32 материалa по 14 объектам, 529 фотографий
- GPS
- Пакистан, Garden Ave, Shakarparian
- +92-51-9201651, +92-51-9203983
Лок Вирса музей — самый лучший краеведческий музей Пакистана
Этот совет является частью дневника «Пакистан»
В музее более 25 больших галерей, разбитых на четыре блока и соединенных переходами. Они отображают культурную связь Пакистана с Китаем, Ираном и Центральной Азией. Здесь можно найти залы, посвященные архитектуре, музыкальному наследию, искусству изготовления тканей и суфийские святыни; обширные коллекции костюмов, украшенных национальной вышивкой, ювелирных изделий, образцов столярного искусства и ксилографии (гравировка по дереву), изделий из кости, в том числе слоновой.
Вот так выглядит вход в музей, украшенный деревянным резным фасадом и точно такой же дверью. При этом, как и везде, посетитель проходит через рамку металлоискателя. Зайдём же наконец внутрь.
В 4-м и 3-м тысячелетии до н.э. в долине Инда образовался настоящий "муравейник", состоящий из племён и сельских общин, которые при всех своих различиях находились примерно на одной ступени как по уровню жизни, так и по техническому развитию. Всю эту цивилизацию, просуществовавшую с 3300 по 1300 г., до нашей эры, принято называть Индской или ещё Хараппской (по названию первого открытого археологами городка — Хараппа).
Хараппа — (древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. — 17—16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал (территория современного Пенджаба).
Одним из самых интересных и хорошо сохранившихся городов этой культуры, является Мохеджо-Даро. Его периметр достигает пяти километров. Территория поделена на одинаковые квадратные кварталы, которые разделяют прямые или слегка искривлённые улицы.
В Мохеджо-Даро не обнаружено никаких архитектурных декоров и украшений. В городе не найдено явно выраженных дворцов или храмов. Многочисленные гири для весов и тиснёные печати, указывают на централизованный контроль в торговле.
В период расцвета население Мохенджо-Даро составляло от 30 000 до 40 000 человек. Как и в других Хараппских городах, здесь проживали по большей части ремесленники и торговцы.
Согласно одной из теорий Мохенджо-Даро был городом-государством, управлявшимся не монархом или жрецами, а некой верхушкой. Качество городской планировки, прекрасная система водоснабжения и канализации говорят о высоком уровне гражданской культуры.
На строительство Мохенджо-Даро ушли миллионы качественно обожжённых кирпичей. В некоторых источниках приходится читать, что город погиб от ядерного удара, и что на его руинах можно видеть кирпичи, оплавленные тысячеградусным огнём.... Сам я в Мохенджо-Даро не был, но, по заверению моих информаторов, всё это полная чушь.
Мохенджо-Даро погиб в первую очередь от того, что его жители нарушили некий дисбаланс с природой. Друзья, вдумайтесь, если на строительство были затрачены миллионы и миллионы кирпичей, соответственно, миллионы тонн дерева понадобились для обжига. Следствием этого стало обезлесивание близлежащей территории. Высаживание сельскохозяйственных культур ситуацию не исправило. В результате подобное привело к уменьшению испарения влаги и к сокращению количества осадков. К городу подступила пустыня. Нечто похожее происходило и возле других Хараппских городов. По сути люди Хараппской культуры нанесли удар сами по себе. Дело завершили неизвестные народы-завоеватели (предположительно арии), следы нашествия которых поглотил потоп.
После Индской цивилизации существует некий информационный пробел длинною в 500 лет, устранить который на данный момент современным учёным не удаётся. В любом случае, та культура, которая пришла через какое-то время в долину Инда, была более примитивной и намного слабее развитой технически. В наше время сложно судить, являются ли нынешние пакистанцы наследниками Хараппской культуры или нет? (В моём понимании — нет). В VI века до н. э. в Древней Индии возник буддизм и, по некоторым предположениям, уже в V веке до н.э. учение Будды нашло своих последователей на территории современного Пакистана. Подавляющее число пакистанских народов, тех, кто ныне считают себя последователями Пророка, в доисламский период (в период невежества) исповедовали буддизм. На территории Индостана отметились арии, греки, персы, арабы и множество других завоевателей, каждый из которых внёс что-то своё в его культуру и в историю. Нам же теперь остаётся лишь удивляться, рассматривая пёструю и колоритную картинку под названием Пакистан.
