75 материалов по 36 объектам, 1 808 фотографий
- GPS
- Россия, Городец, ул. Ленина, 2
- (83161) 9-13-01
Городецкий пряник. В гостях у сладкой сказки.
Этот совет является частью дневника «Городец и Городецкий район. Туристические заметки, пейзажи и достопримечательности.»
Я не бывала в этом музее прежде, хотя ему в этом году исполнилось уже 10 лет! Вот всё откладывала, казалось, что ничего особенного там меня не ждёт... И я рада, что ошибалась и рада, что всё-таки попала сюда...
I.Из истории городецкого пряника
Первая половина XX века. Время непростое, смутное. Городчанин Егор Бахарев, которому едва минуло 20 лет, влюбляется. Отчаянно и трепетно. Желая жениться, говорит о том матери. Отца к тому времени уже не стало, а старшие дети семьи были прочно и удачно в браках. Павла Игнатьевна выбор младшего сына не одобрила. Всем была хороша невеста, да родом не вышла. А то было значимо для именитых купеческих семей. Вряд ли женщина, побывавшая к тому времени под арестом, испытавшая горечь вдовства и и получившая на семью статус "лишенцев" без права на работу, учёбу и льгот на продукты, хотела для младшего сына худой участи. Скорее заботилась о его будущем, полагая, что всё исправится, а достойная невеста тому поспособствует. Но вышло как вышло. Недаром говорят, что благими намерениями... С возлюбленной Егор был разлучен, получив строгий родительский запрет на встречи с нею. Не смея перечить воле родительницы, да и вовсе полагая, что без материнского благословения счастья не будет, молодой человек принял ситуацию и смирился. Лишь решился отправить той прощальное письмо, но не простое, а ...сладкое. Он вырезал красивую пряничную доску и испёк пряник... Получила ли девушка сей последний привет, так и осталось неизвестным. А хотелось бы продолжения истории, не так ли? И лучше со счастливым концом... Как бы там ни было, но остался наш герой холостым на всю жизнь. И то был его осознанный выбор, так сказать, компромисс. И вот тут кто-то называет его глупцом, а кто-то восхищается сыновней любовью, ставящей спокойствие матери превыше собственных чувств...
А к чему я? Да просто тронула меня эта история, и очень уж грустными были глаза у молодого человека, смотревшего со старинной фотографии... Кстати говоря, Бахаревы были одной из династий городецких пряничников. И очень успешной. Имели своё производство, где трудились наёмные работники, лавки и рынок сбыта за пределы губернии. Именно им было предоставлено право представлять Городец на Всероссийской Нижегородской выставке 1896 года! Александр Бахарев собирался экспонировать на выставке в том числе и изобретенные им сиропные и фруктовые пряники, которые уже имели награды: от Великого Князя и почётный отзыв за Нижегородскую ярмарку 1885 года. Теперь самое время сказать пару слов о собственно самих пряниках. Искусство производства печатных пряников (а это не просто промысел, но и правда кулинарное и художественное творчество) известно в Городце уже более трёх столетий. Городецкие печатные пряники становятся широко известны во второй половине 18 века. Одновременно наращивает обороты и производство пряничных резных досок. Кстати говоря, и наш, упомянутый ранее Егор Бахирев, зарабатывал на жизнь именно продажей чудных резных досок, которые стали особенно востребованы во времена НЭПа. Далее пряничное дело только развивается, и к началу 20 века в Городецком районе существует уже 11 ( по другим данным 15) фамилий потомственных пряничников. Только представьте себе масштаб! Все они далеко не бедствовали, а ведь район не так велик. Да и мастера в других местностях тоже не дремали (Тула, Покров, Калуга и прочие). Но...тем не менее... Городецкие пряники неизменно расходились на ура не только у себя, но и по всему Поволжью, Восточной России, Пермской и Оренбургской губерниям и даже на Дону. Увозили их и в Среднюю Азию. Конечно, тому способствовали наличие торговых путей на Волге, известная Нижегородская ярмарка и активная торговля мукой. Но помимо того, ещё и любовь к делу, творческий подход и изобретательский талант способствовали славе местных пряников. Зачастую встречается указание на то, что большинство "пряничных" купцов были староверами. Этот факт к делу прямого отношения не имеет, а лишь, на мой взгляд, подчёркивает тот факт, что в городе староверов было исторически много и именно они способствовали его развитию и обогащению. Путеводитель по Волге братьев Чернецовых отмечал (1838 г.), что в Городце "в течении года выходит до 10 тысяч пудов пряничного товара. Некоторые из пряников делают весом до пуда". И вот это настоящее чудо! Поди-ка попробуй сделать пряник весом в 20-25 кг! Но городецким мастерам это удавалось. Так и стала большевесность отличительной характерной особенностью городецких пряников. И именно такие, пудовые, пряники было принято здесь преподносить в дар по особым случаям или важным персонам. Такими пряниками одаривали знаменитых артистов, отличившихся славными делами людей и статусных особ. В 1895 году по случаю бракосочетания изделие толщиной в четверть (18 см), весом в пуд и 8 фунтов (20 кг) и размером в аршин (71 на 71 см) было преподнесено царю Николаю II.
