69 материалов по 39 объектам, 1 109 фотографий
- GPS
- Греция, Plateia Eleftherias/1 Xanthoudidou, Heraklion
- +30 2810-280370
Ираклион. Артефакты Археологического музея Крита
И всё же — это музей-флагман посвящённый минойскому искусству, в его экспозиции находятся основные, самые важные артефакты, связанные с Минойской цивилизацией Крита.
История музея начинается в 1883 году, с небольшой коллекции. В начале ХХ века по всему Криту начались крупномасштабные раскопки и количество артефактов росло с такой скоростью, что необходимо было срочно найти помещение для их хранения и экспонирования.
Отдельное здание возведено в 1904-1912 годах благодаря двум греческим археологам: Йозифу Хадзидакису и Стефаносу Ксантудидису. На его месте в период венецианского правления стоял католический монастырь Святого Франциска, разрушенный землетрясением в 1856 году.
В 1937 году начались работы по перепланировке музея под руководством известного греческого архитектора П. Карантиноса. Во время Второй мировой войны строительство было остановлено и здание было серьёзно повреждено бомбардировками, но благодаря усилиям сотрудников музея и профессора Н. Платона, сокровища коллекций удалось полностью сохранить.
В 1952 году в новом здании музея они вновь стали доступны для обозрения.
Сегодня в музее двадцать комнат содержащих редкие экспонаты, собранные со всего Крита.
Кроме коллекции минойского искусства, в музее представлены и другие периоды истории Крита, но именно минойский период составляет основу экспозиции. Все новые экспонаты доставляются в музей непосредственно с места раскопок.
На первом этаже в хронологическом порядке выставлены экспонаты Минойской коллекции, найденные на раскопках Дворцов Крита и на других археологических территориях.
На острове найдены четыре основных центра: в Кноссе, Малии, Фесте и Като Закрос. Именно в этих центрах, за исключением Като Закрос, ориентировочно в начале 2 тысячелетия до н.э. возводятся величественные Минойские дворцы, ознаменовав начало Старо-дворцового периода на Крите.
Вокруг дворцов простираются процветающие города с многотысячным населением, чему, в свою очередь, предшествовало почти целое тысячелетие эволюции, происходившей в почти идеальных географических и экономических условиях. В то время развитие животноводства, выращивание оливок и винограда создавали серьезные предпосылки для возникновения крупных поселений и городов.
Постепенно начала развиваться торговля с другими островами и побережьем Средиземного моря, что требовало постоянного расширения морского флота и, что в скором времени привело к господству Крита на море.
Старо-дворцовый период помимо дворцов известен также невероятным развитием искусства.
В музее выставлена изготавливаемая жителями острова посуда с потрясающим декором, сначала каменная, затем из терракоты.
Керамические изделия критских гончаров и сейчас приводят в восхищение качеством и росписью.
Именно тогда в керамике преобладал знаменитый стиль "Камарес" с полихромным декором и удивительно тонкими стенками, которые получались благодаря усовершенствованию гончарного круга и расписанные жёлтыми, белыми и красными цветами, сценами природы на чёрном фоне.
Тогда же изготовлялись сосуды стиля "Яичная скорлупа", получившего такое название благодаря технологии, позволяющей делать изделия со стенками, по толщине очень похожих на яичную скорлупу.
Впервые эти вазы были найдены в пещере Камарес на западном склоне Псилорита, отсюда и пошло название — стиль "Камарес".
Успехи наблюдались и в области металлургии. Формируется целый класс ремесленников, занимающихся обработкой металлов и созданием инструментов, оружия, защитных шлемов и щитов в основном отлитые из бронзы.
..
При раскопках критских дворцов были обнаружены широко распространённые в минойской цивилизации лабрисы разных размеров. Лабрис — это древнегреческий двусторонний боевой или церемониальный топор.
Лабрис — считается самым священным предметом из многих религиозных символов критской цивилизации, он использовался жрицами при жертвоприношениях быков.
Особый уровень мастерства наблюдается в изготовлении печатей, производившихся из слоновой кости, камня, золота. Ювелиры создавали целые коллекции украшений из золота, именно этот податливый и неокисляющийся металл вышел в лидеры по ценности и красоте.
..
Предметы, найденные в захоронениях в Кноссе, Фесте и Арханес, в том числе: разных размеров глиняные статуэтки изображающих людей и животных, горшки с монетами древних кладов.
