Мое путешествие началось 22.02.17 в городе Лакхна́у, Лукнов (хинди लखनऊ). Это столица штата Уттар-Прадеш, в 516 км на восток от Дели. Население — 2,9 млн человек (2011). Является административным, научным и культурным центром. Расположен на реке Гомти. Туда я добирался через Москву, рейсом компании Air India со стыковкой в Дели. Вылет из Москвы в 19.50. Прибытие в Дели в 04.20 23.02.2017. Вылет из Дели в 07.10, прибытие в Лакхнау в 08:15.
Дорога от Международного аэропорта Лакхнау, который называется Чордари, до железнодорожной станции Чарба у меня заняла 20 минут на автомобиле по трассе NM 230. Оттуда можно отправляться на осмотр основных достопримечательностей города.
Самая главная достопримечательность города – это Бара Имамбара (Bara Imambara) –
грандиозный шиитский религиозный комплекс. Потолок в главном зале свободно висит без поддержки на 15-метровой высоте. На втором этаже — настоящий лабиринт с пятью сотнями дверей. Руми Дарваза (Rumi Darwaza) являются входом в комплекс Бара Имамбара, были возведены набобом Асаф-уд-Даулом в 1784 году, в переводе означают «Турецкие ворота». Бара Имамбара открыт ежедневно, кроме понедельника, с 6:00 до 17:00. тел: +91 522 230 8916. Проезд от железнодорожной станции Чордари в храм Бара Имамбара занимает 23 минуты и 7 км.
Также можно посмотреть Колледж Мартиньера (La Martiniére) – это школа для мальчиков, была открыта в 1845 году. Позже памятник архитектуры подарили городу, но посещение возможно только по разрешению персонала колледжа. (La Martiniére Road, Martin Purva, +91 522 223 5415, lamartiniere-lucknow.org).
Мемориал Канши Рам (Kanshiram) – это удивительный образец градостроительства Маявати — четырежды премьер-министра Уттар-Прадеш. Посвящен индийскому реформатору Канши Раму.
Затем у меня предстоял переезд в город Айодхья (Ayodhya) на поезде в 12.25 с прибытием в город в 15.32. Индийские поезда не часто приходят по расписанию. Местные жители порекомендовали мне установить на телефон несколько приложений: Indian train status и NTES, они показывают передвижение поезда он-лайн. Средняя задержка около часа.
Если у вас билет первого класса, то на каждой станции есть комната ожидания для пассажиров первого класса. В ней достаточно чисто, есть электричество и работает кондиционер. Сама Айодхья в настоящий момент – это пригород большого города Файзабад (Faizabad), где поезд стоит около часа на одноименной ж.д станции. Следующая станция Ayodhya Junction. Моторикша от жд станции до отеля стоит от 30 до 50 рупий, время в пути 20 минут. Мото или велорикши – это единственный способ передвижения по старой Айодхье.
Для проживания я выбрал гостиницу Ramprastha Hotel 3* (адрес: Naya Ghat, Ayodhya, Faizabad (U.P.) – 224123, тел +919721691096, стоимость 1750 рупий, 150 рупий – завтрак). Отель мне очень понравился, рекомендую для проживания, чистые комнаты, вежливый, готовый всегда помочь персонал. Отель имеет хорошее расположение, находится в 10 минутах ходьбы от Старого города, что очень удобно. Персонал отеля предложил мне гида, который за 600 рупий возил меня на своем мотоцикле по всему городу. Рекомендую всегда торговаться, так как его цена сначала была 1500 рупий. Гид Сандип +9889969572.
На следующий день (24.02.17) у меня предстоял осмотр города.
Айодхья — город паломников в Индии, находится на берегу реки Гогра.
Айодхья – предполагаемое место рождения трех религиозных персонажей: Рамы, Ришабхадевы (отца-основателя джайнизма) и, согласно некоторым верованиям, самого Будды. Это был один из крупнейших городов Индии, «построенный богами, как сам рай». В период империи Моголов он утратил коммерческое значение, уступив первенство Лакхнау, и с тех пор так и не вернул себе прежнее величие.
Однако в душе жителей Индии Айодхья по-прежнему остается выдающимся городом. Он считается одним из семи священных мест, так как имеет громадное историческое и религиозное значение для индусов, джайнистов, буддистов и мусульман. Небольшой патриархальный городок со множеством древних храмов на протяжении всего года привлекает колоссальное количество паломников.
Говорят, здесь расположено 7 тыс. храмов. Основное место поклонения — древняя цитадель Рамкот (Ramkot), невероятно внушительная постройка, возвышающаяся над городом. Ее посещают весь год, но особенно — в марте — апреле, во время праздника Рамнавами. Храм Хануман Гархи (Hanumangarhi) в центре города известен своей архитектурой и религиозным значением. Подняться сюда можно, пройдя по 76 ступеням. По легенде, здесь в пещере проживал царь обезьян бог Хануман. Изящное белое строение, возвышающееся среди других храмов, — это храм Нагешварнатх, основанный Кушей, сыном Рамы. Среди нескольких чудесных храмов в Гуптаргхате — Чакра Харджи Вишну (Chakra Harji Vishnu), где хранится отпечаток стопы Рамы.
