Пфальц в Госларе – одна из нескольких королевских резиденций, разбросанных по городам и весям необъятной некогда Священной римской империи. Само слово «пфальц» переводится как «укрепленная княжеская резиденция» или «средневековый замок». Своим появлениям подобные дворцы обязаны забавному явлению средневековой жизни – странствующим императорам.
Оказывается, блуждали по долинам, да по взгорьям в те времена не только менестрели. Дела государственные требовали присутствия императора в разных уголках страны. Оставаться на одном месте долго было невозможно, поэтому и одного главного города у Священной римской империи не было.
Правда, госларский Пфальц считался чуть ли не самым важным в Империи. Необходимость держать под контролем богатые местные рудники способствовали тому, что Генрих II перенес сюда свою резиденцию. В середине XI в. Генриха III продолжил дело своего отца, Конрада IV, и окончательно «свил» в Госларе имперское гнездышко, которое очень любил и посещал более 20 раз.
Его вторая супруга, Агнеса де Пуатье, даже родила здесь Генриху долгожданного сына, тоже Генриха, который пошел по семейной линии и как отец стал императором Священной римской империи.
В этот период резиденция включала собственно дворец Кайзерхаус, церковь св. Симона и св. Иуды, дворцовую часовню св. Ульриха, церковь Богородицы (Либфрауенкирхе) и множество хозяйственных построек. От церкви Богородицы не сохранилось абсолютно ничего. От церкви св. Симона и Иуды осталось северное крыльцо с портиком.
Внизу слева направо расположены изображения Генриха III, св. Симона, апостола Матфея, св. Иуды и Фридриха Барабароссы, а над ними — Дева Мария с ангелами.
Часовне св. Ульриха повезло больше. Она сохранилась и, несмотря на все перестройки, сохранила средневековую аутентичность. По крайней мер, от стен есть ощущение, что это не поделка.
Здесь, в каменном саркофаге, согласно завещанию хранится сердце Генриха IV.
Охраняет покой императорского сердца вот это милое, каменное существо.
А вот тело монарха покоится в городе Шпайере. Часовня на самом достаточно интересная. Чтобы сюда попасть, сначала нужно пройти по небольшой открытой галере, украшенной старинными каменными барельефами.
А потом спуститься вниз по крутой, узкой лестнице.
В последний раз Пфальц посещался монаршей особой в 1253 г. В конце XIII в. Пфальц выгорел до фундамента. Однако его достаточно быстро восстановили. К этому времени эпоха странствующих императоров уже прошла и дворец возродился в несколько ином качестве. Теперь он стал в большей степени представительским зданием, чем приютом для императора и его обширной свиты. Из дворца исчезли многочисленные жилые покои, кухня и подсобные помещения.
Зато здесь появились два просторных зала — Зимний на первом этаже и Летний на втором. Летний зал был построен по образу итальянских лоджий. Его огромные арочные окна не были застеклены. В ту эпоху еще не умели делать такие огромные стекла. Правда, сегодня стекла в летнем зале все же появились.
В небольшие окошки Зимнего зала были вставлены стекла. Под полом проходили трубы, в которые нагнетался горячий воздух из расположенных позади дворца печей. Это позволяло даже зимой поднять температуру в огромном зале с 0 до +15 градусов.
Но даже это не спасло Пфальц от упадка. Утратив звание главной имперской резиденции, дворец понемногу хирел. В Зимнем зале со временем стали хранить руду, а в Летнем – зерно. К середине XIX в. дворец был практически разрушен.
Однако он приглянулся Вильгельму I. По его приказу Пфальц отреставрировали. Современные исследователи признают реставрацию удачной. Поэтому утверждение некоторых путеводителей о том, что госларский Пфальц является самым древним гражданским сооружение Германии все же стоит воспринимать с некой долей скептицизма.
Однако Империи нужны были новые символы со старой подоплекой. В 1879 г. профессор Вислицынус приступил к росписи Летнего зала, дабы воплотить на его стенах идею преемственности прусской монархии и власти императоров Священной римской империи. Затрудняюсь сказать, каким именно по счету Римом почитала себя Пруссия, но через 18 лет упорного труда на стенах Пфальца появились предания, сказания, легенды и даже сказки. Новая империя на одном из полотен представлена в образе Спящей красавицы, впавшей в летаргию после укола ведьминого веретена. Судя по тому, каким было пробуждение в 1930-х годах, веретено кольнуло Германию явно в какое-то неподобающее место, а ведьмин яд проник слишком глубоко. Снимать в залах нельзя, поэтому снимков я практически не сделала, да и те немногие получились какие-то косенькие. Вот здесь изображена сцена обращения саксов в христианство. В 772 г. Карл Великий вторгся в Саксонию. На картине восседающий на коне император изображен у только что разрушенного им священного столба Ирминсула, на котором, согласно языческим верованиям саксов, держалось небо. Однако порубать в щепки столб оказалось недостаточно и непокорные саксы еще лет тридцать мотали как могли Карлу нервы то крупными восстаниями, то мелкой войной.
К счастью, кое-что настоящее, древнее, от Пфальца осталось. Большинство из этого находится с тыла королевской резиденции.
Поэтому не поленитесь обойти новодельный дворец и побродить по чудесному, действительно как будто выхваченному из средневековья, парку.
Вот где можно почувствовать себя героем древних сказаний и легенд. Здесь тихо, немного сумрачно, по древним камням ползут цепкие побеги плюща. Листья не шелестят и птиц не слышно.
А под древними стенами лежит средневековый город с небольшими огородиками и красными черепичными крышами. Все абсолютно повзаправдошному.
Только вот этот рыцарь немного портит пейзаж. Убрать бы его, а на его месте поставить какую-нибудь древнюю плиту, несколько из которых свалено под стенами дворца.
Если выйти через каменную арку с заднего двора, то снова окажешься в тихом парке, украшенном древними камнями.
Вот они-то как раз и есть осколки настоящего, средневекового Пфальца.
Дальше тропинка выведет к речке Гозе, которую, по правде сказать, язык с трудом поворачивается назвать рекой.
Зато здесь водятся черепахи.
Здесь ощущение затерянности в средневековье становится почти реальным.
И дальше становится только лучше.
К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Старые камни стоят на границах этого замечательного мира. В двух минутах от них — Bergstraße с пластиковыми стеклопакетами, отшлифованной газонокосилками травой и прочими благами мира нашего.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.