В свою очередь, музей Лок Вирса считается лучшим краеведческим музеем Пакистана. Я же добавлю, что он не уступает аналогичным музеям России, Европы и Азии. При этом все музейные инсталляции воссоздают современное время и период не более чем 100 летней давности. Сделано это специально, дабы не "загонять" какие-то народы в каменный век.
Вот как 100 лет назад выглядел внутренний двор дома купца. Здесь жена провожает своего мужа-караванщика в поход. А это уже караванщики на отдыхе. Данная инсталляция напоминает, что в эпосе пакистанских народов тоже были свои Ромео и Джульетта. Мне, не знающему тонкостей в различиях национальной одежды, сложно сказать, к какому народу относится данная ткачиха. Однако, могу заверить, что подобные одежды, а также подобные резные деревянные фасады домов, до сих пор можно видеть на севере Пакистана.У северных горцев в одежде и в архитектуре прослеживается культурная общность с народами Памира. Единственное отличие — на Памире пуштунки (головной убор) никто из мужчин не носит (пуштунка там называется "шапкой голода"). В Пакистане наоборот, все народы Севера носят пуштунки, но при этом в каждом регионе головные уборы слегка отличаются от афганского оригинала. В исламе запрещены изображения человека и животных, но именно поэтому исламские художники в совершенстве освоили каллиграфию. На пакистанских дорогах можно часто увидеть расписные грузовики. Данная сценка воссоздаёт картину отдыха водителей в чайхане. Обувщик за работой. А этот мастер (предположительно кашмирец) занят тем, что накладывает на ткань рисунок. Железных дел мастер (предположительно белуджистанец) работает в лавке, а жена ему помогает. А здесь мы видим предположительно пенджабцев (по-другому панджабцев). Состав почвы в Пакистане таков, что в горных районах глину для кирпичей найти трудно. Кирпичи делаются в равнинной местности на юге. А это, предположительно, представитель сидхов. Синдхи (они же синды) — один из древнейших народов долины реки Инд. Большинство синдов занимается земледелием, скотоводством и рыболовством, частично занято — в промышленности.
Клан Бхутто (известный в первую очередь политической деятельницей Беназир Бхутто), играющий важнейшую роль в политической жизни Пакистана, происходит из синдхов.
Насколько я понял, Пакистан претендует на звание духовного центра Азии, и потому некоторые инсталляции посвящены соседям: таджикам,узбекам, и туркам. Здесь невольно вспоминаются Танцы крутящихся дервишей Ну а если ты "духовный центр Азии", то на Балканах остался твой след, в частности в Боснии. В прошлом веке на территории современного Пакистана практически все дома были глинобитными. Дом был поделён на мужскую половину и на женскую. Гостей встречали в общем гостевом зале. А это женская национальная одежда одного из народов Пакистана. Деревянных дел мастер за работой. Семья кочевников при переезде с одного места в другое. Любопытно, что за день до этого мы видели на дороге пакистанских цыган. Жаль, но качественно сфотографировать их мне не удалось. В любом случае, пакистанские цыгане есть и они по-прежнему кочуют. Мало кто знает, но знаменитые узоры, украсившие Самарканд, имеют индостанские корни. В своё время Тимур, после разграбления Дели, вывез к себе практически всех здешних мастеровых людей. Это пуштун колдует со своим ружьём. Пуштуны Родиной самовара называют не только Тулу, но также и Азербайджан, и Иран — добавим в список Пакистан. Так выглядел шатёр кочевника проживавшего на юге Пакистана. А это уже горы. Обратите внимание на маленькую палатку — она предназначена для одного человека (предположительно такое жильё использовали в горах охотники). Глядя на эту инсталляцию, невольно вспоминаешь, что в 1947 г. народы Индии и Пакистана неестественным образом были разъединены. Раджей, князей и просто богачей развлекали в старину с помощью кукольного театра. Как и положено женщине — она работает, тогда как её уставший муж курит кальян — отдыхает. Здесь в Индостане изначально был некий свой кальян, отличающийся от арабского. Курительная смесь набиралась из различных трав. На южном побережье Пакистана издавна проживали народы, добывавшие "хлеб свой насущный" в море. А это так рыбака встречают перекупщики. Глядя на круглые домики, невольно представляется Африка. Однако, нет, такой вид жилища практиковался каким-то малым народом Пакистана. Гончар за работой. А здесь мы видим, представителя народности, которая была связана с хлопком. Лавки торговца тканями. А здесь представлен мастер, промышляющий на жизнь плетением циновок. Бенази́р Бху́тто в Пакистане уважают. Её именем назван столичный аэропорт. Беназир Бхутто занимала должность премьер-министра Исламской республики Пакистан в 1988—1990 и 1993—1996 годах. Бхутто — первая в новейшей истории женщина — глава правительства в стране с преимущественно мусульманским населением. Мухамма́д Али́ Джинна́ мусульманский политик, который почитается в Пакистане в качестве отца-основателя национальной государственности. Один из инициаторов и самых активных участников раздела Британской Индии. На данной инсталляции он представлен вместе с женой и со своей сестрой.
