Эта прогулка происходила два раза. Так уж получилось что от Яффских ворот до Стены плача прошли мы два раза. Один раз в декабре, второй через два месяца. В каждой прогулке что пропускалось, а за что то цеплялся глаз. Попробую все соединить воедино.
Итак Яффские ворота — одни из восьми ворот города.
От Башни Давида , которую мы посетили чуть раньше начинается главная торговая улица города с тем же названием. Напротив башни разместилась гостиница Империал с запоминающимся фасадом. Ранее здесь находился «Торговый центр Греческого патриархата». Знаменита она тем, что во дворе гостиницы находится маленькая колонна Марка Юния — офицера десятого легиона Римской империи. Датирована колонна 216 годом.
После колонны в путь по улице Армянской Патриархии. Первое здание — церковь Христа (Имануэль). Ничем не приметное здание. Выделяется на фоне исторических объектов. Ее возраст практически младенческий по сравнению с окружением, так как построена она в 1841 году. Ее главное предназначение привлечь и поощрить переход евреев в христианство. Интерьер очень аскетичный. Красивые витражи и деревянный потолок, собранный в Англии, достойны осмотра. Все надписи в церкви сделаны на иврите. Заметно так же отсутствие крестов, изваяний святых и украшений. Так же церковь примечательна тем, что под ней был найден древний подземный туннель.
Продолжив идти по улице Армянской Патриархии, видим еще одну церковь Армянского прихода — Церковь Святых Иаковов. В этот час она закрыта и мы попали только на площадь перед монастырем. Не смотря на такой конфуз, открывшаяся картина сгладила впечатление. В проемах на стенах красивые росписи на религиозные темы. Перед входом чаша с надписью на арабском — это охранная грамота, выданная турками о неприкосновенности монастыря. В сам монастырь можно попасть только во время молитв.
Не задержавшись надолго двигаемся к еще одним воротам в стене древнего города под названием Сионские. Архитектура ворот очень похожа на Яффские. Тот же поворот на 90 градусов при входе для затруднения осады. Свое название получили от дороги, которая начинается здесь и ведет на гору Сион. Еще одно название ворот — Ворота пророка Давида, поскольку они ведут к могиле царя. Впервые ворота использовались по назначению, то есть во время военных действий в 1948 году. Следы той войны можно увидеть на Внешней стороне ворот. Еще одно событие вокруг ворот произошло в 1967 году во время шестидневной войны, когда именно через эти ворота Старый Город был освобожден от иорданцев. В период с 1948 по 1967 год ворота служили границей между израильтянами и иорданцами.
Чтобы попасть к воротам мы по улице Армянской Патриархии повернули налево. Следующий поворот налево будет уже на улицу Habad. Здесь на повороте находятся развалины византийской церкви Неа. Построена она была в 517 году н.э.
Эти останки не очень интересны. Куда интересней следующий объект, известный под названием римский город Элия-Капитолина. Ведет он свою историю с 70 года н.э., когда римляне захватили Иерусалим. Через 62 года желание строить свои храмы на разрушенной синагоги привело к крупнейшему восстанию евреев, которые захватили город на три года.
Остатки римского города стали достоянием человечества из за шестидневной войны. После взрывов в старом городе обнажился исторический слой, который археологи стали исследовать без специальных разрешений. То что мы сейчас видим результат их труда. А видим мы колонны, стоящие вряд и две арки. Одна из них восстановленная, а вторая настоящая торговая лавка 2 века. Этот раскопанный участок считается южной частью улицы. Сюда можно спуститься и уже войдя в арку увидеть план города Элия-Капитолина на мозаичной карте. Город был геометрически спланирован как римский военный лагерь. Главная улица простиралась с севера на юг. На юге она упирается в церковь Неа. На севере – в Дамасские ворота.
Буквально рядом на изгибе улицы Tifiret Israel еще один след древнего города — остаток толстой древней стены. Этот остаток стены еще периода так называемого Первого храма, который длился от основания Иерусалима Давидом, в 1004 г. до н. э., до разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Рядом на жилом доме линейка, показывающая высоту этого строения.
Продолжая движение по улице Tifiret Israel, попадаешь на главную площадь Еврейского квартала. Здесь стоит Большая Синагога Хурва. Это новое здание, построенное в 2003 году уже третье на этом месте. Первые два предшественника были разрушены: сначала мусульманами в 18 веке, затем арабским легионом в 1948 году. Нынешнее здание повторяет практически в точности своего предшественника. В окнах – изящные витражи, стены украшены акриловыми фресками. Сюжет крупнейшей из них навеян Псалмом 136: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе».
С площади для продолжения осмотра нужно попасть на улицу Misgav Ladach. Здесь рядом с лестницей Yehuda Halevi находится Немецкий тевтонский странноприимный дом. Построили его во время первого крестового похода для приема паломников на Святой земле. Служил он больше больницей, так как после трудного перехода мало кто добирался здоровым до Иерусалима. Арка,которую мы видим, дошла до нас почти без изменений и является частью церкви Святой Марии немецких рыцарей.
Отсюда вниз ведет широкая лестница, с которой открывается панорамный вид на стену Плача, Археологический музей под открытым небом, расположенный у стен Храмовой горы. На самой горе виден купол мечети Эль-Акца — один из символов города. Здесь же на одной из террас лестницы стоит золотой семисвечник — подарок городу от Вадима Рабиновича. Оригинал был украден римлянами при завоевании города в 70 году н.э. Истинный вид семисвечника можно увидеть в Риме на Триумфальной арке Тита, сооруженной в честь победы Рима над Иудеями. Семисвечник это символ, а так же герб государства Израиль.
Прогулка подходила к концу. Впереди была стена Плача. Тысячи людей стремятся попасть сюда и передать свою записку-просьбу к всевышнему. У каждого он здесь свой. Не обходится и без туристических групп, которые с рвением религиозных фанатов выполняют все наставления экскурсоводов о правилах выполнения просьб. Это отражается в движении спиной от стены. Смотрится достаточно забавно. Как будто один миг позволит решить массу проблем.
Одиночные туристы просто подходят к стене, молча стоят, положив руки на стену и мысленно просят. Потом туристическая сущность берет верх и начинается осмотр места. Получается увидеть много интересных фактов. Начиная с тех, что мужская половина больше женской. Заканчивая тем, что на мужской половине есть часть стены, находящаяся под крышей. Причем участок немаленький. Здесь так же молятся, отдыхают на стульях, читаю религиозные книги, которые можно взять прямо здесь же. А кто просто спит, уютно прикорнув в кресле.
Так и я постоял у стены.....
Карта с достопримечательностями drive.google.com/open?id=1dUE…