...
Ритон — сосуд для питья, удивительно точно выполненный в виде головы быка, найден в Малом Кносском дворце (1600-1450 г. до н.э.) Левая часть ритона сохранилась в первозданном виде, правая часть была восстановлена. Глаза выполнены из горного хрусталя и инкрустированы красной яшмой, а нос очерчен белыми ракушками.
Ритон — широкий воронкообразный сосуд в виде опущенной вниз головы животного: собаки, барана, козла или лошади. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога.
Особую ценность в коллекции представляют две фигурки богинь со змеями (большая и малая).
Богиня со змеями (малая) — держит змей в поднятых руках, датируется примерно 1600 г. до н. э., имеет высоту — 29, 5 см. Находка относится к крито-минойской цивилизации и найдена в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Существо семейства кошачьих на голове богини символизирует господство над природой.
Богиня со змеями (большая статуэтка) была найдена сэром Артуром Эвансом во время его раскопок на Крите в 1903 году. Фигурка высотой — 34,2 см, в высоком головном уборе, одна змея оплетает её руки и спину, другая змея узлом опоясывает её талию и грудь, третья сидит на головном уборе.
Одежда женщин соответствует изображениям придворных дам на фресках Кносского дворца.
Всего известно два предмета. Обе изготовлены из фаянса и покрыты стеклянной глазурью, окрашены яркими пигментами в красновато-коричневые и желтовато-зелёные цвета и позже подверглись обжигу, приобретя стеклянный блеск.
Богини со змеями были спрятаны в помещении рядом с дворцовым святилищем, в специально устроенных тайниках — каменных ящиках, вроде этой гробницы, вместе с другими предметами религиозного характера.
Приблизительно в 1700 г. до н.э. мощное землетрясение на Крите приводит к разрушению всех дворцов и построек. Однако, почти сразу начинается возведение новых дворцов на месте старых.
С этого момента наступает Ново-дворцовый период. Дворцы именно этого периода более-менее сохранились до нашего времени на Крите.
.
Гордостью музея является знаменитый на весь мир — Фестский диск с иероглифами найденный на раскопках Дворца в Фесте. Этот артефакт Ново-дворцового периода, на котором с обеих сторон изображены символы: люди, растения, орудия труда, сосуды, птицы, животные и другие элементы.
Фестский диск — уникальный памятник письма минойской культуры эпохи средней бронзы. До сих пор достоверно не известны ни его точное назначение, ни время изготовления . Примечательно, что ни одно из предложенных прочтений надписей на его поверхности пока не было признано научным сообществом. Предполагается, что возможность дешифровки надписей Фестского диска может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности.
Диск диаметром 16 см и толщиной — 2 см, изготовлен из терракоты без помощи гончарного круга.
На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра в 5 витков. Обе стороны покрыты рисунками-оттисками, расположенными по полосам спиралей и линиям. Оттиски получены с помощью деревянных или каменных печатей на мягкой глине, до обжига диска, что позволяет учёным считать сообщение на поверхности Фестского диска древнейшим известным науке печатным текстом.
Саркофаг Последворцового периода, расписанный великолепными фресками со сценами почитания мёртвых. Найден на раскопках археологической территории в Агия Триада, датируется 1370 – 1300 гг. до н.э.
Глиняный саркофаг, в которых хоронили усопших называется — ларнакс. Их в музее великое множество, разных форм, размеров и рисунков на них. Большинство из них найдены в некрополе минойской Каврохори.
.
Ларнакс представляет собой тип небольшого закрытого гроба, ящика или "сундука с пеплом", который часто использовался в качестве контейнера для человеческих останков в минойской цивилизации и в Древней Греции, либо тело (согнутое), либо кремированный прах. Они были богато украшены абстрактными узорами, осьминогами, сценами охоты и культовыми ритуалами.
В более поздний эллинистический период ларнаки в виде небольших терракотовых саркофагов, стали популярными, некоторые из них были расписаны в стиле современных греческих ваз.
В музее интересно рассмотреть деревянный макет-реконструкцию Кносского дворца, чтобы потом, на месте, было легче представить общее великолепие архитектурного шедевра.
