Удивительно, но нас, переступивших за порог 21-го века, освоивших высокие технологии, и покоривших космос, до сих пор волнует наследие прошлого: легенды, предметы искусства, старинная архитектура...
Города с многовековой историей сделали целые состояния, демонстрируя туристам свои прелести, торгуя открытками с собственным изображением, устраивая исторические аттракционы, зазывая на костюмированные шествия. И мы бережно храним непрактичные булыжные мостовые и старинные фасады домов, терпим запрет на кондиционеры и узость улиц, свято веря, что города, старея, становятся только краше. Что это — слабость к традициям? Или штучным вещам, единственным в своем роде? Тому, что нельзя повторить, и что уйдет безвозвратно, но что можно продлить — трепетным отношением, кропотливым воссозданием деталей...
Оказавшись в Гурзуфе, вы обязательно почувствуете — с этим местом связано много славных историй. Исключительно благоприятные природные условия, красота ландшафтов, экзотическая южная растительность, теплое море, обилие солнца издавна привлекали сюда поселенцев.
Первым письменным свидетельством существования Гурзуфа является трактат византийского историка Прокопия Кесарийского «О постройках», написанный еще в 553—555 годах первого тысячелетия. Упомянутая в нем крепость, построенная в Гурзуфе византийцами на скале Дженевез-Кая, играла существенную роль на южном берегу Крыма как мощный форпост сначала византийцев, затем хазар и генуэзцев.
Почти 300 лет — с 1475 по 1774 годы Гурзуф, как и весь Южный Крым, входил в состав коронных владений турецких султанов. После присоединения Крыма к Российской империи земли в районе Гурзуфа перешли в императорскую казну и в начале XIX века были пожалованы герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье, одному из основателей Одессы. Построенный им дом — в то время наиболее монументальное здание в европейском стиле на Южном берегу Крыма — с незначительными переделками сохранился до наших дней. Именно в этом доме в 1820 году три «счастливейших недели» в семье генерала Раевского прожил великий русский поэт Александр Пушкин. Сейчас в «Доме Ришелье» расположился музей Пушкина.
После смерти герцога имение в Гурзуфе перешло к князю Воронцову, который много сделал для развития Крыма и особенно Южнобережья.
В 1840 году Воронцов продал свое имение киевскому губернатору Фундуклею. В отличие от Ришелье и Воронцова, Фундуклей проводил в Гурзуфе каждое лето. Большое внимание он уделял развитию виноградарства в Гурзуфе. Из Испании и Португалии им были завезены лучшие сорта винограда и заложены обширные плантации виноградников. В 1861 году был капитально отремонтирован дом, построенный Ришелье, обустроен парк в гурзуфском имении. Сегодня парк Гурзуфский, наряду с двумя другими — Ай-Даниль и Кипарисный, признаны памятниками садово-паркового искусства и являются одной из главных достопримечательностей поселка.
После смерти Фундуклея в конце 1878 года имение перешло к двум его племянницам, а в мае 1881 года его приобрел железнодорожный магнат Петр Ионович Губонин.
Именно Губонин положил начало развитию Гурзуфа как курорта. Со свойственной ему предприимчивостью, Губонин рьяно взялся за дело, в парке были построены семь гостиниц, ресторан, благоустроена набережная. Русло реки Авунда, протекающей по парку, было выложено камнем. Через реку проложены пешеходные мостики. А в парке установлены пять фонтанов, из которых до наших дней сохранилось два — «Богиня Ночь» и «Рахиль».
Кроме обустройства имения и курорта, Губониным много было сделано и для самого Гурзуфа — построены электростанция, аптека, почтово-телеграфная станция, больница. Аптека, открытая в сентябре 1888 года, функционирует до сих пор. В разное время дачами здесь обзавелись многие представители творческой интеллигенции.
После смерти имение Гурзуф перешло во владение сына Сергея Губонина. Вести дорогостоящее заведение оказалось не по силам потомку предпринимателя, и в 1902 году имение было приобретено «Акционерным обществом курорта Гурзуф».
