Муж все-таки выполнил обещание повезти меня в Италию с первой пенсии. Недельный тур на майские праздники «Романтическая Италия» (ха, как раз для пенсионера): Венеция, Флоренция, Рим. Турагентство — компания Gartour. Прилет из Краснодара в Римини (и отлет оттуда же), дополнительно поездки в Сан-Марино, Сиену, Неаполь и Помпеи. Это был замечательный маршрут, и мы побывали почти на всех дополнительных экскурсиях.
Сказать, что мне понравилось – просто ничего не сказать. Италия поражает. Красотой, историей, природой, искусством, гениальностью своих детей. И радует кухней, модами и музыкой.
Очень понравились, хотя совершенно по-разному, и сказочная Венеция, и игрушечная Сиена, и дивная Флоренция, и величественный Рим, и роскошный Ватикан.
Но на вопро с о том, какой итальянский город мне понравился больше всего, я, в отличие от героини «Римских каникул», без колебаний отвечаю: Флоренция.
Флоренция влюбила в себя сразу и бесповоротно. Невероятный город! Горький хорошо написал: «…этот город сводит меня понемногу с ума — такая масса красоты здесь, так много трогающего за сердце. Всё это — древнее, удивительно простое и какое-то особенное, всё заставляет дрожать сердце». Лучше не скажешь!
Поразительно, сколько гениев Возрождения связаны с Флоренцией: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Данте, Петрарка и Бокаччо, Макиавели, Джотто, Брунеллески, Донателло, Тинторетто, Бенвенуто Челлини, Перуджино, Галилей, Америго Веспуччи.
Все они, и многие другие великие поэты, философы, архитекторы и скульпторы, художники, ученые и путешественники собрались в одном месте и в одно время: во Флоренции, в 14-16 веках. Собрались в процветающем городе, одном из крупнейших европейских городов (в 14 веке Флоренция была крупнее Парижа и Лондона), с очень высоким уровнем грамотности и достатка населения. И с уникальными демократическими традициями.
Одна из страниц его истории, например, когда город управлялся торговыми и ремесленными гильдиями. Хочешь управлять – вступай в гильдию и опускай в специальную сумку записку со своим именем. Раз в три месяца специально назначенные люди вслепую вытаскивают из сумки нужное для формирования правительства количество записок.
Даже не представляю, как можно пускать на самотек самое святое, власть? Вот и Медичи так считали, и путем интриг прибрали-таки власть к рукам и стали правителями почти на 300 лет. Можно сказать, что с ними Флоренции тоже повезло, хотя, конечно же, республику тираны и деспоты Медичи задушили. Семейство банкиров, торговцев, дипломатов и меценатов дало Италии четырех римских пап, Франции — двух королев, а Флоренции – славных правителей. При Козимо I и его внуке Лоренцо Великолепном Флоренция стала богатейшим финансово-экономическим и культурным центром Европы. Забавно, что сын Лоренцо Великолепного вошел в историю под именем Пьетро Глупого. В семье не без урода…
То, что Флоренция — колыбель итальянского Ренессанса, видишь на каждом шагу. Посмотрите на скульптуры и фонтаны на площади Синьории. Любой город за такие сокровища дорого бы заплатил, а здесь они собраны не в музеях за закрытыми дверьми, а в углу площади на так называемой Лоджии – любуйтесь, не жалко!
Персей с головой Медузы Горгоны. Шлем Персея сзади представляет профиль вдохновенного скульптора, Бенвенутто Челлини.
Давид Микеланджело для флорентинцев стал символом независимости города. На площади стоит копия, а чтобы посмотреть на оригинал, мы на следующий день отстояли два с половиной часа в очереди в Галерею Академии. В следующий раз (мечтаю о следующем разе!) я недрогнувшей рукой выложу 15 евро за «быстрый» билет. Кроме скульптур, в галерее Академии собраны картины и великолепные старинные алтари из соборов Флоренции.
Совершенно потрясла Соборная площадь. Бело-розово-зеленый мрамор, зефирно-кружевное чудо. На площади стоят собор Санта Мария дель Фьоре, Мадонны с цветком, колокольня и баптистерий. Огромный собор (четвертый в мире по величине, после соборов в Риме, Лондоне и Милане) строился около 6 веков, заложен в конце 13, а великолепная облицовка появилась только в конце 19-го века, когда Флоренция ненадолго стала столицей. Среди авторов – Джотто, создавший проект колокольни и начавший ее строительство, и Брунеллески, создатель совершенного купола. Оба эти архитектора похороненные в соборе.
Собор можно осматривать, наверное, часами, и фотографировать хочется каждый квадратный метр.
Баптистерий, самое старое здание на площади, был построен в 11 -12 веках на месте более древнего сооружения. Созданные скульптором Гиберти Восточные ворота с десятью позолочёнными панелями, изображающими библейские истории, Микеланджело назвал «Вратами рая». Копии этих ворот вы, возможно, видели в Питере, в Казанском соборе.
Двери баптистерия, названные Микеланджело «Вратами рая». Копии этих ворот находятся в Питере, в Казанском соборе
Мечтаю в следующий раз попасть в галерею Уффици, ведь это богатейшее собрание живописи в Европе. Козимо Медичи сначала решил объединить в одном месте административные службы и построить дворец Уффици (т.е. канцелярий), а затем Медичи собрали здесь огромную коллекцию искусства, в 18 веке переданную в дар городу последним потомком этого рода. Да, Медичи были меценатами. Лоренцо Великолепный, скажем, потратил на искусство сумму, равную годовому доходу всей Флоренции.
Мы побывали в другом прекрасном музее, дворце Питти, бывшей резиденции великих герцогов Медичи (а потом и Лотангских герцогов, и королей). В те времена пустые стены были не в моде, так что все стены сверху донизу заполнены картинами, в том числе шедеврами Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, Джоржоне, Тициана, Рубенса, и других. И расположены картины так же, как при хозяевах. То есть нет зала Рафаэля, или зала венецианской живописи, все вперемежку, и в этом своеобразие этого музея.
В целях безопасности дворец Палаццо Веккьо, где Козимо Медичи управлял городом, и его резиденцию, дворец Питти, соединили закрытой надземной галереей длиной 1 километр. Она называется коридор Вазари, по имени построившего архитектора. Эта галерея проходит и по самому старому мосту Флоренции (1345 год), Понте Веккио, на котором в те времена располагался рынок. Здесь было множество лавок, и из-за нехватки места некоторые из них пристраивались к мосту, нависая прямо над водой. Эти магазинчики делают мост Понте Веккио совершенно уникальным.
К счастью, Сопротивлению удалось предотвратить его подрыв при отступлении немцев, а вот остальные мосты через Арно были взорваны и реконструированы позже.
Представляете, какие запахи из мясных и рыбных лавок шли к концу дня? В общем, если бы вы проходили по галерее мимо этого зловония, вы бы тоже закрыли рынок. С конца 14 века всех торговцев с моста прогнали. Кроме ювелиров, и с тех пор этот мост называется Золотым. Одни ювелирные магазины!
Может, именно от этих красот люди в обморок падают? Вы ведь знаете о таком факте, что психика человека, стремящегося посмотреть все красоты Флоренции сразу, может не справиться с таким обилием впечатлений. То есть можно налюбоваться до потери сознания.
Ну, здесь мне ничего не угрожало. Муж, бросив с мою сторону взгляд, означавший «шаг вправо, шаг влево – расстрел», пролетал опасный мост на такой скорости, что только ветер в ушах свистел. Как это почему? Берег мое душевное здоровье, конечно!