В городе находятся древние буддийские святыни и джайнистские храмы. Последние можно узнать сразу же по чудесным куполам-ульям.
Главная улица, пересекающая весь старый город Tarun Pure road. Старый город представляет собой огромный индийский базар. Продолжением Tarun Pure является улица Chowk Ayodhya Road
Рядом с ней расположен небольшой парк Tulsi Udyan со статуей мудреца Tulsi, первым составившим жизнеописание Рамы.
Немного дальше расположен некогда прекрасный дворец Радж Садан (Raj Sadan) (ворота)
Святилище Рам Джанам Бхуми, (Ram Janam Bhumi)
Считается местом, где родился царевич. К нему примыкает разрушенная мечеть Бабри Масджид (Babri Masjid), построенная в начале XVI века. Это место является предметом спора между мусульманами и индуистами, которые разрушили мечеть в 1992 году. Опять же по легендам, на месте мечети стоял храм, посвященный Раме, но Великие Моголы разрушили его, чтобы возвести свое религиозное сооружение. Правда, в письменных источниках XVI века ничего об этом не сказано. Видимо, эти легенды возникли по причине того, что во времена завоевания Северной Индии мусульманами происходило массовое разрушение памятников индийской архитектуры и строительство на их месте мечетей. Сейчас это место охраняется войсками, попасть туда довольно сложно.
Перед посещением этого место иностранцы обязаны зарегистрироваться, для этого нужна копия паспорта. На территорию не разрешено проносить телефоны, фотоаппараты и любую электронику. При подходе к месту храма нужно пройти 4 КПП с досмотром.
Сам путь проходит по металлическому, сваренному из арматуры, коридору длинною несколько километров. Коридор со всех сторон охраняется военными.
На месте храма возведен небольшой шатер, разрешено сделать очень короткую остановку у шатра, чтобы вознести молитвы Господу Раме.
Ниже приведена краткая история революции 1992 года.
Рам Джанам Бхуми (Ram Janambhumi) — место рождения Рамы. В XVI в. мусульманские правители сравняли с землёй старый храм Рамы, а на его месте построили мечеть Бабри.
В 1984 году представители Хиндутвы начали требовать сноса мечети Бабри, построенной в XVI веке императором династии Великих Моголов Бабуром на территории разрушенного мусульманами (как утверждали в Хиндутве) храма Рамы. Согласно индуистской легенде на этом месте 900 тысяч лет назад был рождён бог Рама. Лал Кришна Адвани, ведущий представитель партии Бхаратия Джаната Парти, вновь поднял эту тему и потребовал сноса мечети на основании того, что сама мечеть была построена на руинах разрушенного Бабуром важного индуистского храма Рам-Джанмабхуми. Десятки тысяч разгневанных индуистов организовали «Марш в Айодхью» и разрушили мечеть 6 декабря 1992 года. Это, в свою очередь, вызвало по всей стране большие беспорядки и религиозные волнения между мусульманами и индуистами, в которых погибло более чем 2000 человек, преимущественно мусульман.
5 декабря в Айодхье собралось 220 тысяч карсеваков из 20 штатов Индии. Они несли флаги с изображением Рамы и священным индусским знаком «Ом». На головах у многих были повязаны шафрановые лоскуты. В толпе выделялись длинноволосые садху и гуру. Ближе к вечеру пронесся слух о прибытии лидеров БДП. Страна замерла в напряженном ожидании...
6 декабря 1992 года события в Айодхье развивались стремительно.
9.00. Двести тысяч карсеваков в сопровождении садху и глав индусских общин направляются к Бабри масджид. Путь им преграждает цепь из 2800 полицейских.
10.15. У ритуальной платформы начинается стихийный митинг. Адвани и Джоши призывают к организованности и дисциплине. В ответ толпа скандирует: «Джай Шри Рам!» («Да здравствует Рама!») Отдельные группы карсеваков прорываются к мечети через полицейские кордоны.
11.55. Уже тысячи людей карабкаются по стенам старинного здания. Кирками и лопатами они выворачивают камни и сбрасывают их со склона холма. Робкие попытки депутатов от партии БДП убедить агрессивно настроенную толпу возвратиться в лагерь не имеют успеха.
13.30. Четыре батальона бригады быстрого реагирования выступают в направлении Айодхьи. Через восемь минут они должны прибыть к мечети. Из магистрата поступает сообщение, что власти контролируют ситуацию. Военнослужащие возвращаются к месту дислокации.
14.55. Обрушился левый купол здания.
15.05. Правый купол разбит. Адвани приказывает перекрыть въезды в город, чтобы избежать столкновений с полицией и войсками.
