сами понимаете, у меня такого желания не возникло.
Вторым музеем, который мы посетили, был Национальный музей Удмуртской республики им. К. Герда. Сам музей существует с 1920 года, и вот уже 16 лет он занимает здание бывшего Арсенала. В музее из посетителей были мы одни. Даже, когда пришли, не было кассира, но добрые тетечки-смотрительницы предложили осматривать музей, а потом, на выходе, купить билеты. Так мы и сделали.
Музей понравился с первого взгляда. В большущем зале бывшего Арсенала экспозиции размещены таким образом, что они продолжают и дополняют одна другую и вместе с красочным оформлением, как в современных кинотеатрах, создают эффект присутствия. Кстати, за оформление экспозиции «История и культура края » авторский коллектив музея удостоен Государственной премии УР.
Экспонаты музея полностью соответствуют названию музея, где главным действующим лицом выступает удмуртский народ, его история, занятия, культура, верования, обычаи и традиции, короче, житье-бытье на протяжении веков. Меня больше всего заинтересовала этнографическая часть музея.
В начале осмотра можно познакомиться с Древом языковой общности и языковых ветвей народов, населяющих регион Предуралья.
Удмурты принадлежат к финно-угорской группе уральской семьи. У них сложились свои традиции, свои национальные особенности, свой язык. К сожалению, услышать язык нам не пришлось. В Ижевске мы ни разу не слышали, чтобы народ разговаривал на удмуртском, даже между собой. Может быть, где-нибудь в далеких селах еще сохранился язык и на нем говорят, как знать. Кстати, в музее все экспонаты подписаны на двух языках - русском и удмуртском.
Согласно переписи 2002 года на территории России проживает 637 тысяч удмуртов, из них около 500 тысяч проживает в самой Удмуртии, что составляет 30 % населения республики (русских в республике 60 % ).
В старину жили удмурты большими семьями в деревенских поселениях без улиц и какой либо планировки. Дома прятались в густых лесах, вблизи рек или родников. Деревни находились далеко одна от другой, но всегда их жители держали между собой связь. Для этого на околице между двух высоких сосен на туго натянутых веревках, свитых из конского волоса, подвешивали звонкие еловые бруски разной длины и толщины, соответственно, издающие звуки разной тональности. По брускам били специальным приспособлением - билом. Этот своеобразный инструмент назывался "тангыра". Так одна деревня перекликалась с другой, общалась с миром. Нескончаемо длинной зимой, когда особенных работ по хозяйству не было, затерявшиеся в непроходимых дремучих лесах, засыпанные по крыши снегами, маленькие удмуртские деревушки сообщали друг другу о новостях - звали на свадьбу или похороны, приглашали на праздник или для совета.
Основными занятиями удмуртов с давних пор было пашенное земледелие и животноводство, как , в принципе, и в центральной России. Климатические условия позволяли выращивать зерновые - рожь, пшеницу, ячмень, а также овес, гречиху, просо, коноплю и лен. Из огородных культур была распространена капуста, брюква и огурцы. А вот картошка пришла к удмуртам только в конце XIX - начале XX веков, и то сажали ее в очень небольших количествах - то ли не любили удмурты в то время картошку, то ли условия не позволяли выращивать, то ли еще что - история умалчивает. Перед полевыми работами проводились обряды на урожай. Кстати, у удмуртов до сих пор, наряду с православием, остались языческие верования.
Из животных разводили лошадей, держали коров, овец, свиней и разнообразную птицу. Кроме основных сельскохозяйственных занятий, как и полагается при натуральном хозяйстве, подспорьем была охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство. Мед считался непременным атрибутом гостевого стола. Его ели с хлебом или лепешками маленькими ложечками. К меду подавали свежие ягоды: малину, землянику. Медом подслащали начинку для пирогов. Из меда также готовили медовый напиток - мусур. Среди удмуртов существовал обычай приглашать на первый мед родственников и соседей.
Но не только продукты сельского хозяйства производились в хозяйствах удмуртов. Жизнь требовала и ремесленных изделий. Прежде всего развивалась деревообработка, необходимая для строительства и изготовления различных приспособлений и снаряжения. В музее представлены различные инструменты для рубки леса и заготовки древесины. Развивалось также гончарное производство. Женщины занимались рукоделием, ткачеством, прядением, вязанием, вышивкой. Что интересно, в этом ремесле преобладали теплые тона.
В музее большое внимание уделено костюму удмуртских женщин. Дело в том, что женская национальная одежда имела свои особенности, и зависела от места проживания женщины. Так, на севере удмуртских поселений женский костюм состоял из рубахи с прямыми рукавами, нагрудника, юбки или халата, и опояски (передника). Как правило, одежда была белого цвета с орнаментом в "полосочку" или "в клеточку". Что интересно, у южных удмуртских поселений белый цвет одежды считался ритуальным и использовался только по назначению. Повседневно и на праздники южные женщины одевали цветные костюмы, преимущественно красного цвета, богато украшенные. Кроме рубашек и халатов, они носили камзолы и шерстяные кафтаны.
Из обуви были распространены башмаки и лапти.
Головные уборы у женщин были очень разнообразны. Прежде всего, это платки, тоже, в зависимости от проживания - белые или цветные. Кроме платков - налобные повязки, полотенца в виде чалмы, высокие шапки из бересты, обшитые холстом и разными украшениями. Чтобы "выглядеть", наряжали себя женщины цепочками, серьгами, перстнями, браслетами, ожерельем, но материал для их изготовления использовали разный - северные любили вышивку, бисер, камушки, а южные - предпочитали монеты.
Мужской костюм выглядел гораздо проще и состоял из косоворотки, широких штанов, валяной шляпы или шапки из овчины. Из обуви - лапти, сапоги. Зимой и мужчины, и женщины носили валенки и шубы.
Среда обитания и развитие хозяйства определили национальную кухню удмуртов. В национальной кухне они сочетали мясную и растительную пищу. Блюда были, как праздничными, так и повседневными. В повседневном питании использовались грибы, крупы, капуста. Для меня как-то непривычно, что в окрошку, например, клали хрен и редьку. Всем известно, что хрен не слаще редьки, а тут - на тебе - и хрен и редька в одном блюде! Наверное, такое "лакомство" не для слабых!
Среди мясных блюд были распространены вяленое и печеное мясо, но чаще, все же, отварное, к празднику любили готовить студень и кровяные колбасы. Всеми нами любимые пельмени, которые считаются русской едой, оказывается, на самом деле попали в Россию из Пермского края от предков нынешних удмуртов и коми. Пельмени широко применяются и в теперешней повседневной еде.
Кроме пельменей, из пресного теста в национальной кухне удмуртов еще много других блюд. Вот, например, жукен кокрок, который выпекали к свадьбе - тесто (как для пельменей или лапши) раскатать на сочни небольшой величины, положить на них фарш, защипать веревочкой и выпечь в духовом шкафу. Готовые пирожки смазать сметаной.
Приготовление фарша. Мясо, нарезанное кубиками, залить водой, тушить, затем ввести ячневую (ячменную) крупу и довести до готовности.
Норма продуктов на 100 шт(для свадьбы, ведь!): мука 3000, яйцо 12 шт., жир 500, соль 40, сода 50.
Фарш : мясо говяжье 1351, крупа ячневая 80, лук репчатый 100, мука 8, жир 60, перец, соль по вкусу.
Из напитков удмурты употребляли свекольный квас, пиво, медовуху и самогон.