15 материалов по 4 объектам, 1 081 фотография
- GPS
- Россия, Советская ул., 2, Истра
- 7(495)994-61-70, 7(498)314-68-38, 7(985)834-03-16
- n-jerusalem.ru
"Золотом и бирюзой расписанный, Новый наш Иерусалим"
История его создания неразрывно связана с патриархом Никоном, хотя это была не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня на территории Руси. Ещё Борис Годунов хотел в московском кремле воплотить подобный проект в жизнь, но он так и не смог этого сделать из-за событий Смутного времени, а у Никона получилось.
В середине 17 века патриарх часто проезжал по Волоцкой дороге, направляясь в основанный им Валдайский Иверский монастырь. Путь был неблизким, и владыка частенько останавливался в селе Воскресенском на отдых, здесь ему очень нравилось, было ли это основным в решении построить в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня — нам неизвестно. Если же учесть ещё и то, что эти земли лежат на одной долготе с Палестиной — решение было принято верное.
Никон добивается от царя Алексея Михайловича особого права приобрести земельные владения боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина и дьяка Лукьяна Голосова.
В Палестину было послано особое паломничество во главе со старцем Арсением Сухановым. Тот привёз модель храма и чертежи с обмерами.
Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором должен стоять монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. Под ним разбили Гефсиманский сад, к востоку от него располагался Елеонский холм, на севере — холм Фавор, речку Истру переименовали в Иордан.
Почему же так необходимо было строительство этого монастыря?
Строительство Нового Иерусалима преследовало три цели:
Первая была религиозно-идеологической. Иерусалим в ту пору принадлежал Османской империи, государственной религией которой был ислам. Строительство подобной святыни на русской земле как бы "освобождало" Гроб Господень от иноверцев.
Второй причиной стала экономическая. Паломничество в Святую Землю было малодоступным. Только очень богатые люди могли позволить себе такое путешествие. Длилось оно несколько лет, и было весьма опасным. Простые смертные просто не могли там побывать. Появление Нового Иерусалима в России облегчало паломничество и перераспределяло финансовые потоки.
Третья цель — укрепление церковной доктрины "Москва — Третий Рим, четвёртому не быти." Строительство такой масштабной святыни возвышало Никона как патриарха Московского и Всея Руси, он был весьма честолюбивым человеком.
Монастырь активно строили с 1658 по 1666 год во время наивысшего могущества Никона и с 1681 по 1696 год после его опалы и смерти, произошло это в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона.
В 1657 году была освящена Воскресенская церковь, при этом присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне.
Первоначально монастырь не имел традиционных для русских обителей стен и башен. Их возвели по повелению Петра I в 1690-97 годах. Монастырские стены возводил знаменитый каменных дел мастер того времени Яков Бухвостов.
Было построено восемь башен с надвратной Церковью Входа Господня в Иерусалим.
.
Сейчас в них располагаются музейные экспозиции, а со стен открывается великолепный вид и на монастырь, и на его окрестности.
По стене есть обход, можно пройти всю южную и половину западной её части.
В башнях есть проходы по периметру.
На западной стене есть выход на открытую балюстраду, с которой видно Гефсимансий сад.
.
Дальше прохода по стене нет и спуска вниз тоже нет. Возвращаться надо тем же путем по южной стене до лестницы надвратной Входоиерусалимской церкви
Форма башен разная – есть восьмигранные, есть круглые, а есть восьмигранные с цилиндрическим верхом. Название они получили по аналогии с Иерусалимскими воротами: Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Ефремова и Давидов Дом.
Северо-западная угловая башня носит название Иноплеменничей, а башня в северной стене – Варуховой. Внутреннее пространство башен разделено перекрытиями на два этажа, верхние из которых, с круглыми окнами, использовались как кельи, а нижние – как хозяйственные помещения.
В самой же стене были все необходимые ряды бойниц.
Надвратная церковь поставлена на широкие трёх пролётные святые ворота. У каждого пролёта – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.
Венчает высокую церковь глава луковичной формы, но не абсолютно круглая, а с гранями.
Церковь Входа Господня в Иерусалим — вид со стороны внутренней территории монастыря, слева находится Дамасская башня и справа Гефсиманская.
По парадной лестнице можно подняться на крепостные стены и на открытую террасу (гульбище) надвратной церкви.
С неё открывается роскошный вид на Воскресенский собор и Церковь святых равноапостольных Константина и Елены, которая углублена в землю на шесть метров,
на такой глубине, по преданию, царица Елена и обрела в Иерусалиме Животворящий Крест.