16.50. Рухнул центральный купол. Карсеваки разбирают последние перекрытия. Бабри масджид больше не существует. Под ее обломками погибли четверо и ранены около 600 человек.
18.35. Изваяние Рамы торжественно устанавливают на новое место. Совершается обряд омовения.
Очевидцы утверждали, что все произошло стихийно и добровольцы действовали по наитию. Опрос общественного мнения, проведенный популярным журналом India Today между 17 и 23 декабря 1992 года, показал, что 52,6% жителей севера Индии одобрили разрушение мечети Бабура (Babri Masjid).
Как только стало известно о событиях в Айодхье, в разных концах страны вспыхнули индусско-мусульманские столкновения. По размаху они могут быть сравнимы только с событиями периода раздела Британской Индии 1947 года. Одновременно с небольшими городами стычки проходили и в таких мегаполисах, как Дели, Мумбай и Калькутта. За две недели в Махараштре погибли 259 человек, Гуджарате – 246, Уттар Прадеш – 201, Мадхья Прадеш – 120, Ассаме – 100, Карнатаке – 60, Раджастхане – 48, Западной Бенгалии – 32, Бихаре – 24, Керале – 12 и Тамилнаде – 2 человека. Число раненых превысило 15 тысяч. От 60 до 70% пострадавших составляли мусульмане. Напуганные люди бросали родные дома и спасались бегством.
Места, на которые я рекомендую обратить внимание:
Гуптар, Гуптар Гхат, Гопратара тиртха (Guptar, Guptar Ghat, Gopratara tirtha). Гупта означает "исчезновение". По преданию, в этом месте Рама оставил своё тело (вознёсся на небеса). Здесь расположились три храма: Чакра Харджи Вишну (Chakra Harji Vishnu), Гупта Харджи (Gupta Harji) и Раджа Мандир (Raja Mandir), а поблизости есть миловидный парк. В храме Чакра Харджи Вишну установлено несколько божеств, главным из которых является очень старое резное божество — Чакра Харджи Вишну. Здесь также находится отпечаток стопы Шри Рамы, оставленный, по преданию, в момент вознесения. "Затем нужно идти к превосходнейшей тиртхе Гопратаре, что на реке Сараю; оттуда некогда вознёсся на небо Рама вместе со своим воинством, слугами и ездовыми животными. Кто в Гопратаре отвергнет телесную оболочку, тот благодаря своему усердию и пламенной духовной силе той тиртхи по милости Рамы идёт на небо. Человек, омывшийся в той тиртхе Гопратара, о владыка людей, очистит свой дух от всякой скверны и удостоится почестей в небесном мире." (Махабхарата, Араньякапарва, гл. 82)
В храме Чакра Харджи (Chakra Harji) находится резная фигура Вишну, а также отпечаток ноги Шри Рамы, который тот, согласно преданиям, оставил, когда возносился на небеса. Рядом на берегу реки расположена тиртха Гопратара, с которой, собственно Рама и совершил свое вознесение.
Место, где происходит подготовка к строительству нового храма, называется Ram Shilayen (Рам Шилайен).
Из гхатов можно выделить Лакшман Гхат (Lakshman Ghat), на котором, согласно легендам, брат Рамы Лакшман совершил самоубийство после того, как нарушил клятву.
Также очень важным местом является Janki Ghat Mukhya Ghat (Sri Ram Vallabha Kunj). Место откуда Рама правил миром 11000 лет. Рядом с главным залом расположена небольшая комната, где уже больше 20 лет сидит Святой Swami Ram Das. Он был одним из организаторов революции 6.12.1992 года. Мудрец уже 24 года не принимает никакой твердой пищи.
В 50 метрах расположен еще один Храм — Ханумана (Bare Hunuman).
Самым древним считается храм Нагешварнатх (Nageshvarnath), который устоял до правления Чандрагупты Викрамадитьи в IV столетии, в то время как остальная часть города заросла лесом. Именно благодаря этому храму Викрамадитья смог отыскать город. Легенды гласят, что храм был основан младшим сыном Рамы, царевичем Кушей и посвящен Шиве
За Нагешварнатхом примерно в 100м расположен известный храм Кале Рам (Kale Ram). Он знаменит своей статуей, созданной во времена правления Викрамадитьи. Кроме Рамы и Ситы на алтаре находятся еще статуи 3ех братьев Рамы.
Самый посещаемый храм Айодхьи – это, пожалуй, храм Ханумангархи (Hanumangarhi), один из главных храмов северной Индии, посвященных Хануману. По легенде здесь жил царь обезьян Хануман, охраняя место рождения Рамы. Внутри стоит статуя матери Ханумана Аджаны, держащей своего сына на коленях. Храм окружен четырехугольным зданием форта с бастионами по углам. Паломники верят, что посещение храма гарантирует исполнение всех желаний
Напротив Ханумангархи расположен Радж Двар (Raj dwar)
Это массивное сооружение с круговым бастионом и башенной крышей шикхарой (символом горы Меру). Храм посвящен Господу Раме. Согласно легенде, изначально здесь жила Царица, которая впоследствии уступила свои покои Раме. Храм является прекрасным примером современной архитектуры.
