68 материалов по 37 объектам, 1 780 фотографий
- GPS
- Россия, 23, ул. Карла Маркса, Иркутск, Россия
- 8 (395) 233-41-12
- museum.irk.ru
Галерея Сибирского искусства. Иконы
Феномен сибирской иконы, возможно, состоит в том, что объясняется поздним возникновением локальных иконописных центров, сформировавшихся на основе традиций разных иконописных школ. В иркутских иконах это проявилось наиболее ярко как в художественном отношении, так и в разнообразии стилистических вариантов, в иконографической уникальности памятников.
Первые иконы были принесены в Сибирь казаками первопроходцами. Также иконы дарились в сибирские храмы русскими государями, митрополитами, купцами и зажиточными людьми.
Известно, что первые иконописцы в Сибири были из Новгорода, Сольвычегодска, Усолья, Великого Устюга. Из икон, созданных в Иркутске в первые десятилетия существования города, до нашего времени дошло всего несколько десятков. Часть из них находится в собрании нашего музея, они представлены в экспозиции. Это высококлассные памятники, связанные с искусством Русского Севера, мастера которого самобытно осмыслили и переработали великое наследие крупнейших иконописных центров древней Руси, в первую очередь Новгорода.
«Иоанн Предтеча», «Богоматерь Одигитрия Смоленская», «Богоматерь Владимирская», «Спас Нерукотворный», «Чудо о Флоре и Лавре», «Михаил Архангел – Грозных Сил Воевода».
Икона Лоно Авраамово XVI век.
Икона Чудо о Флоре и Лавре.
Среди сибирских икон второй половины XVII века есть образцы высокого стиля Оружейной палаты Московского Кремля — центра общерусского изобразительного искусства.
«Спас Вседержитель», «Спас Нерукотворный с историей образа» (средник), «Апостол Пётр», «Пророк Аввакум».
Икона Спас Вседержитель XVI век.
Во многих сибирских иконах первых десятилетий XVIII столетия последовательно были реализованы «ушаковские» художественные принципы с проявлениями местного своеобразия.
«Богоявление», «Иоанн Богослов в молчании», «Воскресение – сошествие во Ад».
Это памятники переходного этапа к иконописи Нового времени или так называемого Синодального периода, в них соединились элементы древнерусской иконописи и традиции письма.
Икона Воскрешение Лазаря.
Одной из разновидностей сибирской иконописи, сложившихся в XVIII веке, является народная икона, которая оказала влияние на церковную и даже монастырскую иконопись. Иконы этого направления, имеющего крестьянскую основу — «Апостол Петр», «Апостол Филипп» (вторая половина XVIII века из иконостаса церкви села Сурова).
Впервые в экспозиции представлены памятники XVI-XVII веков, произведения Строгановской школы, мастеров Оружейной палаты её «золотого века» из коллекции московского доктора В.В. Величко, имевшего тесные связи с иконописцами-старообрядцами.
«Омовение ног», «Симеон Богоприимец», «Николай Чудотворец», «Иоанн Богослов в молчании», «Троица Новозаветная», «Положение во гроб».
Икона Иоанн Богослов в молчании XVI век.
Стиль ранних строгановских икон указывает на связь с аристократическим новгородским искусством. Сами «строгановцы» причисляли себя к новгородцам. Икона «Троица Новозаветная» московского миниатюриста Прокопия Чирина одна из лучших образцов этого направления в собрании музея.
*Знаменитая чудотворная икона Богоматери, названная впоследствии Владимирской, была привезена около 1130 года в Киев из Константинополя, оттуда увезена Андреем Боголюбским во Владимир. С XV века древняя икона находилась в московском Успенском соборе, став национальной святыней Московской Руси.
Этот иконографический тип Богоматери, держащей на руках Младенца Христа, прильнувшего к ее лицу, получил на Руси название «Умиление». Известно множество списков, иконографических вариантов иконы.
На иркутской иконе – одном из лучших памятников коллекции – сохранились фрагменты надписи, по которым можно предположить, что икона была написана по заказу «крестьянина Матфея». На полях иконы среди изображений святых есть евангелист Матфей, вероятно, — тезоименитый святой Матфея Петровича Лылова. В 1686 году на реке Урик Матюшка (Матфей) Петрович Лылов основал Лыловское селение и построил там на свои средства часовню. Согласно народному преданию, иркутский протодьякон Иоанн Федоров Сухих, искусный живописец, написал для этой часовни две большие иконы и одна из них — «Богоматерь Владимирская».
