Репортаж из мастерской по производству мозаик при монастыре св.Герасима, что около Иерихона.
Уже во второй половине 4 тысячелетия до н.э. до человечества дошло, что мозаика - это неимоверно круто и красиво. В авангарде геометрически совершенного искусства тогда встали шумерские города Месопотамии, в которых впервые (наверное) начали инкрустировать поверхности обожженными глиняными палочками-конусами, длиной 8-10 см, которые укладывались на глиняный раствор. Тогда изображение формировалось торцевыми поверхностями конусов, раскрашенными разноцветными красками.
Позже, в 8 веке до н.э. мозаику стали выкладывать из необработанной гальки, используя природные цвета камешков. Еще позже римляне сочли подобную технику невероятно убогой и прозвали ее opus barbaricum. Пика совершенства техники, стиля и красоты мозаики достигли в Византийский период, тогда же пришелся и пик популярности техники. Мозаиками стали украшать полы, стены и купола церквей, что естественным образом сказалось на их тематической направленности.
Изначально большие мозаичные полотна выкладывались непосредственно на стенах - их покрывали грунтовкой, наносили на нее насечки для лучшего сцепления и иногда укрепляли арматурой. Однако позднее художники сообразили, что собирать мозаики на столах в мастерских намного удобнее, чем висеть вниз головой под куполом церкви, и стали собирать пазлы на специальных платах, площадью 1-2 квадратных метра каждая. Для этого из дерева или металла делались специальные ящики с невысокими бортиками, в которых собирались части будущего шедевра. Потом, когда мозаика была полностью закончена, донья ящиков извлекались вместе с набранным рисунком и вмуровывались вместе в стену. Потом швы аккуратно заделывались подобранными по цветам мозаичными кубиками.
Касательно распространения мозаик на Земле Израиля, оно началось во время эллинистического периода, продолжилось во времена Второго Храма и римского правления и достигло пика популярности во время византийского периода (4-7 ст. н.э.). В это время роскошными мозаиками начали украшать полы не только в домах многоимущих и синагогах, но и в других зданиях общественного пользования.
Создание мозаики требовало вовлечения большого количества профессионалов, которые ровняли пол, штукатурили, рисовали поверху рисунок и лишь затем приступали к укладке мозаики. Для украшения помещения среднего размера требовалось 2-3 миллиона элементов.
Существует два способа набора мозаики - прямой и обратный.
Если мозаика набирается "прямым способом", кубики сразу укладываются лицевой стороной наверх. Таким образом, художник, во-первых, сразу видит результат своей работы, а во-вторых, ему приходится проявлять максимум усердия и аккуратности, чтобы соблюсти идеальную гладкость поверхности полотна.
Обратный способ укладки мозаики хорошо видно на фотографиях.
В этом случае на кальку наносится рисунок, затем мозаичные кубики обмакивают в клей и приклеивают к бумаге лицевой стороной. Закончив наклеивание будущего шедевра, бумагу с мозаикой переносят на предназначенное для нее место, тыльной стороной вдавливая ее в закрепляющий состав. Через сутки-двое, когда он высыхает, кальку и клей смывают с кубиков, и тогда становится видна лицевая сторона мозаики.
Эта техника широко используется сегодня, так как в значительной мере экономит время и силы художников.