Паломники верят, посетив храм, все их желания сбудутся, они избавятся от болезней, неблагоприятных последствий природы, приобретут крепкое здоровье.
Очень важный храм города – это Золотой дворец, Канак Бхаван (Kanak Bhavan), которому больше 200 лет. Храм восстановлен в 1950 году. Он представляет собой дворец Рамы и его жены Ситы, где они проживают после заключения божественного брака. Внутри храма установлены покрытые золотом статуи царской четы. Храм неоднократно восстанавливался, последний раз это происходило в 1891 году. Сейчас он является частью комплекса, в который также входят офисы, магазины, парк и джармашала (это гостевой дом, где отдыхают паломники).
Рядом находится дворец отца Рамы — Дашаратха (Dasharatha Palace или Dasharath Mahal)
Бирла Мандир (Birla Mandir) расположен всего в 5 минутах ходьбы от ж/д станции Айодхья.
На мой взгляд, на осмотр Айодхьи хватит одного дня. В этот день у меня был запланирован переезд в город Варанаси поездом с отправлением в 15:34 с прибытием в 20:30. Поезд прибыл с опозданием на полтора часа. Благодаря тому, что у меня были загружены мобильные приложения с расписанием движения поездов, я приехал на вокзал за 30 минут до настоящего времени прибытия поезда.
В Варанаси поезд прибыл с опозданием всего 30 минут, нагнав по пути целый час.
По прибытию в Варанаси я также воспользовался услугами моторикши, что является также самым удобным способом передвижения в старом городе.
Для проживания в Варанаси я выбрал отель Hari Vilaas (адрес: Plot No 32,33 Shri Nagar Colony, Gurubagh, Varanasi, 221010, Индия, тел +919792111151, стоимость за две ночи: за 2 ночи – 3870 рупий, завтрак 150 рупий). Проезд от железнодорожной станции Varanasi Junction в отель занимает 18 минут и составляет 3,1 км, стоимость 30 рупий через мобильное приложение Ola. Приложение Ola работает во всех городах Индии, я очень рекомендую заказывать такси и моторикши через него, оплата всегда по счетчику, и никогда не пытаются обмануть.
Отель Hari Vilaas также не обманул моих ожиданий. Он располагает 6 просторными, светлыми номерами, удачно расположен, отзывчивый персонал. Есть только один минус, так как отель новый, моторикши не всегда могут его быстро найти.
В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.
Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире.
Основанный за тысячу лет до Рождества Христова, Варанаси является одним из старейших городов в мире. Его нарекли многими эпитетами — "город храмов", "священный город Индии", "религиозная столица Индии", "город огней", "город просвещения" — и только совсем недавно было восстановлено его официальное название, впервые упоминавшийся еще в джатаки – древнем повествовании индуской литературы. Но многие до сих пор продолжают использовать английское название Бенарес, а паломники называют его не иначе как Каши – именно так нарекли город три тысячи лет назад.
Главный храм Варанаси – это храм Каши Вишванатх (Kashi Vishwanath Temple), расположенный по адресу Lahori Tola, Varanasi, Uttar Pradesh 221001, India.
Заселившись в отель, я переоделся и пошел в храм Каши, чтобы, как и положено преданному Шивы, провести там всю ночь. Проезд от отеля Hari Vilaas до храма занимает 10 минут и 1,9 км.
Храм Каши Вишванатх– главный индуистский храм Варанаси. Один из самых священных храмов Шивы. «Vishwanath» переводится как Властелин Вселенной, а «Kashi» – древнее название Варанаси.
Храмовый комплекс Каши Вишванатх состоит из серии небольших святилищ, расположенных в узком переулке под названием Вишванатх Гали. Кстати, Вишванатх Гали также известен тем, что здесь можно найти и приобрести все, что только ни пожелаешь, начиная от тысячи видов сари и сальвар-камизов и заканчивая традиционными сладостями и атрибутами для пуджи. Сам главный темпл Каши Вишванатх представляет собой четырехугольное по форме сооружение, вокруг которого находятся храмы, посвященные другим божествам индуизма (Ганеша, Аннапурна Маа, КалБхайрав и т.д.). Самое почитаемое изваяние темпла- Шива лингам, хранится на серебряной платформе в центре внутреннего святилища. С северной стороны расположен легендарный Гняна (или Джняна) Вапи-колодец мудрости. Считается, что именно здесь хранится тот самый джйотир-лингам, который защищает Варанаси от нападений со стороны. Во времена вторжения мусульманских захватчиков главный священник храма прыгнул в колодец вместе с джйотир-лингамом в руках, чтобы спасти его от врагов. Ежедневно Каши Вишванатх посещают около 3х тысяч паломников со всей Индии, а в дни важных праздников и фестивалей индуизма их число достигает миллиона.
