...
4
Галерея сибирского искусства художественного музея Иркутск, Россия
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Иркутск

    Иркутск

    LAT
  • 52.27526N, 104.30864E
  • Я здесь был
    Было: 290
    Хочу посетить
    725

    68 материалов по 37 объектам,  1 780 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    музеи, выставки
    • GPS
    • Россия, 23, ул. Карла Маркса, Иркутск, Россия
    Фотографии
    Карта
    42 фото
    dots
    вики-код
    помощь
    Вики-код объекта:
    Советы и отзывы путешественников (2) помощь
    AFINAPOST
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 23 июл 2011

    Светское искусство Сибири. Портрет

    Достопримечательности → музеи, выставки
    4 мая 2020 года||
    GPS
    |1 (1)| 12| 3199
    5
    Галерея сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва располагается в двухэтажном каменном особняке в центре города по адресу: ул. Карла Маркса, 23. (Сам, Иркутский областной художественный музей имени Владимира Павловича Сукачёва, его создателя, находится на улице Ленина, 5).
    4

    Автор: AFINAPOST



    Здание было построено в 1893 году и принадлежало иркутскому купцу, золотопромышленнику и меценату Ивану Ивановичу Базанову (1813–1883). После его смерти здание перешло к невестке — Юлии Ивановне Базановой и её дочери Варваре Петровне Кельх.
    0

    Автор: AFINAPOST



    В 1896 году оно было куплено Сибирским торговым банком. В 1900-1903 годах перестроено по проекту петербургского архитектора Н. Светлицкого. На первом этаже располагались магазины, второй этаж занимал Сибирский торговый банк. В 1920-1934 годах здесь находилось иркутское отделение Государственного банка СССР.
    На фасаде здания установлены памятные доски: городскому голове и потомственному почетному гражданину Иркутска, управляющему отделением Сибирского банка Болеславу Петровичу Шостаковичу (1845-1919) и бывшему директору Иркутского художественного музея Фатьянову Алексею Дементьевичу (1915-2001).
    2

    Автор: AFINAPOST



    * «Портрет А.Д. Фатьянова» художник И.И. Несынов.
    0

    Автор: AFINAPOST


    Алексей Дементьевич Фатьянов (1915-2001) – почётный гражданин г. Иркутска.
    Заслуженный работник культуры РФ, член Всемирного Совета музеев. Член Союза художников РФ, историк искусств Сибири, крупнейший собиратель коллекции художественного музея.Благодаря его личной деятельности коллекция музея выросла в десятки раз, расширились площади музея, открыт филиал Московских реставрационных мастерских им. Грабаря. Из 60-ти лет, проработанных в Иркутском областном художественном музее, более тридцати лет занимал должность директора музея.

    В 1951 году второй этаж был передан Иркутскому областному художественному музею. С 1975 года, после переезда музея на улицу Ленина, всё здание было отдано искусству. На первом этаже находится галерея музея, где проводятся временные выставки молодых художников. На втором этаже — постоянно действующая экспозиция сибирского портрета, которая рассказывает о том, как выглядели иркутские купцы, генерал-губернаторы и уважаемые всеми горожане два-три столетия назад.

    Живопись мирского характера была известна сибирякам уже в конце XVII столетия.
    Авторами произведений – парсуны царей и епископов, а также виды церквей и монастырей, были не только заезжие художники, но и местные мастера-иконописцы.

    Почти единственным жанром на протяжении двух веков остаётся портретный, в котором наиболее полно, ярко и последовательно нашло отражение развитие сибирского светского искусства – от парсун до профессионального европейского портрета начала ХХ века.

    Авторский портрет – часть культурного и художественного наследия России.
    Интенсивная общественная деятельность и небывалый рост самосознания иркутян привёл к созданию не только галереи иркутского духовенства и чиновничества, но и к ряду портретных галерей выдающихся людей города. В Иркутске сложились музейные традиции бережного отношения к своему прошлому.

    В экспозиции представлены два вида портретов: чисто сибирские, исполненные местными живописцами, и так называемая «сибирика» — произведения приезжих живописцев, живших здесь какое-то время, влиявших на художественный процесс и испытавших влияние сибирского письма.

    Велика роль церкви в появлении сибирского портрета. Т.к. первыми заказчиками и изображёнными были её представители. Портреты Иннокентия I и Софрония представляют сибирскую парсуну.
    2

    Автор: AFINAPOST

    .
    1

    Автор: AFINAPOST



    Обширным не только по количеству, но и своеобразию является купеческий портрет, как мужской, так и особенно женский. Мужские портреты свидетельствуют о том, что внешний вид сибирских купцов имел чисто европейский характер, ближе к дворянскому.
    * «Портрет Н.Ф. Мясникова» художник К.И. Корсалин.
    1

    Автор: AFINAPOST


    Никита Фёдорович – иркутский купец, золотопромышленник, благотворитель. Пожертвовал капитал на постройку здания Института благородных девиц, основанного в 1843 году в Иркутске.