Честь поднести в дар царю городецкий пряник выпала старообрядцам — мещанину П.В, Ведерникову, купцам И.М.Скворцову и А.Ф. Дурасову. (фото переснято с экспозиции музея)
II.Из чего и как делают городецкие пряники
Наступил 20-й век — время перемен. Пряничный промысел в Городце не угас, но хоть и снизил обороты, однако же перешёл на некий новый этап существования. Появилась во 30-м году артель "Красный пряничник", которая продолжила производить сладкую продукцию в лучших традициях, сбережённых годами. После промысел подхватил пищекомбинат, а потом и хлебозавод. Сейчас в Городце тоже выпекают пряники и не изменяют традициям. Но это совсем другая история. Я расскажу о ней в следующий раз, когда запишу всё подробно, потому как вернуться в этот музей мне очень хочется. Ну а пока...о рецептуре. Мне очень хотелось узнать насколько нынешние пряники отличаются от оригинальных того времени. Я спросила и получила исчерпывающий ответ. Итак, берём аммонийную соль, мёд, сметану, муку 1 сорта и замешиваем тесто. Потом добавляем начинку, выпекаем и покрываем сахарной глазурью. Последняя делает изделие красивее и продлевает срок хранения. А медовый пряник в 19 веке делали так: ржаной муки 4 фунта, полфунта пшеничной и полфунта картофельной, мёду столько, чтобы тесто не было жидким, горсть миндалю и непременно "сухие духи" — гвоздика, кардамон, корица.В советское время разработали рецепт, трансформировавшийся в ГОСТ, по которому чаще всего и сегодня делают пряники. То ли то было с целью удешевления производства, то ли по иной причине, но... вкус всё равно неимоверно хорош! Сейчас пряник делают так: берут муку 1 сорта, сахар, сливочный маргарин, соду,масло растительное, углеаммонийную соль, патоку для теста, а для начинки изюм и фруктовую подварку (повидло). И вот он — вкус детства! Буквально недавно городецкие друзья презентовали мне свежайший пряник, чем не просто порадовали, но повергли в ностальгическое настроение. Равнодушная к сладкому, от городецкого пряника отказаться никогда не могу! Однако ж, городецкие пряники не были бы столь самобытными, если бы не резные доски, что использовали для их изготовления, чтобы получить не просто сладкое кушанье к чаю, но фигурное тематическое произведение кулинарного искусства, не побоюсь этого слова. А знаете как хранили пряники наши предки? В таких вот лубочных коробках. И вот теперь самое время поговорить о досках, без которых городецкие резные пряники были бы невозможны. Признаюсь, что мне не понятно было как делают на прянике рисунок. Думала я, что наносят его на подготовленное к выпечке изделие, прижимая доской. Но всё оказалось совсем не так! Маргарита Константиновна показала мне как это делается на самом деле. А я процесс засняла. И тут же разослала друзьям в разные концы страны. Реакция была едина — все отметили ласковые руки и приятный голос моей визави. И вам предлагаю посмотреть и узнать как делают настоящие городецкие пряники.[youtube]ZthiHN7KZnc[/youtube] Правда, и я оказалась не так уж и не права в предположениях. Но с важной поправкой. Бывало, что и перед выпеканием наносили узор сразу на тесто, но только если предполагались пряники без начинки. И использовали для того специальный резной валёк — по типу скалки. Просто прокатывали по пряничной заготовке. Такие вальки упрощали работу, но стоили дороже, так как требовали особой сноровки резчика. Вообще, резные пряничные доски можно смело считать искусством! Рисунки на них были самыми разнообразными. Традиционно изображали узоры, разных птиц и животных. Делали также и доски специально по какому-либо случаю. На пряниках к свадьбе, например, изображали оленя. Особыми считались доски с изображением герба, так как "гербовые пряники" дарились исключительно по значительному поводу. А получить такой дар считалось почётным.