Попасть в храм оказалось непросто. Иностранцам разрешено входить только через вход №«2», а всего входов 4. Когда я добрался до него оказался, что он закрыт. Полицейские направили меня ко входу №4, но предупредили, что он только для местных жителей.
В Храм запрещено проносить телефоны, камеры и даже сумки. Рядом с каждым входом в Храм есть шкафчики для хранения вещей. Для посещения Храма необходимо иметь с собой паспорт!!!
Оставив свои вещи в камере хранения, я встал в достаточно длинную очередь вместе с горожанами Варанаси. На мне была индийская одежда, и я надеялся, что в темноте смогу сойти за местного. Но уже перед самым входом бдительный полицейский обратил на меня внимание и отправил меня назад ко входу №2. Затем состоялись длительные переговоры с полицейскими и даже звонки в специальный офис, который по словам полицейских называется, Intelligence department. Наконец, меня пустили в храм. Народу внутри было не очень много. Основная масса людей была сосредоточена вокруг основного святилища Гарбхагриха (Grabhagriha), внутри которого и находился Шивалингам (Sivalingam).
В небольшом квадратном помещении 3x3 метра находились Брамины и их помощники.
Все были полураздеты и с ног до головы обсыпаны красной куркумой и блестками. Все это очень напоминало какую-то детскую игру, так как преданные что-то громко кричали, смеялись и обсыпали друг друга красным порошком. Как мне кажется, они олицетворяли верных слуг Махадева-ганов.
Главной задачей было проникнуть внутрь и получить Даршан Шивы.
Мне удалось это сделать только около 7 утра, после очередной Пуджи. За 500 рупии, меня провели внутрь Святилища и еще за 500 рупий мне удалось приложиться к самому Джотирлингаму (Jyotirlingam). (получить Даршан)
Во время длительного ожидания своей очереди к Лингаму, меня всего обсыпали куркумой и блестками, так что я почти ничем не отличался от местного населения
На 25.02.17 у меня было запланировано осмотр достопримечательностей Варанаси.
Мои рекомендации по достопримечательностям Варанаси:
Варанаси известен своими Гхатами (Ghat), места для священных омовений, на берегу Ганги.
Асси Гхат (Assi Ghat)
Расположенный в месте слияния рек Ганга и Аси. Асси Гхат – самый южный гхат в Варанаси, где паломники купаются, прежде чем платить дань Богу Шива (Lord Shiva), представленного в виде огромного лингама, располагающегося под деревом священного фикуса (peepal tree). Асси Гхат является также и южной окраиной города. Другим лингамом, которому здесь поклоняются, является лингам Asisangameshwar, олицетворяющий божество слияния Аси. Он хранится в небольшом мраморном храме недалеко от Асси Гхат. Именно в Асси Гхат знаменитый индийский поэт Тулсидас Санкт написал великий эпос Рамачаритаманаса («The great epic Ramcharitmanas»). Согласно легенде, Богиня Дурга бросила меч после убийства демона, Shumbha — Nishumbha. Там, где меч упал, появился большой поток, известный как река Аси. В Ханд Каши (Kashi Khand) Асси Гхат называют Saimbeda Тиртха, в соответствие с чем каждый получает punye (пунье, силу) всех tirthas (священных мест), искупавшись здесь.
Dasashwamedh Ghat
Является одним из самых важных гхатов Варанаси. Dasashwamedh буквально означает «береговая линия», где приносили в жертву коней. Согласно легенде, десять лошадей были принесены в жертву королем Divodasa, что позволило Господу Шиве вернуться из изгнания. Dasashwamedh обеспечивает красивый и красочный вид с набережной. Паломники и туристы не должны упускать возможность посетить Гхат вечером, когда после Арати, тысячи глиняных свечек погружаются в воды Священного Ганга и плавающие огоньки дают божественный вид на реку в сумерках.
Harish Chandra Ghat
Хариш Чандра Гхат является одним из старейших Гхатов Варанаси. Гхат назван в честь царя Хариш Чандра. Считается, что боги вознаграждали его за решимость, милосердие и правдивость и восстановили его потерянный трон и воскресили его мертвого сына. Хариш Чандра Гхат это один из двух Гхатов кремации (другой Маникарника Гхат) и часто его называют Ади Маникарника. Индусы из дальних мест приносят трупы своих родных и близких к Хариш Чандра Гхат для кремации. В индуистской мифологии считается, что, если человек кремирован в Хариш Чандра Гхат, то человек получает спасение (или мокша «moksha»).