*Архангел Михаил — главный Архангел, поставленный Господом над всеми девятью ангельскими чинами. Об Архангеле Михаиле повествуют как Ветхий, так и Новый заветы.
Архангел Михаил, являющийся архистратигом — предводителем небесного воинства. Христиане верят, что именно Михаил был тем архангелом, которого Бог поставил стеречь райские врата после изгнания людей. Согласно апокрифическим текстам Господь вручает архангелу Михаилу души праведников, поэтому его почитают как заступника за души умерших на Страшном Суде.
Архангел Михаил духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей. Его изображение было на гербе Киева, в честь него назван Архангельск. В почитании архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
В нижней части иконы в клейме есть надпись:"Сооружен сей образ тщанием и радением боярина Василия Лапина и иркутских казаков: Осипа Казакова и Матфея Алакова 1759 года 1 декабря"
*Фарфоровый иконостас Переваловской фабрики когда-то украшал домовую церковь сиротского дома Елизаветы Медведниковой в Иркутске. В музей в разобранном виде поступил в 1920-е годы и не один десяток лет оставался в фондах музея. В 2016-2017 годах был собран и вошёл в постоянную экспозицию иконного зала Галереи сибирского искусства.
Качество исполнения, белизна фарфора, изысканность колорита, сочетание белого, бордового и розового цветов с позолотой, элементы древнерусского и греческого искусства делают иконостас ярким и праздничным. Только такой иконостас и мог стоять в домовой церкви дома для девочек.
Елизавета Михайловна Красногорова родилась в Иркутске в 1787 году и рано осталась без родителей — испытала на себе сиротскую долю. В 19 лет вышла замуж за богатого купца Логина Фёдоровича Медведникова. Но он умер рано и оставил молодую жену с двумя сыновьями – Логином и Иваном. Вдове досталось хорошее состояние и она, будучи неграмотной женщиной, задалась целью создать дом для девочек-сирот, где они могли научиться грамоте и овладеть каким-либо мастерством.
Однако Елизавету Медведникову ждала довольно ранняя смерть. По завещанию она оставила на устройство сиротского дома 70 тыс. рублей и наказала сыновьям исполнить её волю. Купцы первой гильдии Иван и Логин не ослушались матери, в 1838 году дом был открыт. Сначала приют был деревянным, а в 1840 году переехал в каменный дом на нынешней улице Тимирязева, тогда она называлась Преображенской.
.
На домовую церковь деньги собирали в течение 30 лет и для нее в 1891 году заказали необычный иконостас. Основа его была деревянной, богато украшена резьбой и фарфоровым декором, выполненным на фарфоро-фаянсовой фабрике Ивана Даниловича Перевалова под Иркутском. Керамические иконостасы появились в России в 80-е годы XIX века. В Сибири этот фарфоровый иконостас был единственным. Трудились над ним мастера фабрики: скульптор Борисов, живописец Морозов и другие художники и лепщики фабрики.
*Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в России богородичных икон. Чудотворный образ был обретен в городе Казани, в земле после пожара, на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матреной 8 июля 1579 года. По месту обретения икона получила свое название. Икона прославилась многочисленными чудесами.
Первый список с явленной иконы был сделан для царя Иоанна Грозного и его сыновей Иоанна и Феодора. На месте явления иконы, по повелению царя Иоанна Грозного, был основан девичий монастырь.
Казанский Богородицкий монастырь - место обретения Святыни
«Самовидец» обретения святыни, казанский митрополит, впоследствии патриарх — Гермоген, написал «Повесть о явлении и чудесах иконы», дошедшей до нас в авторской рукописи 1594 года, и многочисленных позднейших списках.
Икона особо почиталась династией Романовых. Список Казанской иконы находился в первом и втором ополчении Минина и Пожарского. В память чудесной помощи в избавлении от польско-литовской интервенции царь Михаил Федорович Романов повелел учредить празднование Казанской иконы дважды в году — 8 июля и 22 октября, в день освобождения Москвы.
Казанская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом. Рук Богоматери не видно, правая рука Христа сложена в жесте.
*Богоматерь Неопалимая Купина. XVII век.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, то есть несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Хорив, которая сегодня называется Синай, на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.
В центре восьмиугольной звезды (символически в середине куста купины) изображение Богоматери — Одигитрии. Четыре зеленых луча обозначают купину (куст), четыре красных луча — красное пламя горящей купины. На груди Богоматери часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба.
Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткой Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца.
В лучах огненно-красных — символы евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн).
В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу слева — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову лествицы с ангелами.
Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня.
*Спас Нерукотворный с историей образа. Вторая половина XVII века.
Спас Нерукотворный — икона, созданная по преданию, не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа в помощь страждущему человеку. Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе повествует, что образ Христа был запечатлён для царя Эдессы Авгаря V, больного проказой. После того как посланный им художник не сумел изобразить Христа, Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику, который возвратился в Эдессу. Царь исцелился, дотронувшись до полотенца (эта история излагается в клеймах представленной иконы). Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения. Во времена гонений реликвия была замурована.
Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы: плат с чудесным изображением — Мандилион, и его отпечаток на керамической плитке — Керамион. В середине X века они были перемещены в Константинополь. Списки с реликвий начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. В XIII веке Мандилион был похищен крестоносцами, и следы его теряются.
*Прокопий Чирин. Троица Новозаветная. Конец XVI — начало XVII вв.
Автор иконы — Прокопий Иванович Чирин — самый значительный мастер Строгановской школы, «государев иконописец». Почти все известные работы Прокопия Чирина связаны с заказами семейства Строгановых. Творческая манера иконописца Чирина — это почерк миниатюриста, с тяготением к уменьшенным формам и каллиграфической тонкости письма. Именно поэтичность религиозного чувства выделяет его среди художников Строгановской школы. Мастер предпочитал изображения острохарактерных ликов, рассчитанные на индивидуальное восприятие, любование с близкого расстояния, не в храме, а дома в молитвенном уединении.
Строгановская школа возникла в конце XVI века. Она создалась на традициях новгородской школы. Её начало было положено на севере, в Сольвычегодске. После покорения Новгорода Иваном Грозным оттуда начали переселяться культурные силы в Москву, верховья Волги, на Север. Название связано с меценатской деятельностью знаменитого рода купцов Строгановых.
Среди создателей строгановской школы были знаменитые мастера того времени: Прокопий Чирин, Никита Савин, Емельян Москвитин, Семенко Бороздин, Яков Казанцев, которые довели свое искусство до удивительной красоты и выработали ряд новых, утонченных приемов.
Зал иконописи — впечатляет!
Троица Ветхозаветная.
Икона Сретенье.
Святой Николай Чудотворец.
Параскева Пятница.
Экспонаты галереи поистине уникальны, здесь можно увидеть сибирское иконописное искусство в прошлом и настоящем. Особое место в музее занимает духовная христианская скульптура.
Саваоф XVIII век.
Саваоф — "Господь Воинств", одно из имён Бога в иудаистической и христианской традициях.
Образ Господь Саваоф, начиная с XVI века получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре.
Ветхозаветный пророк Даниил описывает Бога в виде старца:
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы Главы Его — как чистая волна.
Описание схоже с Откровением Иоанна Богослова. Эти видения послужили основанием допустимости аллегорического изображения Божественного Отцовства, полнота реальности которого для нас непостижима.
Никола Можайский XVIII век.
В русской сакральной скульптуре образ Святителя Николая Чудотворца представлен в основном в качестве воина-защитника. Наиболее ранним изображением считается скульптура XIV века из города Можайска.
В правой руке Святителя — меч, в левой — модель шестигранного град-крепости. Этот резной образ послужил прототипом для иконографического извода "Никола Можайский".
P.S. Очень понравились таблички с разъяснениями о каждой иконе Галереи, что греха таить, мы все не очень разбираемся в тонкостях духовной живописи.
- Адрес:
23, ул. Карла Маркса, Иркутск, Россия
- Дополнительная информация:
Часы работы: 10.00 — 18.00 ежедневно, кроме ПН
- Телефон:
8 (395) 233-41-12
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Иркутск
- 2 мая 2020, 11:18удалитьСпасибо за описание икон, никогда не поздно освежить знания о них.
Замечательный музей и собрание - 2 мая 2020, 12:56удалитьОчень интересно. Скульптур в правомлавныне церквях никогда не видела
- 2 мая 2020, 13:59удалитьИрина, я тоже думала, что их у нас нет. Оказалось, очень даже есть, и есть разные школы при том.
- 3 мая 2020, 16:06удалитьЕсть ли в Сибири современное искусство, кроме старообрядческих икон и западно-европейских полотен привезенных золотопромышленника и из Европы?