Вот таким запомнился мне данный музей. Ради справедливости скажу, что сфотографировал я примерно третью или даже четвёртую часть экспонатов. Ну а тем, кто посетит Исламабад, могу сказать следующее — если у вас проявляется интерес к культуре и истории Пакистана, данный музей для посещения обязателен!
Рядом с музеем на прилегающей территории находится Сувенирный рынок в Исламабаде
- Адрес:
Garden Ave, Shakarparian
- Дополнительная информация:
Музей Лок Вирса, расположенный в парке Шакарпариан.
Вход для иностранцев — 5$США.
Возле музея Лок Вирса расположена Библиотека Лок Вирса, предоставляющая широкую справочную информацию по этнографии, антропологии, национальной музыке, искусству, истории и ремёслам. Книги по культуре и искусству, аудио и видео-материалы о народной и классической вокальной и инструментальной музыке доступны для покупки в центре продаж Лок Вирса. - Телефон:
+92-51-9201651, +92-51-9203983
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Исламабад
- 26 мая 2016, 16:51удалитьА калаши там были?
Вообще собрание конечно интересное, но вот мне сложно уяснить для себя разницу между всеми изображенными народами. С таким же успехом все эти ремесленники могли бы быть представителями любого другого народа, не связанного с Пакистаном. - 26 мая 2016, 16:59удалитьКалашей нормально сфотографировать не удалось. А чтобы уяснять разницу — нужно читать материалы автора под ником ERCHOV.
- 26 мая 2016, 17:19удалитьВообще история с этим музеем наглядно показывает не самый высокий уровень организации тура. В программе значился музей Лок Вирса. Но гид, как я понимаю, принял за него другой музей — исторический рядом с монументом, на котором тоже стояли буквы Lok Virsa. Куда мы и сходили все вместе. А вот на этот музей мы потом натыкались все по очереди случайно, гуляя по сувенирной деревне.
- 26 мая 2016, 17:30удалитьНу теперь что сделать? Забей на это, расслабься и читай автора под ником ERCHOV
- 26 мая 2016, 17:39удалить
ERCHOVнаписал 26 мая в 15:30
Ну теперь что сделать? Забей на это, расслабься и читай автора под ником ERCHOV
Когда он наконец поведает нам всем божественную истину, содержащуюся в его знаменитой книжечке?
(чуть было не оставленной в отеле у калашей вместе с фотоаппаратом) - 26 мая 2016, 18:09удалитьМакс, признайся, а было желание отжать книжечку? в этом случае ты бы теперь постил как заведённый.....
- 27 мая 2016, 11:46удалить
ERCHOVнаписал 26 мая в 16:09
Макс, признайся, а было желание отжать книжечку? в этом случае ты бы теперь постил как заведённый.....
Надо было втихаря ее в рюкзак кинуть, как тогда на Кунашире флаг :) - 26 мая 2016, 18:20удалитьМаксим, посмотрела фотографии и не могу сказать, что этот музей лучший в Пакистане. Я даже, наверное, с тобой поспорю :) Музеи в Карачи и Хайдерабаде ничуть не уступают своей экспозицией Исламабадскому в качестве представленных "картинок из жизни". Может быть они несколько меньше размером :), но в Национальном музее Пакистана в Карачи, кроме этих сценок представлены еще и ценнейшие экспонаты — древние монеты и рукописи.