Tulsi Ghat
Тулси Гхат- это еще один важный Гхат Варанаси. Тулси Гхат назван в честь великого индийского поэта 16-го века, Тулси Дас (Tulsidas), который написал великий Индийский эпос, Рамачаритаманас (Ramcharitmanas) в Варанаси. Гхат является важной частью Индуистской мифологии. Когда рукопись Тулси Дас упала в реку Ганга, она не утонула и держалась над водой. Также считается, что Рамаяна («Ramlila» — история жизни Бога Рама) хранилась здесь первое время. Возможно, в память об этом, Храм Бога Рама был построен на Тулси Гхат. Многие из мощей Тулси Дас сохранились на Тулси Гхат. Дом, в котором он умер, был сохранен и его самадхи, деревянные Сабо, подушки и идол Ханумана, которому он поклонялся, все еще нетронуты здесь. Ранее Тулси Гхат был известен как Lolark Ghat (упоминается в Gaharwa Danpatra и Girvanapadamanjari). Тулси Гхат был построен в 1941 г знаменитым промышленником, Балдео Дас Бирла. Тулси Гхат связан с рядом важных мероприятий, таких как бани Lolark Kund (для благословления сыновьями и их долгой жизнью) и ритуальное омовение, чтобы избавиться от проказы.
Scindia Ghat
Баия-Бай (Baija Bai) построила Гхат в 1830 году, королева из королевской семьи Гвалиор. Она построила Гхат после смерти мужа, Даулат Рао Скиндиа (Daulat Rao Scindia). На данный момент Гхат находится в полуразрушенном виде
Manikarnika Ghat
Этот святой Гхат связан с Богом Шива. Согласно легенде, когда Шива нес сгоревшие останки его жены Сати (Parvati) в свою обитель в Кайлаш(Kailash), ее рубиновые серьги («manikarnika») упали в колодец рядом с Гхат. Некоторые священники Брамина, кто видел, как упали серьги, украли драгоценный камень. Разгневанный Шива проклял брахманов, чтобы они родились в низшей рассе (Chandals). Считается, что их потомки зажигают ритуальные костры в этот день.
Основные Храмы в центре Варанаси:
1. Vishalakshi temple.
В нем находится Шакти Питха
2. Санкат Мочан (Sankat Mochan) посвящен богу Хануману.
Этот храм также называется Обезьяний храм из-за присутствия большого количества обезьян внутри здания.
Слово «Sankat Mochan» означает того, кто помогает в устранении страдания. Тулси Дас, который написал эпическую Ramacharitmanas основал этот храм.
Храм был построен педагогом и борцом за свободу Пт. Мадан Мохан Малвийа, являющемуся основателем BHU (Banaras Hindu University), в начале 1900-х годов.
Санкат Мочан открывается в 5:00 часов утра и закрывается в 10:00 ночи.
3. Тулси Манас Мандир (Tulsi Manas Temple)
Еще один красивый и популярный храм Варанаси – Тулси Манас Мандир был построен не так давно, в 1964 году.
Храм посвящен богу Раме, внутри он украшен изображениями из жизни важнейших богов индуистского пантеона – Рамы, Ханумана, Ситы и Лакашмана.
Считается, что место для храма было выбрано неслучайно. По преданию именно здесь был написан великий труд о жизни бога Рамы «Рамчаритаманаса» писателем Госвами Тулси Дас, в честь которого и был назван храм.
Это один из величайших индийских эпосов, восхваляющих богов. Статуя Тулси Даса теперь украшает сад возле храма.
Храм открыт с 5:30 утра до 12:00 дня и с 3:30 дня до 9:00 вечера.
4. Храм Дурга (Durga Temple)
Храм Дурги — Храм посвящен Богине Дурге. Он был построен в 18 столетии. Храм Дурги был построен бенгальской царицей в северо-индийском стиле с несколькими многоуровневыми шикхарами. Привлекательный пруд, известный как Дурга Кунд находится с правой стороны храма и увеличивает его красоту. Пруд имеет каменные лестницы со всех сторон, а также наблюдательный колонны на каждом углу пруда.
Статуя богини Дурги не сделана человеком; она появилась в храме сама.
В индуизме считается, что Дурга — это воплощение Шакти (Парвати — супруги Шивы), женской энергии. Дурга мата одета в красный цвет, восседает на тигре и вооружена трезубцем Шивы, диском Вишну, мечом и т.д.
5. Храм Бирла Мандир (Birla Mandir)
Новый Шри Вишванатх храм находится на территории BHU (Banaras Hindu University), в Варанаси также известен как Бирла храм. Храм был основан Раджа Бирлой из семьи известных промышленников Бирла. Существуют девять храмов на территории BHU: Шива Лингам, Натарадж Джи, Мата Парвати Джи, Ганеш Джи, Панчамукхи Махадев, Хануман Джи, Мата Сарасвати Джи и Нанди Джи.
Новый Вишванатх храм построен из мрамора и его строительство было завершено в 1965 году.
Посвящен Шиве и это точная копия оригинального Вишванатх храма. В центре храма имеется Шива лингам и на стенах храма воспроизведены строфы из индуистских священных текстов.
Новый Вишванатх храм открыт все дни в неделю с 4 утра до 12 часов дня и с 1 дня до 9 вечера.
