Начало Изборск - град железный. Часть первая
Фестиваль «Железный град» один из многих, которые проводятся клубами исторической реконструкции. Реконструкторы считают, что необходимо сохранять и изучать историю, традиции и культуру. Историческая реконструкция делится на целый ряд направлений, зависящих от эпохи, которую представляет клуб, а так же по регионам. Наиболее широко, обычно, представлены Русь и Западная Европа.
Перед поездкой, пока я мониторила интернет на предмет даты проведения фестиваля, наткнулась на форумы нескольких таких клубов, где участники обсуждают снаряжение и правила участия в мероприятии. Конечно, из написанного не поняла и половины, благодаря специальным терминам и словечкам, но оказалось так увлекательно. Поэтому, когда мы ехали на фестиваль, я была уже немного подкована. Ну, а муж, так он вообще, серьезно интересуется вооружением любого периода.
И так, о фестивале. Участниками клубов на территории музея Изборской крепости была воссоздана эпоха Руси 13-14 веков и Европы 14-16 веков. Представлены были клубы не только из России, но и из Белоруссии, Украины, Прибалтики и даже из Израиля. Хоть фестиваль и проходил четыре дня, для широкой публики были отведены два последних – суббота и воскресенье.
В первый день, в субботу, торжественная часть началась с представления клубов и дефиле исторического костюма. Здесь я немного задержусь именно на костюмах. Естественно, женских, так как в мужских доспехах я мало что понимаю.
Костюмы воссозданы максимально точно. Были использованы только натуральные материалы – лен, хлопок, сукно, натуральные мех и кожа. Обращала особое внимание на покрой – умнички девочки. Даже в деталях не отступают от правил.
При фестивале работала «средневековая» ярмарка (в кавычках, потому что, все-таки, там продавались не средневековые вещи, а реплики). Несколько раз наблюдала такую картину – девочки среди предложенного искали детали украшений для своих костюмов, которые использовались конкретно в ту эпоху, которую представляет участница. И очень радовались тому, что нашли именно то, что искали. Должна сказать, что увлечение это не из дешевых.
Существуют жесткие правила по реконструкции, которые должны неукоснительно соблюдаться как в костюме, так и, естественно, в доспехах и оружии. Если, например, весь комплект доспехов принадлежит XIV веку, а какой-то элемент из XIII-го, то могут потребовать замену элемента. Относительно оружия – оно максимально соответствует подлинному и по виду, и по весу, и по способу его изготовления. Но не заточено.
Кстати, в бытовом плане, в лагере, так же, как и во всем остальном, соблюдаются строгие правила по историческому стилю. Все на том же форуме вычитала: «запрет на определенные действия и предметы в историческом лагере – длительное использование пластиковой, стеклянной и картонной упаковки (эта упаковка может быть на виду только в момент извлечения и перекладывания-переливания в антуражную посуду, за исключением мусорных мешков), длительное нахождение на виду современных сумок (более 30 минут), использование солнцезащитных очков (кроме затемненных очков для лиц с больными глазами).
Открытое использование современной одежды, обуви (если только не стоит очень дождливая погода). Разрешается использование пластиковых емкостей для транспортировки воды, но настоятельно рекомендуется маскировать их в мешки. Настоятельно рекомендуется курить за пределами исторического лагеря (кроме трубок). Настоятельно рекомендуется говорить по мобильным телефонам в своих палатках».
Гости фестиваля, всего за сто рублей, тоже могут примерить доспехи, а гостьи средневековые платья. Конечно, эти наряды не точная реконструкция, а всего лишь имитация. Но все равно интересно – где мы в обычной жизни наденем что-нибудь подобное? Я не преминула воспользоваться этим предложением.
После представления клубов и дефиле костюма начались собственно соревнования. Сначала проходили пешие турниры. Воины сражались на мечах со щитами и без, и на алебардах. Бои отнюдь не шуточные. Видели, как после боя, один из участников с трудом снял шлем, получив удар. Но, в бою неукоснительно соблюдаются определенные правила, например, нельзя бить по кистям рук, в паховую область и прямые удары по голове. Бой длится до тех пор, пока один из участников не нанесет десять ударов противнику.
Хотелось бы отметить еще выступления музыкальных коллективов, исполняющих музыку средневековья. Выступления проводились в перерывах между видами соревнований, давая время для подготовки участникам. Исполнители такие увлеченные люди, как и все здесь. Было приятно и очень интересно послушать.
Помимо боев, проводились турниры лучников. Были вывешены мишени из жгутов, сделанных из чего-то природного (то ли соломы, то ли чего-то похожего), скрученных в спираль. В этом турнире принимали участие так же и девушки. При чем, успешно. Гости фестиваля тоже могут поучаствовать в искусстве владения луком, но, правда, вне соревнования.
Одним из самых красочных зрелищ на фестивале явились конные состязания. Удивительной красоты были выступления. В первый день был продемонстрирован тренировочный турнир.
Всадники показали свое умение обращаться с лошадьми и оружием – резали на скаку яблоки, нанизанные на колья, срубали капустные «головы», снимали кольцо со специального приспособления и т. д. Кульминационным явился момент, когда мчащиеся во весь опор рыцари поднимали копьем с травы платки и шали, любезно предоставленные присутствующими дамами, и возвращали их обратно прекрасным незнакомкам.
Но насколько я понимаю, самым зрелищным относительно конного турнира был последний день фестиваля, когда проводился настоящий рыцарский поединок. Мы, к сожалению, этого не увидели. Ну, что ж, следующий раз.
Последним в списке проводился бугурт (ударение на втором У). Бугурт означает рыцарский турнир. Но в отличие от поединка, где рыцари выступают один на один, в бугурте участвуют группы рыцарей.
В средние века бугурты были не только показательной частью турнира, но тренировкой перед настоящим сражением. Суть действия такова – по команде своих командиров противоборствующие стороны атакуют друг друга. Необходимо сбить противника с ног (для конных бугуртов – скинуть с коня). Бьются до тех пор, пока все участники одной команды не окажутся на земле, при этом участник, которого свалили, подняться не может до окончания битвы. За соблюдением всех правил следят, так называемые, маршалы.
Мне все это напомнило стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», точнее строки:
Изведал враг в тот день немало,
…
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди…
В этом году в бугурте принимало участие по восемьдесят человек с каждой стороны. Вы представляете, какое это зрелище?! А бывает участников и больше.
Даже детей не забыли на фестивале. Для них была специально организована площадка, где мальчишки рубились на игрушечных мечах под руководством взрослых, естественно. Чем занимались девочки я, честно говоря, не знаю.
И в завершение первого дня фестиваля состоялся фолк-концерт, но нам пришлось убежать, чтобы успеть на автобус, уходящий в Псков. Так что увлекательного концерта с файер-шоу мы не увидели.
В заключение моего рассказа о фестивале «Железный град» хочу сказать, что настоятельно рекомендовать кому-либо посетить это мероприятие не могу, т.к. этим, как минимум, нужно интересоваться, ну и, как максимум, фанатеть. Несмотря на красочное, нарядное шоу динамического действия здесь не так уж много. Между боями приходится подолгу ждать, да и сами бои не похожи на то, что мы привыкли видеть в кино, когда герой играючи размахивает мечом, как игрушкой. Нет, ничего такого здесь не увидишь. Это тяжелый труд, как бы странно это не звучало.
Но это действо так увлекло нас с мужем, что мы подумываем о поездке на еще какое-нибудь подобное мероприятие. Например, на реконструкцию Куликовской битвы, а может Ледового побоища...