Продолжение заметки: По Иерусалиму: Иудейские святыни
Думаю, те кто видел мои предыдущие заметки, догадались, что заключительная заметка о Иерусалиме будет иметь такое название.
Правда, здесь надо оговориться, что главные мусульманские святыни я видел лишь издалека. Моя попытка пройти к ним на Храмовую гору была пресечена израильскими военными. На мой отрицательный ответ на их вопрос, мусульманин ли я, они заявили, что не мусульманам к Мечетям Куббат ас-Сахра и Аль-Акса пройти нельзя. Возможно, это было связано с ограничениями в иудейский Песах, я не знаю…
Мечеть Куббат ас-Сахра
Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и мечеть Халифа Омара – Аль Акса составляют единый архитектурный комплекс Харам аль-Шариф.
Камень основания или Краеугольный камень находится внутри мусульманского Купола Скалы. По иудейской традиции с этого камня Господь сотворил мир и Адама и здесь находился Ковчег Завета. Для мусульман, которые построили эту мечеть в VII-ом веке в память о вознесении на небо с этого места пророка Мухаммеда, Куббат ас-Сахра является особой святыней ислама. Золотой купол мечети служит визитной карточкой Иерусалима и узнается на всех фотографиях Старого города и Храмовой горы.
Мечеть Аль-Акса
Мечеть Аль-Акса является третьей по значимости мечетью в исламе после мечети Аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Её серый купол выглядит гораздо скромнее золотого купола находящейся поблизости мечети Купола Скалы. К сожалению, доступ в мечеть ограничен условиями, которые не может выполнить турист-христианин, приехавший в Иерусалим. Поэтому остается лишь любоваться куполом мечети со стороны, размышляя над значимостью этой святыни для мусульман.
Мечеть Омара
Так как Храм Гроба Господня находится в мусульманском квартале Старого города, то наличие напротив него мечети, в общем, естественно. Рассказывают, что ее построили в XII-ом веке при халифе Омаре, которому Софроний Иерусалимский сдал город после осады. Он пригласил Омара в христианский Храм, но тот отказался, аргументируя это тем, что он мусульманин. На том месте во внутреннем дворе он молился, была построена мечеть, названная его именем. Мечеть несколько раз перестраивали. Ее минарет, построенный в XV-ом веке, возвышается на пятнадцать метров.
Рынок Старого города
Значительная часть Старого города превращена торговцами в огромный рынок. Он занимает несколько улиц мусульманского и христианского кварталов. Здесь вы найдете сувениры на любой вкус.
Я себя чувствовал несколько неловко среди толп торговцев и туристов, ощущая некоторую неуместность этой суеты в столь священном месте. Особенно на протяжении всего Крестного пути. Однако, вспоминая евангелие, понимаешь, что, вероятно в те времена город выглядел именно так: торговая жизнь кипела сама собой, не останавливаясь на такие незначительные эпизоды, как приведение в исполнение приговора одному из преступников…
А следы современных войн двадцатого столетия и вовсе давно исчезли и события эти почти забыты ныне торгующими на этих улицах, а также и большинством туристов…
К этой заметке я прикладываю лишь один свой видеоролик. Его я снял с Елеонской горы от православной церкви Марии Магдалены. Там есть скамейка, с которой хорошо видна Храмовая гора с южной стороны и золотой купол Мечети Куббат ас-Сахра. Я наблюдал закат солнца над Храмовой горой и размышлял о сплетении трех религий в этом уникальном месте.
Когда я вернулся домой, то через некоторое время смонтировал видеофильм, наложил на свой видеоряд показавшуюся мне подходящей музыку. На эпизод захода солнца над Храмовой горой у меня было две музыкальных композиции: еврейская и мусульманская.
Обе композиции, с моей точки зрения, подходят к этому эпизоду. Еврейская песня очень хорошо отражает чувства иудеев к Иерусалиму. Она мне очень нравится! Вторая песня на русском языке, отражающая отношение мусульман к своим святыням в Иерусалиме, во многом дает понимание не мусульманам, почему для них это так важно. К сожалению, в песне есть слова, которые могут быть неоднозначно поняты не мусульманами.
В своем фильме я смонтировал этот эпизод дважды с обеими композициями. Через два с лишним года после посещения Иерусалима в 2011-ом я стал выкладывать свои видеоролики об этом путешествии на youtube. Я выложил видеоролик лишь с первой песенной композицией, посчитав, что вторая песенная композиция может у кого-то вызвать отрицательные эмоции.
Готовя эту заметку к публикации, я вспомнил о том, что у меня есть два эпизода, из которых лишь один выложен на youtube, и я могу легко вставить этот видеоролик в свою заметку. Но, мне подумалось, что рассказывая о мусульманских святынях в Иерусалиме, хорошо было бы представить и второй ролик. Я даже сделал его. Но, перед тем как выложить в интернет, я все-таки решил выяснить, можно ли это делать? И, как оказалось, — нельзя. Эта песня чеченского исполнителя внесена в Федеральный список экстремистских материалов и запрещена к распространению…
Поэтому я не выложил в интернет свой видеоролик с таким музыкальным сопровождением. Посмотрите видеоролик и послушайте музыкальную композицию (песня называется "Если я забуду тебя, Иерусалим" (Im Eshkachech Yerushalayim) — спасибо Елене-Lesik1, указавшую ее правильное название и исполнителя). В данном варианте её исполняет Shloime Dachs), разрешенную к распространению.
Мой видеорлик
[youtube]-awl6bvw9qE[/youtube]