6. Храм Бхарат Мата (Bharat Mata)
Это единственный храм в Варанаси, посвященный матери Индии. Он находится в кампусе Махатма Ганди Каши Видьяпит (Mahatma Gandhi Kashi Vidyapeeth). Храм был построен Бабу Шив Прасад Гуптой (Babu Shiv Prasad Gupta) и инаугурирован Махатмой Ганди в 1936 году. Статуя Бхарат Маты (Bharat Mata) создана из мрамора и представляет собой модель неразделенной Индии, изображающую горы, равнины и океаны. Самая необычная вещь, касающаяся данного храма, заключается в том, что вместо индийских богов и богинь внутрь храма помещена карта Индии, выгравированная из мрамора.
7. Храм Аннапурна (Annapurna)
Храм посвящен богине счастья и процветания. Легенда гласит, что Аннапурна был послан на Землю Вишвешваром (Vishweshwar) чтобы убедиться, что жители Варанаси никогда не будут голодать. Слово Anna означает «еда», а слово Purna означает «до краев заполненный».
8. Храм Кедарешвар (Kedareshwar)
Храм посвящен богу Картикейя (Kartikeya), победителю демона Таркасура (Tarkasura), этот храм – второй по важности после храма Вишнават (Vishnawath)
9. Храм Каал Бхайрав (Kaal Bhairav)
В центре внутреннего двора храма находится гробница Бхайрава (Bhairav). Веками этот храм был важным духовным центром для аскетов Шивы, называемых “Kapalikas”, или «носильщики черепа».
10. Храм Лоларк Кунд (Lolark Kund)
Это самый важный из двенадцати храмов Адитьи (Aditya) (бога солнца) в Варанаси. Существует поверье, что Бог Адитья предупредит и вылечил проказу. Считается, что бездетные могут обрести детей, если окунутся в чан, находящийся в этом храме.
11. Храм Непали (Nepali)
Построенный в непальском стиле королем Непала на пристани Lalita (Лалита Гхат), храм также известен как храм Катвала (Kathwala), из-за великолепной резьбы по дереву. Храм является местом привлечения туристов со всего мира, говорят, что его нельзя сравнить ни с одним другим храмом в Индии. Говорят, что резчики по дереву были привезены из Непала для постройки этого храма.
Прочие достопримечательности:
1. Церковь Св. Марии (St Mary’s Church)
Расположенная в районе казарм Варанаси, церковь отличается следующими архитектурными особенностями – жалюзийные двери и вентиляционный колпак. Церковь имеет низкую башню и портик с выступами и шпилями. Древесный навес защищает прямоугольные фрамуги, расположенные над каждым дверным проемом.
2. Мечеть Аламгир (Alagmir)
Также известная как Мечеть Аурангзеб, изначально была храмом Вишну, построенным Бени Мадхавом Рао Скиндия (Beni Madhav Rao Scindia), главой маратхи в 17 веке. Храм был разрушен Аурангзебом. Нижная часть мечети сохраняет индуистские отличительные черты, в то время как в остальном мечеть выполнена в монгольском стиле. Мечеть широко известна как Бени Мадхав ка Дарера (Beni Madhav ka Darera).
Музеи:
Бхарат Кала Бхаван (Bharat Kala Bhavan), расположенный на территории кампуса Бенаресского индуистского университета, является музеем искусства и архитектуры и содержит обширную коллекцию картин, индуистских и буддистских скульптур и других предметов археологической значимости. Он был образован в 1920 году нашей эры. Там находится скульптура Кришны, поднимающего гору Говардхана. Многие изображения в Бхарат Кала Бхаван подтверждают существование культа Кришны в Каши в 15 и 16 веках. В Бхарат Кала Бхаван также содержится богатая коллекция картин-миниатюр из судов Мугхалс и других королевств и княжеств. Важными секциями Бхарат Кала Бхаван являются галерея Махамана Мальвия (mahamana Malviya), галерея Николая Рериха, картинная галерея Чхави (Chhavi), галерея сокровищ Нидхи (Nidhi), галерея скульптур, археологическая галерея, галерея изобразительных искусств и галерея Бенарес сквозь Века.
Джантар-Мантар (Jantar Mantar) – обсерватория, построенная Джаи Сингхом (Jai Singh), махараджей Джайпура в 1737 году. Джаи Сингх был большим поклонником науки и технологий и, в частности, астрономии. До начала строительства (обсерваторий) он отправил специалистов за границу изучать иностранные обсерватории. Посланники вернулись с многочисленными руководствами по астрономии. Джантар-Мантар в Варанаси был построен на одной оси с обсерваториями Дели, Матхуры, Уджжайна и Джайпура. Эти янтры (структурные инструменты) с поразительными комбинациями геометрических форм привлекли внимание архитекторов, художников и искусствоведов. Некоторыми из наиболее известных являются Крантивритта Янтра (Krantivritta Yantra), Диганша Янтра (Digansha Yantra), Самрат Янтра (Samrat Yantra), Пракаш Янтра (Prakash Yantra), Рам Янтра (Ram Yantra), Диша Янтра (Disha Yantra) и Дхрува Янтра (Dhruva Yantra). Данные инструменты были установлены для того, чтобы записывать движение, скорость и параметры звезд и планет, а также изучать астрономию; их показания по настоящее время являются точными и могут эффективно использоваться.
