68 материалов по 37 объектам, 1 780 фотографий
- GPS
- Россия, 5, ул. Ленина, Иркутск, Россия
- 8 (395) 234-01-46
Иркутский художественный музей. Царь
Он подарил его Иркутской мужской гимназии, в которой учился, оттуда скульптура перешла в музей в 1920 году, где хранится до сих пор.
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский (1842-1902) – скульптор-реалист, академик Императорской Академии художеств, профессор скульптуры. Родился в Вильне в небогатой многодетной еврейской семье. Любовь к рисованию проявилась у мальчика с раннего детства и когда Марк подрос, отец отдал его в обучение резчику по дереву.
Талантливому подмастерью помогла устроиться вольным слушателем в Петербургскую Академию художеств известная покровительница искусств — А.А. Назимова, жена виленского генерал-губернатора.
Работы Антокольского сразу привлекли внимание своей индивидуальностью, гуманизмом и силой образов. В 1862 году его зачислили в Академию художеств, в класс профессора Н.С. Пименова, а затем в класс гравера и скульптора И.И. Реймерса.
В 1864 году Антокольский был награждён серебряной медалью за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – золотой медалью за горельеф «Скупой». Обе работы были выполнены из дерева.
За время учёбы Марк увлёкся изучением русской истории и первой его большой работой в 1870 году стала статуя «Иван Грозный». Совет Академии единогласно присудил студенту Марку Антокольскому за эту работу высшую награду – звание академика.
Статуя настолько понравилась императору Александру II, что он заказал её скульптору для Эрмитажа. Успех был бесспорным. Заказ императора в 1871-1872 годах был исполнен в бронзе, а в 1875 году сделан мраморный вариант для коллекционера П.М. Третьякова. После выставки в Лондоне в 1872 году Кенсингтонский музей заказал скульптуру для своей коллекции из гипса.
Это была первая работа из России приобретённая на Западе.
После окончания Академии художеств, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть эталонные работы древних ваятелей и классические работы мастеров в оригинале.
В Риме Марк Антокольский стал работать над статуей Петра Великого, параллельно он создает множество талантливых работ: «Христос перед судом народа» 1874 год,
«Смерть Сократа» 1875 год, барельефы «Последний вздох» и «Безвозвратная потеря» 1876 год.
В 1878 году он выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду – орден Почётного легиона. Вскоре его избрали Почётным членом многих европейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и др.
Портрет М.М. Антокольского кисти В.М. Васнецова (1884). Третьяковская галерея.
Скульптор создаёт несколько запоминающихся работ из итальянского мрамора: «Спиноза» 1882 год, «Мефистофель» 1883 год,
«Не от мира сего» 1887 год.
В 1889 году скульптор создаёт работу «Нестор-летописец»,
а через два года ещё две работы – майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».
Антакольский создаёт в 1897-1899 годах мраморную скульптуру – «Александр III» для Государственного Русского музея в Санкт-Петербурга и совершенно восхитительную работу «Ангел» для надгробия княгине Юсуповой,
в 1900 году — «Русалку».
Среди всех своих работ самой любимой для Мастера остаётся статуя «Иван Грозный».
Сложная, спорная и одиозная историческая личность воплощена скульптором с глубоким психоанализом и реалистичной трактовкой образа.
Вот, что говорил о царе сам скульптор:
В нём дух могучий, сила больного человека, сила перед которой вся русская земля трепетала. Он был грозный, от одного движения его пальца падала тысяча голов…
День он проводил, смотря на пытки и казни, а по ночам, когда усталые душа и тело требовали покоя, когда всё кругом спало, у него пробуждалась совесть, сознание и воображение; они терзали его, и эти терзания были страшнее пытки.
Тени убитых им подступают, они наполняют покои – ему страшно, душно, он хватается за Псалтырь, падает ниц, бьёт себя в грудь, кается и падает в изнеможении…
Назавтра он весь разбит, нервно потрясён, раздражителен…
Он старается найти себе оправдание и находит его в поступках людей, его окружающих.