Доски штучные "Юбилейный пряник" 1971 г., "50 лет Октября" Г.И.Бахарев; "Всероссийская страховая компания "Утёс" 1990-е.
Штучная пряничная доска "Стерлядки" (1930-е, Г.И.Бахарев). Это оригинальная доска, хотя сейчас существуют и копии, не менее искусные.
Городецкие печатные пряники имели богатую рецептуру и стоили дорого. Но были они не просто сладким лакомством, но произведением искусства! Их дарили, их хранили, ими любовались и говорили: "Что лицо, что нутро — пряники истинно царские!"
III. О шкафах, печи, ландринках и доме-музее
Жил-был сапожник один, домик имел и холсты... Предполагаю, что домик у обувных дел мастера Григория Евдокимовича Токарева — Казарина всё же был. И, возможно, что не просто домик, а очень даже внушительное добротное жилище с хозяйством, ибо, по идее, зарабатывать он должен был весьма недурно. Хотя бы на производстве деревянной мебели, чем и занимался он в свободное от основной работы время, так сказать, для души и по зову сердца. Вот казалось бы, где одно, а где другое, впрочем, история знает немало таких примеров. Взять хотя бы моего деда, который будучи капитаном судна, делал в выходные дни весьма шикарную мебель...Ну да не о нём сейчас речь. В жизни любого талантливого человека обязательно настаёт такой момент, когда плоды рук его выходят за пределы стен мастерской. Ну а почему бы и нет, если одному в охотку, а другому в радость. Ну а то, что любой труд должен быть оплачен — это уж аксиома. Вот не знаю, насколько Григорий Евдокимович был хорошим сапожником, но плотником он был, не побоюсь этого слова, просто отменным! Я взошла в дальнюю комнату музея и обомлела от восторга. Недаром работу Токарева-Казарина признают выдающимся произведением народного искусства. Подчеркну, что не просто произведением искусства, но выдающимся! И тому, на мой взгляд, есть все основания. Кстати говоря, до сих не просто превзойти, но даже просто повторить его так никто и не смог. Вот выше я упомянула о холстах и не случайно. В качестве последних для нашего мастера выступали деревянные поверхности, потому как украшал он свои изделия не росписью, но искуснейшей резьбой — рельефной "глухой" и накладной с раскраской. И вот надо отдать ему должное — то ли образован был достойно, то ли глаз имел точный и отличное воображение (ежели предположить, что картинки для сюжетов ему, например, показывал или словесно описывал заказчик), но на выходе у мастера получался шедевр! Увы и увы, но о самом мастере сегодня известно мало. Говорят, что жил он в нижней части Городца и вот другой раз делал разную утварь на заказ. Итак, принято считать, что мастер сделал три шкафа в свойственной ему манере, но это потому, что о стольких нам известно. Подозреваю, что были, а может и где-то до сих пор есть другие его работы. А в 2013 году случилось поистине чудесное событие. Сотрудники Городецкого музея получили письмо из Новгородского областного музея-заповедника, из которого узнали, что там хранится ещё одна работа городецкого мастера. По воле случая работники новгородского музея увидели заметку о городецких шкафах и предположили, что вещи выполнены одной и той же рукой. Так и оказалось. После "новгородский" шкаф экспонировался в Городце, а местные "ездили в гости" в Новгород. А для меня в этот раз случилось ещё одно открытие. За стеклом витрины шкафа я увидела старинные коробочки, в которых когда-то продавали монпансье. На каждой значилось : "Г.