Форт Рамнагар (Ramnagar Fort) находится примерно в 14 км от Варанаси и расположен на противоположном берегу реки Ганг. Это потомственный дом Махараджи Бенареса. Махараджа Балвант Сингх построил этот форт-дворец в 18 веке. Форт построен из красного песчаника, у подножия находятся храм и музей. Храм посвящен Веду Вьясе (Ved Vyasa), написавшему Махабхарата, знаменитую индийскую эпическую поэму. Согласно легендам, Вед Вьяса останавливался здесь на некоторое время.
26.02.17 я посетил Сарнатх (Sarnath). Время в пути от старого города Варанаси до Сарнатха около часа, хотя это всего 15 км. Стоимость — 200 рупий. Такси обойдется вам в 400-500 рупий.
Сарнатх относится к четырем сакральным местам для буддистов (остальные три – это Лумбини, Бодхгая и Кушинагар). Будда прочитал здесь свою проповедь о четырех благородных истинах, которые являются основой всего его учения. Во времена Будды эта местность была заповедником, в котором обитали олени. Их здесь можно встретить до сих пор.
Сегодня это один из самых почитаемых центров паломничества, в котором есть действующие монастыри и храмы, построенные с учетом самых разных традиций буддизма со всего света. В Сарнатхе находится единственный в Индии Институт тибетологических исследований, в котором все обучение проходит на тибетском языке.
Здесь же расположен Археологический музей, в нем можно посмотреть сарнатхские статуи Будды и знаменитую капитель Ашоки (3 в. до н. э.). с четырьмя львами. Именно эта часть древней колонны стала одним из важнейших государственных символом Индии
Достопримечательности Сарнатха компактно расположились на небольшой территории, поэтому их можно неспешно рассматривать и не гнаться, чтобы уложиться в какое-то время.
Достопримечательности:
1. Дхамека Ступа (Dhameka Stupa). Чтобы попасть на территорию храмового комплекса, придется заплатить около $3 (200 рупий). За вход в небольшой зоопарк платить нужно дополнительно. Ступа Дхамека – самая яркая и запоминающаяся достопримечательность Сарнатха. Массивное сооружение имеет высоту около 33 м и диаметр 28 м. При создании ступа была красиво украшена растительными орнаментами, но сегодня выглядит намного скромнее. Главная ценность ступы не в ее архитектуре и даже не в размерах, а в том особенном месте, на котором она стоит. Ведь именно здесь было запущено Колесо Дхармы Буддой после прочтения его проповеди. Ступа была построена правителем Ашокой в 249 году до н. э.
2. Дхармараджика ступа (Dharmarajika Stupa). Это сооружение было повреждено в XVIII веке, когда служащие махараджи Варанаси (Бенареса) по его приказу отправились на поиски строительных материалов для нового городского рынка и частично разобрали древний памятник. Есть версия, что именно эта ступа была установлена на месте, где Будда читал свою первую проповедь. А еще при раскопках внутри сооружения была обнаружена мраморная урна с прахом. Некоторые ученые считают, что это был прах самого Будды. Знаменитая стела Ашоки располагалась как раз за ступой Дхармараджика.
3. Ступа Чаукханди (Chaukhandi Stupa). Остатки этой ступы находятся в стороне от парка, в одном километре южнее главного храма. Она была построена в V веке н. э., но в XVI веке на ее вершине воздвигли башню в честь визита в город правителя. Место этой ступы также выбрано не случайно. Именно здесь Будда встретил своих первых последователей – пятерых аскетов. Поскольку ступа расположена за пределами парка, к ней придется ехать или идти специально.
4. Мулгандха Кути Вихар (Mulgandha Kuti Vihar). Этот храм был построен в 1931 году на том месте, где Будда медитировал в сезон дождей. На стенах храма можно увидеть сцены из жизни Учителя, выполненные японским художником Косетсу Носу. С 11.30 до 13.30 храм закрыт для посетителей!
5. Археологический музей (Archaeological Museum Sarnath). В музее представлены предметы с раскопок Сарнатха.
В 15.20 этого дня у меня был самолет Варанаси-Дели. Трансфер из отеля в аэропорт занимает примерно час. Стоимость моторикши 400 рупий, машина вам обойдется в 700 рупий. Аэропорт небольшой, бизнес залов нет. Рейс выполняла компания Vistara. Это был первый раз, когда я пользовался этой компанией и остался не разочарованным, самолет был в хорошем состоянии, и обслуживание было на уровне.
В Дели я прилет в 16.45, самолет в Москву был в 1.25.