В январе 1921 года курорт был национализирован и передан в ведение крымского Курортного управления. А в 1925 г. здесь появились первые брезентовые палатки пионерского лагеря «Артек». С тех пор на месте палаточного городка выросло настоящее детское государство. И сегодня Артек и легендарная Медведь-гора, у подножия которой раскинулись его корпуса, являются символом Гузуфа.
Мощный силуэт горы со стороны Гурзуфа романтично сопровождают скалы-близнецы Адалары — любимый персонаж отпускных снимков и обязательный пункт остановки для многочисленных туристов, совершающих морские прогулки. Район скал использовался в давние времена для отстоя судов, и сейчас здесь часто находят обломки якорей, фрагментов судов и грузов. Их обрывистые, покрытые водорослями склоны притягивают к себе, как магнит, дайверов всех мастей, не теряющих надежду обнаружить на дне что-либо по-настоящему ценное. С берега выступают скалы из тех же плотных серых известняков: Чеховская (на ней в 1900 г. построил дачу Антон Павлович), за ней Шаляпинская (здесь Федор Иванович пел в 1916 г.), затем Султанка, в основании которой волны выбили сводчатое углубление — Пушкинский грот.
Огороженная этими скалами лазурная бухта, потрясающая по форме и чистоте воды — любимейшее место неутомимых исследователей гурзуфских окрестностей. Не пропустит любознательный турист и остатки Генуэзской крепости ХI-XV ст. и внушительный тоннель в скале, пробитый для наблюдения за морем в средние века.
Святым местом для художников является бывшая дача-мастерская выдающегося живописца Константина Алексеевича Коровина, расположенная в самом начале гурзуфской набережной. В гостях у художника в разное время побывали известнейшие люди эпохи — Репин, Суриков, Горький, Куприн, Мамин-Сибиряк, Шаляпин. В советское время дача использовалась как база отдыха. С 1947 г. она стала Домом творчества Художественного фонда. Здесь работают и отдыхают художники, творческая интеллигенция. Очень часто на старых улочках Гурзуфа можно увидеть людей с мольбертами. Вообще вся атмосфера старого Гурзуфа будто пропитана флюидами творчества. Недаром именно здесь уже несколько лет подряд проходят «Гурзуфские пленэры». В 2005 г. прямо на набережной в рамках такого пленэра создавали свои работы семь известных скульпторов. Работы были затем подарены городу и сейчас любой турист может полюбоваться на них, прогуливаясь набережной Гурзуфа. Выложенная белым мрамором, очень уютная и утопающая в цветах, она считается одной из красивейших в Крыму. Летом здесь всегда многолюдно. Вдоль нее расположены все основные пляжи Гурзуфа, а также множество баров, кафе, ресторанов, где можно приятно провести время, устав от купаний и пляжных забав.
Отреставрированная центральная улица Гурзуфа — Ленинградская — сейчас превратилась в одну из самых интересных его достопримечательностей. Это самая длинная улица Гурзуфа. Она же является нижней трассой Гурзуф-Артек и идет параллельно морю. Центральная часть — пешеходная, выложена брусчаткой. Практически все дома — старый фонд, в которых расположились многочисленные кафешки и магазинчики. Благодаря старанию властей, сейчас практически со всех зданий исчез пластик и уродливая вагонка — везде только натуральный камень и черепица. И если бы не современные вывески, легко можно было бы вообразить, что бродишь по прянично-нарядной, будто игрушечной улочке, где-нибудь в центре старой Европы...
Вообще отдых в Гурзуфе наверняка запомнится своей неспешностью и размеренностью. Хотя сегодня Гурзуф — это и современные корпуса, и индустрия развлечений — его славное историческое наследие в сочетании с уникальным климатом и удивительной природой создают ту неповторимую атмосферу, которая влечет сюда снова и снова всех влюбленных в Крым.
Сообщение удалено.
Сообщение удалено.