Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.
А посему мы пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.
NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.
Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل, Deir al-Quruntal) — православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.
Над монастырем расположены развалены хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.
Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.
Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…".
А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.
"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".
Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.
Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.
Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.
Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.
Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водой" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.
Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).
Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.
Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:
- Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.