    * «Портрет иркутского купца П.Н. Пабрентьева и его жены» художник — М.И. Песков
    1

    Автор: AFINAPOST



    * «Портрет иркутского купца И.Т. Баснина и его жены» художник –М.А. Васильев.
    1

    Автор: AFINAPOST

    .
    2

    Автор: AFINAPOST


    В женских купеческих портретах преобладает живописный аскетизм, чистота образа, слияние народного и столичного. Неяркий праздничный наряд отличает жительниц этого величественного края. В традиционных по композиции портретах есть индивидуальность лиц и характеров. Общее в них — целомудренность, что соответствует жизненным устоям семей сибирских купцов-старообрядцев. В них сильны черты монументальности, что придаёт им характер портретов-памятников — это связано с высоким положением женщин в сибирском обществе.

    Портреты чиновников не отличаются художественным своеобразием, но дополняют сибирское общество и носят исторический характер.
    * «Портрет Н.И. Трескина» неизвестного художника.
    1

    Автор: AFINAPOST


    Действительный статский советник, до 1806 года – вице-губернатор Смоленска, в 1806-1819 – гражданский губернатор Иркутска. Вёл борьбу с крупнейшими представителями «непокорного» местного купечества. За злоупотребления чиновников во время его губернаторства был отрешён от дел новым сибирским губернатором М.М. Сперанским, предан суду. В 1820 году выехал из Иркутска в Тобольск на поселение.

    * «Портрет И.Б. Цейдлера» художник М.И. Песков.
    1

    Автор: AFINAPOST


    Иван Богданович генерал-майор, действительный статский советник. Комендант, затем гражданский губернатор Иркутска с 1821 по 1835 год. Отличался лояльным отношением к декабристам.

    * «Портрет А.В. Пятницкого» неизвестного художника.
    0

    Автор: AFINAPOST


    Андрей Васильевич гражданский губернатор Иркутска в 1839-1848 годы. Действительный статский советник, происходил из дворян Казанской губернии, участник войны 1812-1813 года, имел награды.

    * «Портрет К.К. Венцеля» художник Л.С. Игорев.
    0

    Автор: AFINAPOST


    Карл Карлович – военный губернатор Иркутска с 1851 по 1860 год. При нём с 1857 года стала выходить первая газета – «Иркутские губернские ведомости». Либерал, по отношению к декабристам, ходатайствовал об их финансовом обеспечении и выдачи гонных денег.

    Среди чиновников такие особо выдающиеся личности, как Н.П. Лебедев и М.М. Сперанский.
    * «Портрет Н.П. Лебедева» неизвестного художника.
    2

    Автор: AFINAPOST


    Николай Петрович – генерал, участник многих войн и сражений конца XVIII века. Герой Отечественной войны 1812 года – командовал смоленским ополчением. Происходил из дворян Смоленской губернии. В 1799-1808 служил в Сибири. Военный комендант Тобольска. В 1800 году награждён Командорским Мальтийским крестом. С 1803 года военный губернатор Иркутска. При нём были улучшены условия работы на рудниках и заводах, перестроены пограничные укрепления с Китаем.

    * «Портрет М.М. Сперанского» художник М.А. Васильев.
    1

    Автор: AFINAPOST


    Михаил Михайлович — русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I и, заслужив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность. В возрасте тридцати лет Сперанский возглавил в министерстве внутренних дел отдел, которому предписывалось готовить проекты государственных преобразований. Им был опубликован знаменитый «Указ о вольных хлебопашцах». Царь поручает Сперанскому написать капитальный трактат-план преобразования государственной машины империи, и в 1803 году М.М. Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». В 1804 году Сперанским написаны «О духе правительства» и «Об образе правления».
    Начинаются звёздные годы — эпоха славы и могущества, когда он был вторым лицом в империи после Александра I, став государственным секретарём — самым влиятельным сановником России.
    Им подготовлено ещё много законодательных актов и реформ, что вызвало бурю недовольства со стороны дворянства и чиновничества, что привело к опале. В марте 1812 года Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей с предписанием о высылке из столицы.
    2

    Автор: AFINAPOST


    Только в 1816 году указом императора Сперанский был возвращён на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором, а в 1819-1821 годах генерал-губернатором Сибири. Именно в Иркутске Сперанский записал свою знаменитую фразу: «Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить». В результате были отстранены от всех должностей его предшественник сибирский генерал-губернатор отец будущего лидера декабристов И.Б. Пестель, два губернатора — томский и иркутский, 48 чиновников предстали перед судом, 681 человек оказались замешанными в противозаконных действиях, в том числе 174 чиновника и 256 «инородческих начальников». Интересная личность — почитайте.

    Живописный пейзаж, как самостоятельный жанр появляется в Иркутске позже – в 70-е годы. Он представлен в основном приезжими профессионалами; среди них – алтаец Г. Гуркин, ученик И. Шишкина. Его пейзаж «Озеро горных духов» — одно из лучших произведений мастера. Как таковая иркутская художественная школа стала складываться к концу XIX века, но об этом в следующем материале.
    • Адрес:

      23, ул. Карла Маркса, Иркутск, Россия

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    17 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Иркутск
    сообщить модератору
    • Alex2020
      помощь
      Alex2020
      в друзья
      в контакты
      С нами с 30 дек 2019
      4 мая 2020, 09:54
      удалить
      По поводу Сперанского — чем выше взлетишь, тем больнее падать, безусловно, это был выдающийся человек.
    Наверх