Ландрин". Я понимала, что это фамилия, но что-то знакомое показалось в слове. И тут вспомнилось, что в детстве ландринками мы звали сосательные разноцветные конфетки... Оказалось, что леденцы и правда получили название по фамилии своего создателя — Георга Ландрина. С ним тоже весьма занятная история. По рождению звали Георга Фёдором. И не был он никаким иностранцем. Делал Федя леденцы, которые предварительно обернув в бумажку, поставлял на реализацию купцу Елисееву ( ну кто не знает знаменитые елисеевские магазины).И вот однажды совершил оплошность — забыл обернуть партию конфет в фантики, посему товар не приняли, и пришлось Фёдору реализовывать их самому. На практике оказалось, что сие куда выгоднее прежней схемы, тем паче, что ландринки стали пользоваться успехом. Это и стало началом его собственного большого кондитерского дела. Фёдор назвался на иностранный манер (видеть, с точки зрения маркетинга то было оправдано — ну любит наш народ заморские диковины), стал паковать конфеты в жестяные коробочки и открыл свой магазин. Спустя более полувека, в 10-х годах 20-го столетия, у Ландрина было уже 40 магазинов и звание "Поставщика Его Императорского Величества". А конфетки столь любимы были покупателем, что в народ вошло выражение "лить ландрин на душу". Надо сказать, что предприятие не закрылось и в тяжелые военные годы, помогая родному Ленинграду чем могло — выпускало пищевые продукты, а также организовало на своих мощностях цеха боеприпасов и фармпрепаратов. Вот так и бывает — вроде придёшь за одном, а узнаешь ещё массу интересного попутно! Кстати, первое яркое впечатление в музее я получила вовсе не от пряников, а от...печи! Просто печь системы отопления в доме, но она была столь белоснежна, чиста и аккуратна, что подумалось мне, будто её специально реставрировали для создания атмосферности в старинном помещении. И даже краски на барельефе не выглядели тусклыми. Мне стало интересно, и я задала свой первый вопрос в тот визит. Так мы и познакомились с Маргаритой Константиновной, кстати. Оказалось, что печь самая что ни на есть настоящая, оригинальная. Более того, абсолютно исправная. Ею не пользуются лишь последние годы, а до того она исправно несла свою тёплую службу. Вот, что называется, бывает, если за вещью ухаживать должным образом и беречь. Барельеф тоже дошёл до нас со времён первого хозяина дома и также в первозданном виде.
— Вот как делали то! Всё на совесть и всё исправно! Да и снять его сложно. Глядите, скол вот внизу. Видать, кто-то пытался оторвать, да не вышло, так и оставили.
Я было уже в негодовании уличила неизвестного мне городчанина в враварстве, но потом подумала — может, то была попытка не стащить и навредить, а как раз таки желание сохранить? Думал человек, что в буднях госучреждения пропадёт красота, вот и хотел уберечь... В советское время в доме располагались разные учреждения, сменяя друг друга: клуб, музыкальная школа, детский сад волгарей, аптека и станция скорой медицинской помощи. Представляете, сколько людей видел этот дом?! А вообще, дом — главное строение усадьбы известного городецкого благотворителя, пароходчика и хлеботорговца Степана Фёдоровича Тряпкина. Купец был председателем Городецкой Старообрядческой общины и много делал для своего города, был любим и почитаем горожанами. Отстроив в начале 20 века усадьбу, он недолго прожил в ней. Вдова продала дом состоятельному дисконтеру Ивану Петелину, который и владел усадьбой до 1923 года.
Иван Андреевич Петелин с супругой Маргаритой Павловной и сыновьями. У четы было ещё и три дочери. Снимок фото из музея.