Подозрение превращается в обвинения, и сегодняшний день становится похожим на вчерашний.
Царь Иван Грозный представлен сидящим на троне; на голове его скуфья, расстегнутый у ворота халат в виде подрясника охвачен простым поясом, тяжёлая шуба в широких складках падает кругом. На коленях лежит Евангелие.
.
Тяжкое раздумье овладело им. Он понурил голову, сдвинул брови, сжал губы.
Волевая сильная рука держится за подлокотник кресла, другая лежит бессильно, обвитая чётками.
.
Я гунн среди русских, я набожный пёс,
Съедает меня беспримерная ярость.
Увы, не дана мне великая святость,
Тоска и жестокость, сердечный мороз
Во мне проявляются силою грешной,
Я молния злая в тьме нашей кромешной!
Я бог для людишек, но страшен мне рок,
Вокруг лишь враги, как же я одинок!
«Иван Грозный. Монолог» Н.Ю. Островский
В наклонённом положении туловища, в неровном рисунке плечей, в каждой черте измождённого, величавого лица, так и читаются все чувства и мысли, которые смутно и горестно теснят усталую душу. Страх смерти, раздражение больного человека, избалованного властью, раскаяние, сознание греха, застарелая злоба и желчь, жестокость и подозрительность, вечный поиск измены…
..
Иван Грозный – великий мучитель и мученик, человек с трагической судьбой.
Оба эти состояния можно наблюдать, если посмотреть на скульптуру с разных сторон.
Грозный и несчастный. Царь и человек.
.
А.С.Костовский "В музее" (1984)
Трон Ивана Грозного хранится в музее г. Александрова.
Александровская слобода. Часть 1. Царская охота
Александровская слобода. Часть 2. Листая страницы истории
Скончался М.М. Антокольский во Франкфурте-на-Майне, по другим источникам в городе Бад- Хомбург в 1902 году и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище.
Он был человеком верующим и соблюдал традиции веры, поэтому на надгробном памятнике изображены минора, свиток Торы, Звезда Давида и его бюст, работы его ученика И.Я. Гинцбурга.
За время Великой Отечественной войны бронзовый бюст не сохранился.
P.S. В заметке использована статья «Царь, заточенный в камень» М. Моженковой, научного сотрудника Иркутского художественного музея.
- Адрес:
5, ул. Ленина, Иркутск, Россия
- Телефон:
8 (395) 234-01-46
Дешёвый ✈️ по направлению Иркутск
- 8 мая 2020, 19:34удалитьКакие великолепные работы! Прямо узнаваемы все персонажи.
Последнее время, чем больше узнаю Ивана Грозного, тем больше у меня меняется отношение к нему. Грозный, нор и Великий. Ужасный, но и одинокий в своем стремлении укрепить страну.
Спасибо, Аля. И очень рада за Иркутск и его музей - 10 мая 2020, 23:25удалить
Hanyaнаписала 8 мая в 19:34
Какие великолепные работы! Прямо узнаваемы все персонажи.
Последнее время, чем больше узнаю Ивана Грозного, тем больше у меня меняется отношение к нему. Грозный, нор и Великий. Ужасный, но и одинокий в своем стремлении укрепить страну.
Спасибо, Аля. И очень рада за Иркутск и его музей
Я очень довольна Иркутском, там надо побывать и не проездом — основательно!
Спасибо, Татьяна! - 10 мая 2020, 23:26удалить
Alex2020 8 мая в 23:34
Великий скульптор.
Одной работы достаточно.
Иногда одна работа делает Мастера!
Спасибо за интерес к моему "творчеству"! - 14 мая 2020, 10:07удалитьХороши все работы, но Грозный в мраморе? — это нечто!
- 14 мая 2020, 15:45удалить
Maynurнаписала 14 мая в 10:07
Хороши все работы, но Грозный в мраморе? — это нечто!
Смешно, но я так впечатлилась, ходила кругами и рассматривала со всех
сторон, до мельчайших деталей. Восхищена работой скульптора! - 29 июл 2020, 21:39удалитьАля, спасибо, очень интересно!