Церковь соединяется с собором ходом из за алтарной части.
В приделе церкви Обретения Честного Креста, при строительстве забил Живоносный источник, в настоящее время здесь находится колодец, по легенде на дне его лежит огромный кусок серебра, около 15 килограмм. Известно, что ещё в 19 веке, на дно колодца существовал спуск. В середине 18 века для предохранения от грунтовых вод здания храма вырыли ров. В начале 19 века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.
Надгробие с мозаикой по картине В.Васнецова
Возле церкви Константина и Елены с обеих сторон находятся захоронения.
Она соответствует подземному храму Обретения Гроба Господня в Иерусалиме, но та вырублена в скале.
Существует легенда про длинные монастырские подземные ходы. Самый известный из них ведет изо рва подземной церкви Константина и Елены за пределы крепостных стен и выходит внизу около домика реставраторов, недалеко от выхода, есть еще один затопленный водою туннель.
За ней виден белого цвета собор Воскресения Христова, соответствующий храму Гроба Господня. Его венчает центральная глава. Боковые главки соответствуют многочисленным приделам.
С запада к Воскресенскому собору пристроена колоссальная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), она после реставрации выполнена в стиле европейского барокко. С фасада при восстановительных работах были сняты керамические пояса, их место заняли белокаменные карнизы. В новом третьем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в шатре — шестьдесят окон-люкарн в три ряда. Она соответствует ротонде Иерусалимского храма.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады, они придавали собору праздничный вид. Над керамическим убранством в середине 17 века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов.
Изразцами были украшены наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи.
Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия "репьи", "павлиний хвост", "павлинье око". Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната — символ мученической смерти или глаз на пере павлина — символ Воскресения Христова. Его можно видеть на апсиде главного алтаря собора (снаружи и внутри).
Изразцы, изготовленные во второй половине17 века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.
Церковь Рождества Христова была построена по указанию царевны Софьи Алексеевны, которая побывала в монастыре в 1685 году на освящении "великой новозданной каменной церкви". Её строительство продолжалось с 1686 по 1692 год. Постройка в стиле московского барокко. Углы и окна здания декорированы тонкими колонками, традиционным украшением московского барокко. В церкви четыре придела — Обрезания, Поклонения волхвов, Бегства в Египет и Избиения младенцев.
Здание примыкает к Трапезным палатам с восточной стороны. По распоряжению царевны Татьяны Михайловны, пожертвовавшей деньги на строительство, каждая из трех палат трапезной служила своей цели. Так средняя "трапеза", соединенная с Рождественской церковью, предназначалась для всех паломников, прибывших в монастырь, вторая – для трапез братии, а третья – по-видимому, более парадная, "гостиная мирским ясти всех чинов людям". Здесь и сейчас можно пообедать.
К трапезным палатам с юга примыкают больничные палаты, построенные в 1698 году. В конце 18 века они были надстроены и переделаны под жилые помещения.
При больничных палатах небольшая Церковь Трех Святителей.
Здесь же находились палаты "монастырских детенышей". По мнению А.П.Доброклонского, выдающегося церковного историка, "детёныши – это люди, живущие на монастырских работах, отличающиеся по своему положению и от монастырских слуг и крестьян: детёнышей, — пишет он, — встречаем на разных работах в монастыре и в монастырских сёлах – один на стороже, другие – бегауля, третьи живут во дворах и пашут на монастырь землю… Может быть, это были безродные сироты, приёмыши, воспитанные монастырём. Различаясь на первых порах, они вероятно, с течением времени (при известном возрасте, семейном и экономическом положении) верстались по желанию в рядовые крестьяне или сливались с монастырскими слугами, с которыми сами сходились и по положению. …Кажется, иногда они сохраняли своё прежнее прозвание детёныша и тогда, когда достигали зрелого возраста и имели взрослых детей и зачислялись в крестьянскую общину".
Фото из интернета
Осмотрев территорию монастыря, войдём в Воскресенский собор и оказываемся в центральной части под большим куполом. Своды его центральной части поддерживают четыре массивных столпа, изукрашенных барочной лепниной и фресками. К сожалению, у меня только одно собственное фото его интерьеров. Шла воскресная служба, было очень много людей и висели таблички, предупреждающие о запрещении фотосъёмки, я, честно говоря, собиралась его нарушить, но рядом со мной это сделал молодой человек и как его отчитали.., причём не служители церкви! После этого я не рискнула, не хотелось, чтобы настроение было испорчено.