IV.Ещё раз о резьбе по дереву
Смотрю вот на резные доски и думаю — насколько всё же кропотливая и филигранная работа! Как говорит наш друг Анатолий, чья работа была связана с хлебным производством: "Пойди вот ещё найди мастера, кто может хорошую доску вырезать!" Но искусные резчики в Городце были и есть. Недаром город издавна славится ещё и промыслом резьбы по дереву, вспомним хотя бы окна и ворота местных домов. Но мастера, оказываются, умеют не только это. Моё внимание привлекли забавные чудные деревянные фигурки — статуэтки, игрушки и венцы шкатулок. Им в музее посвящена отдельная экспозиция. И вот тут преинтересную вещь я заметила. В музее то знают не только о мастерах, но и самих мастеров и гордятся ими. Потому как живут и работают они здесь же, в Городце, постоянно общаются, да и творят на глазах у людей. Маргарита Константиновна рассказывала мне об экспонатах, то и дело упоминая какие-то предшествующие их созданию события и факты из биографии авторов. И фигурки вслед за её речью словно оживали, обретая свою собственную историю и даже будто задорно поглядывали на меня — мол, дескать, так всё и было!
Мастер Б.В.Стариков. Слева направо: шкатулка "Дед с бабой", шкатулка "Рыбак", шкатулка "Поросёнок с горшком", скульптура "Бык", сундучок "Баба с котом".
Мастер А.Я.Колов. Слева направо: шкатулка "Кот и мышь", панно "Окошко", шкатулка "Дед с внучкой и собакой", шкатулка "В лесу", панно "Ёрш".
V.О чаепитии, пряниках и мёде
Едва вошла в следующий зал как вспомнила свою городецкую бабушку.
— Ну что, самовар поспел. Чайку? Да с пряничком. А со свежим медком вприкуску,а?
Дед тогда держал небольшую пасеку и привозил оттуда сочные золотистые ароматные соты. Чайник бабушка недолюбливала. Считала, что "самоварна то вода повкусне будет". А и правда, какое чаепитие на Руси без самовара? Помнится, что в моём детстве оный был едва ли не в каждом доме. Потому логично, что в музее пряника есть и небольшая экспозиция атрибутов русской чайной традиции. И, знаете, тут можно найти весьма занятные экземпляры.
Слева направо: Самовар-кофейник из латуни (завод Ломовых, Тула), Самовар-банка (медь, латунь, 19 в.), Самовар-репка "тет-а-тет" (завод братьев Козловых), Самовар — "кухня" (красная медь, 18 век).
Смешно признаться, но достаточно долго я думала, что других пряников, кроме городецких, и вовсе не существует. А если где и делают, то, что называется, по образу и подобию. Конечно, сейчас то я знаю истинное положение вещей. В музее, кстати, отдали должное "коллегам". Замечу, что здесь не считают мастеров пряничного промысла из других регионов конкурентами, а скорее почитают как профессионалов и друзей. Потому и знакомят своих гостей с традициями и новинками "индустрии". Вот знаменитые архангельские козули и завитки. О последних я и не слышала! Оказывается, лепка из ржаного жгута и сейчас сохранилась в деревнях каргопольской земли Архангельской области. А вообще, тетёрки-козули — один из древнейших видов обрядового печенья севера России. Вот тверские пряники из смешаной муки. Рядом калужские пшеничные пряники-подарки. Медовые переславские на сливочном масле, пряные вяземские с добавлением масла розы. И, конечно, расписные покровские — эти хоть на стену вешай, до чего тонкий и реалистичный принт. Удивилась стенду с изборским пряником. Когда я была в Изборске несколько лет назад, то и слыхом не слыхивала о каком-то местном прянике. Но нашлась семья, которая решила возродить исконный русский промысел и на псковской земле. Уверена, что дело пойдёт. Очень уж к месту традиционное лакомство в этом городе, атмосферностью и душевностью напомнившего мне Городец. А Москва представлена современным, так сказать, искусством — работами мастера по росписи пряников Ольги Надышневой. Её работы столь хороши, что страшно есть,а хочется любоваться и любоваться. Смотрела на эти пряничные композиции и в голову приходили ассоциации с трепетными воспитанницами институтов благородных девиц. Прямо представляла как они дарили друг другу эти воздушные очаровательные сладости на праздники и именины...