А недалеко от Хайдерабада ведутся раскопки таких же древних городов, как и Мохенджо-Даро — Чанху-Даро и Амри, потрясающие находки из которых выставлены в местном музее.
Мне кажется, что эти музее дополняют друг друга :) - 26 мая 2016, 18:25удалитьЛена, спасибо за внимание! Ты пропустила один момент — тут ключевое слово "краеведческий". А те музеи, они либо "национальные", либо "археологические", либо ещё какие-то....
А лучшим краеведческим это вовсе не я его назвал. Это пакистанцы сами так решили, а я лишь за ними повторил.
Вот и Вики за ними повторяет — ru.wikipedia.org/wiki/Лок_Вир… - 26 мая 2016, 20:38удалить
ERCHOVнаписал 26 мая в 18:25
Лена, спасибо за внимание! Ты пропустила один момент — тут ключевое слово "краеведческий". А те музеи, они либо "национальные", либо "археологические", либо ещё какие-то....
А лучшим краеведческим это вовсе не я его назвал. Это пакистанцы сами так решили, а я лишь за ними повторил.
Вот и Вики за ними повторяет — ru.wikipedia.org/wiki/Лок_Вир…
Я не пропустила :)) Просто в Исламабаде музей относительно новый, поэтому они считают его лучшим :)))) - 27 мая 2016, 12:12удалитьПро пакистанские музеи я ещё расскажу. Кое-что кое-где удалось сфотографировать, хотя сложности были.
- 27 мая 2016, 13:15удалить
ERCHOVнаписал 27 мая в 12:12
Про пакистанские музеи я ещё расскажу. Кое-что кое-где удалось сфотографировать, хотя сложности были.
Жду :) - 27 мая 2016, 11:37удалить
ERCHOVнаписал 26 мая в 16:25
Вот и Вики за ними повторяет — ru.wikipedia.org/wiki/Лок_Вир…
С каких пор ты стал читать Википедию? - 27 мая 2016, 11:40удалить
ERCHOVнаписал 26 мая в 16:25
Ты пропустила один момент — тут ключевое слово "краеведческий"
Вообще от слова "краеведческий" попахивает диким провинциализмом. Вон у Глеба сейчас целый набор таких музеев в Белоруссии можно наблюдать. Здесь же все-таки музей и национальный, и скорее этнографический. - 27 мая 2016, 13:46удалить
ERCHOVнаписал 26 мая в 16:25
А лучшим краеведческим это вовсе не я его назвал. Это пакистанцы сами так решили, а я лишь за ними повторил.
Вот и Вики за ними повторяет — ru.wikipedia.org/wiki/Лок_Вир…
Кстати, а как будет по-английски "краеведческий"?
Вот на английской версии страницы написано следующее — "Lok Virsa is the finest cultural museum in Pakistan."
На русский перевести сложно — "музей культуры" не звучит. - 27 мая 2016, 11:41удалить
Lesik1написала 26 мая в 16:20
Максим, посмотрела фотографии и не могу сказать, что этот музей лучший в Пакистане. Я даже, наверное, с тобой поспорю :) Музеи в Карачи и Хайдерабаде ничуть не уступают своей экспозицией Исламабадскому в качестве представленных "картинок из жизни".
Я бы вот тоже поостерегся от таких сравнений, не побывав во всем Пакистане. - 27 мая 2016, 12:09удалитьМакс, я тебе в одном из комментов тут написал: Забей на это, расслабься и читай автора под ником ERCHOV.
Итак, ключевое слово здесь было "расслабься", а не прослабься.... Похоже, что тебя в моей ветке словесно прослабило... - 9 дек 2017, 22:55удалитьВчера не успела дописать комментарий, планшетик погас :)))
Нравится когда в музее есть "сценки" или "картинки" местной жизни, могу долго их разглядывать. Этот краеведческий музей больше похож на этнографический. Спасибо, что показали и рассказали! - 9 дек 2017, 23:02удалитьАня, Вам спасибо, что смотрите!