Фото из интернета
Центральный иконостас в 12 ярусов, изготовленный в начале 1680-х годов, погиб во время Великой Отечественной войны, сейчас на его месте новый тоже 12-ти ярусный, на иконе с Богоматерью внизу изображен Новоиерусалимский монастырь. Перед ним висит паникадило.
Фото из интернета
В южном трансепте есть "Камень помазания" — священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, "как обыкновенно погребают иудеи".
Фото из интернета
Центральную часть храма и ротонду Живоносного Гроба Господня соединяет высокая "Царская арка". Она тройная (три арочных проема по высоте) и необыкновенно красивая.
Фото из интернета
Через неё попадаем в ротонду под шатровым куполом, в центре которой находится главная святыня Нового Иерусалима, называемая Кувуклией и состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Сама ротонда повторяет Иерусалимский прототип, построенный в 6 веке, с деревянным шатром.
Новый Иерусалим стал местом обязательного богомолья российского императорского дома.
Внутреннему убранству и святыням собора нужно посвящать отдельную заметку. Жаль, что фото нет. Здесь очень красиво!
За пределами стен монастыря, на берегу реки Истры, переименованной в Иордан, находится скит патриарха, построенный в период с 1658 по 1662 год (до середины 19 века он назывался "отходной пустынью"), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла.
Вход в монастырь от Гефсиманского сада
Именно от него и началось наше знакомство с монастырём, мы вошли не с главного входа, а по тропинке, ведущей от музея Новый Иерусалим, где побывали ранее на выставке Константин Горбатов. Приближая красоту. Охранник предупредил нас, что у главных ворот припарковаться будет сложнее из-за отсутствия мест.
Тропинка ведёт по красивым местам.
Первоначально пустынь стояла на острове, который с одной стороны огибала река Истра, а с другой — соединенный с нею подковообразный канал. Остатки этого водоема прослеживаются ныне в виде рва, во время весеннего паводка заполняемого водой.
Возведение пустыни началось, по-видимому, в 1657 году. Первоначально это были двухэтажные палаты, к которым с востока примыкала четырехстолпная церковь Богоявления Господня. Однако Патриарх Никон перестроил пустынь, превратив ее в "столп каменный о четырех апартаментах".
В 17 веке на первом этаже "столпа" находились хозяйственные палаты, на втором — прихожая и помещения для келейников Патриарха, на третьем — церковь Богоявления Господня с трапезой, келья Святейшего Никона с прихожей и "приемная" палата. Четвертый этаж составляют сооружения на плоской кровле, куда ведет винтовая лестница, соединяющая все "апартаменты".
Фото из интернета
Сейчас скит выглядит одиноко, но на старых гравюрах он изображался утопающим в окружающей его зелени.
Патриарх Никон был талантливым проповедником, говорившим свои поучения и проповеди так, что люди забывали обо всем, и в храме стояла полная тишина. В те времена в Русской Церкви ему не было равных в слове.
Главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества, очень щедро поощряя достойных и сурово наказывая распущенных и нерадивых.
Особенно ревностно он проявил себя как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами и стала главнейшей причиною Раскола 17 века. Последствия старообрядческого раскола омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Фото из интернета
Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные им, ущемляли интересы бояр. Они не позволили ему углубить Православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь, истина и жизнь. Они оклеветали Патриарха перед царем.
Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение Собора. Он пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь, что тот и сделал, но на пути в обитель он скончался и был погребен в приделе Усекновения Иоанна Предтечи Воскресенского собора 26 августа 1681 года. К большому сожалению, в 30-е годы советские власти вскрыли гроб Патриарха Никона, и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно.
Во время ВОВ, в декабре 1941 года дивизия СС-Райх взрывает Воскресенский монастырь. Немцы отступали, спешили, но минирование провели профессионально: горело все, что могло и не могло, весь город лежал в руинах, изменилась даже береговая линия реки Истры. Факт уничтожения Нового Иерусалима фигурировал на Нюрнбергском процессе как преступление против человечества. У. Черчилль после войны предложил Сталину безвозмездно, силами англичан восстановить Новый Иерусалим. Потом предложили французы. В обоих случаях последовал отказ, мотивы которого сформулировал тогдашний патриарх: "Мы не настолько бедны, чтобы принимать такую щедрую помощь".