На втором этаже музея выставлены фрагменты оригинальных фресок из Минойского Дворца в Кноссе. Осмотр экспонатов проходит в хронологическом порядке. Экспозиция охватывает более 3000 лет: от неолита (5000-2500 до н. э.) до находок Последворцового периода (2000—1700 до н. э.).
Знаменитая фреска «Принц с лилиями», которая была частью большой настенной экспозиции на Дороге процессий в Кносском Дворце.
Несколько настенных фресок восстановленных из частично сохранившихся фрагментов.
.
На знаменитой фреске Кносского дворца "Игры с быком" — акробат изображён хватающим быка за рога и сальто через его спину. По-видимому, данный обряд представлял собой неотъемлемую часть критского культа быка. Сходные мотивы обнаруживаются в археологических материалах бронзового века, происходящих из Хеттского царства, Сирии и Бактрии.
Почитание быка и бой с быком — распространённый мотив средиземноморских культур Старой Европы. Его пережитком является коррида и «перепрыгивание через быка», которое до сих пор практикуется в некоторых уголках Басконии и Гаскони.
Последний зал, где выставлены скульптуры Классического и Греко-римского периодов.
Среди них особенно выделяется группа статуй богов Плутона и Персефоны, которые изображены как египетские божества Сарапис и Исида.
На голове у Плутона находится приспособление, которым измеряли количество зерна, Персефона же, стоит с покрытой головой, а на лбу у неё изображены символы: полумесяц, солнечный диск и змея. В правой руке она держит систр — ударный музыкальный инструмент, обычно используемый в религиозных церемониях, а в её левой руке, вероятно, были ремни, к которым привязана 3-х главая собака Цербер. Найдены в Гортине, в храме Египетских божеств.
Многие скульптуры в хорошем состоянии, хотя имеют приличный возраст и долго пролежали в земле и пепле до момента второго рождения.
..
Экспонируются и повреждённые скульптуры и отдельные части античных фигур.
Минойская цивилизация относится к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700-1400 г. до н.э.). Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.
К величайшему сожалению, столь яркому рассвету Минойской цивилизации не суждено было продолжаться вечно. Мощнейший взрыв вулкана на соседнем острове Фира (Санторин), привёл к губительному землетрясению и опустошительному цунами.
Фантастическая Фира
Страшная катастрофа, потрясшая Крит примерно в 1450 г. до н.э., почти полностью разрушает все дворцы, одновременно оборвав развитие совершенной, как считают многие учёные, Минойской цивилизации, оставившей нам величайшее наследие и множество, до сих пор неразгаданных загадок...
.
- Адрес:
Plateia Eleftherias/1 Xanthoudidou, Heraklion
- Телефон:
30 2810-280370
Дешёвый ✈️ по направлению Ираклион
- 20 ноя 2023, 13:55удалитьПотрясающе, Аля! Люблю такие музеи древностей! Только вот каждый раз меня ломает, идти ли с гидом, или зависать возле каждого экспоната самостоятельно. Однозначно одно- к посещению обязательно!
Спасибо - 20 ноя 2023, 14:42удалитьНу как не восхититься такой красотой и потрясающими артефактами! Невозможно выделить что-то более значимое — всё приводит в восторг! Спасибо, Аля за подробную экскурсию!
- 22 ноя 2023, 23:59удалитьКак говорит наш Napoleon — я там каждую витрину "обнюхала"! ;))
Еле-еле утащили меня на пляж. - 20 ноя 2023, 20:54удалитьПовезло Ираклиону иметь такой музей!
Спасибо! - 23 ноя 2023, 00:01удалитьДа, уж, повезло! Но у нас тоже есть, что посмотреть и удивиться!
- 21 ноя 2023, 14:34удалитьБогатый и интереснейший музей! И так хорошо описан! Прямо благодарность выражаю!
- 23 ноя 2023, 00:03удалитьСпасибо!
Отличный музей, при случае — обязательно надо посетить,
увидев основное, не надо будет "разрываться" по мелочам! - 21 ноя 2023, 14:42удалитьСпасибо, за богатый музей и интересный рассказ
- 23 ноя 2023, 00:07удалитьБлагодарю!
Музей вобрал в коллекцию большое количество раритетов,
мне давно хотелось в него попасть! ;) - 21 ноя 2023, 23:37удалитьМного ценного собрали, можно назвать Крит — остров сокровищ!
Спасибо, с интересом все рассмотрел!