Здесь пророческими кажутся строки из стихотворения Лермонтова "В Воскресенске":
"Быть может, через много лет
Сия священная обитель
Оставит только мрачный след,
И любопытный посетитель
В развалинах людей искать
Напрасно станет, чтоб узнать,
Где образ божеской могилы
Между златых колонн стоял,
Где теплились паникадилы,
Где лик отшельников звучал,
И где пред богом изливали
Свои грехи, свои печали."
Находясь на "гульбище" Надвратной церкви я хотела сделать панорамное фото, но меня отвлекли, и получилось вот такое изображение, уже потом, просматривая снимки, я его увидела, и стало страшно. А как же страшно было наяву...
Название совета взято из стихотворения Людмилы Макариной:
"Небо словно облаками выстлано,
И сверкает белизной под ним,
Золотом и бирюзой расписанный,
Новый наш — Иерусалим!"
Сейчас монастырь полностью восстановлен и является гордостью России.
- Адрес:
Советская ул., 2, Истра
- Дополнительная информация:
Осмотреть обитель можно с 9:00 до 18:00 часов без выходных
- Телефон:
7 (495) 994-61-70, 7 (498) 314-68-38, 7 (985) 834-03-16
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Истра
- 23 дек 2021, 17:16удалитьесть все, даже Гефсимансий сад :)
Очень красиво - 23 дек 2021, 17:34удалитьИнтересно, давно они запретили снимать? Я несколько лет назад совершенно спокойно фотографировала...
- 23 дек 2021, 19:19удалитьМы в августе этого года были. А в интернете полно фото, я ещё и удивилсь.Одно фото только и сделала в ротонде.
- 23 дек 2021, 18:05удалитьСпасибо, Нина, за как всегда интересный и познавательный рассказ. Для меня Новый Иерусалим — знаковое место. Именно в нем я впервые 7 января, в день Рождества Христова, исповедалась и причастилась спустя много лет после крещения в 90-х. До тех пор даже не знала про существование такой красоты в нашей стране.
Я тоже тогда много фотографировала, поскольку мы пришли рано на службу. В Кувуклию вошли втроем, не было ни охранников, ни толп и очереди. Тишина, твои мысли и Господь. - 23 дек 2021, 19:25удалитьДействительно знаковое для вас место. При нашем посещении было очень много посетителей, даже на территории, может быть праздник был в дополнении к выходному.
- 23 дек 2021, 19:36удалитьЯ до него так и не добралась:) Как-то не складывается у меня с Подмосковьем:)
- 25 дек 2021, 01:03удалитьНина, вам прекрасно удалось передать всю значимость и красоту! Тоже пока не добралась, надеюсь скоро увижу и ваше повествование будет хорошей путеводной звездой!
- 25 дек 2021, 09:36удалитьСпасибо! Монастырь стоит посетить, светлые чувства вызывает!
- 26 дек 2021, 10:43удалитьОчень впечатляюще всё выглядит. Правда, походит на храм Гроба Господня довольно отдалённо.
- 26 дек 2021, 14:41удалить
maklaiнаписал 26 декабря в 11:43
Очень впечатляюще всё выглядит. Правда, походит на храм Гроба Господня довольно отдалённо.
В последующем всё-таки решено было отойти от "первоисточника", сделать лучше! А иерусалимский я не видела, к большому сожалению (( - 26 дек 2021, 18:42удалитьВоплощение Храма Господня? Как интересно, Нина!
Шикарный комплекс. - 26 дек 2021, 19:07удалитьОксана, сама была приятно удивлена! Теперь бы ещё оригинал увидеть!
- 31 дек 2021, 12:00удалитьЭто одно из тех мест в Подмосковье, куда я мечтаю попасть. Даже посмотрела, что от Рижского вокзала туда идут электрички.
- 31 дек 2021, 12:46удалитьЯ бы ещё раз туда съездила, вот только в обычный день, чтобы мало было людей.
- 3 янв 2022, 15:44удалитьВпервые был там вместе с моим школьным учителем истории во времена перестройки. Тогда скит был сильно разрушен, да и монастырь тоже, мы занимались раскопками и купались рядом со скитом с мостика. Тогда не было там никого и все только начиналось — я про новую жизнь этого места
- 3 янв 2022, 18:51удалитьВам повезло, что довелось заняться раскопками, я, какое- то время, мечтала быть археологом и посчастливилось участвовать в раскопках кургана. А быть в хорошей компании, да ещё в таком красивом месте с рекой просто счастье!