Ну а поскольку мёд издревле был неотъемлемой составляющей пряника, то и ему в музее решили посвятить небольшую экспозицию. И она очень нравится детям, которые с удовольствем слушают рассказа о том, откуда этот самый мёд берётся.
Дешёвый ✈️ по направлению Городец
- 26 ноя 2018, 00:39удалитьНе знаю, по каким рецептам пекут такие пряники нынче, но они, к сожалению, быстро черствеют. Хотя про сувенирные так не скажу — хороши.
Про городецкую игрушку слышала и раньше, а вот про замечательного Токарева-Казарина нет. Какие замечательные вещи он ваял! Супер, я представляю дома с такой теплой и уютной мебелью — прямо книга целая, если присмотреться.
Оля, как я рада за вас и такие ваши открытия.
Спасибо за замечательный рассказ и детализированные фото.
Ландрин, и правда почему-то казался французом, может по аналогии с монпансье.
Деревянные игрушки, кстати, мне напомнили кое о чем — мой папа в детстве строгал для нас мишек с наковальнями и прочие забавы типа катальных горок для пасхальных яиц. Видимо, в его поколении (он 1919 г. рождения) еще не были утрачены навыки ручной работы.
Как было бы хорошо, если бы все традиции у нас в стране начали возрождаться — и рабочие места были бы, и молодежь красоту бы истинную видели. А иноземщина бы тоже узнала, что не только водка, матрешки и икра столь же хороши в России! - 28 ноя 2018, 01:06удалитьТатьяна, спасибо за внимание и прочтение! Признаюсь, что не вижу особой разницы между сувенирными и обычными в контексте городецких. Разве что появилось несколько пекарен, все с претензией на оригинальность рецепта. Но напоминает как раз разнообразие прошлых лет. И это хорошо! Честно если, на мой вкус вот эти вот с маргарином (ах и ох) — самые вкусные. Но все они и правда месяц держатся как штык:))) Потом уже превращаются в камень — разве что в чае размачивать. А я не совсем поняла про городецкую игрушку. Как таковой её нет. Вы про фигурки? Так то деревянная малая скульптура скорее, в Городце другой промысле — роспись, но это , наверное, помните с уроков ИЗО:) Народоного мастера — мебельщика я прямо люблю, рада что вам понравилось. Такие шикарные шкафы... Я б очень хотела, но не найти мастера и денег на такую работу. И вы очень точно заметили — чисто книга, так оно и есть! Казалось бы, сколько лет ходила мимо... Да, неисповедимы пути и в каждом мгновении открытие... Я тоже думал, что Ландрин что-то иностранное:))) Видимо, это какие то глубинные чувства:) Ваш папа просто супер, такая память... Мой делал с дедом обожженые деревяшки — скульптуры из стволов и кореньев. Три до сих пор хрнаю... Так тепло от них, а в детстве боялась, они казались мне чудищами, оживающими в ночи... Я тоже всецело за возрождение промыслов. Они и не угасли, но это всё больше энтузиазм... Жить то на что-то надо... А страшно, если утратим...
- 27 ноя 2018, 11:54удалитьОчень интересная заметка и такая подробная! Не доводилось бывать в местах, где изготавливают такие пряники, да и обычные. Многое для меня было в новинку, думала, что пекут их как булочки. Ан, нет! Целое искусство! Очень было интересно читать. Спасибо.
- 28 ноя 2018, 01:07удалитьСпасибо, Майнур! Я вот там бываю часто,а и то не знала как что делают.... Тоже думала, что перед выпечкой прихлопывают доской:) Но, думаю, может и увидимся ... И попробуем:) Если не сделать, так поесть:)
- 27 ноя 2018, 19:33удалитьНет, ну маргарин-то зачем??? Ведь растительное масло не дороже!
А пряники я очень люблю! Тем более, такие красивые.
Оля, видео не работает. - 28 ноя 2018, 01:09удалитьТак сливочный маргарин то (хотя, раньше я думала, что сливочный и маргарин — понятия, исключающие) ... Поди растительное масло стало бы комом... Да и я больше за сметану или сливочное масло:) Может удасться как-нибудь к встрече заполучить, угощу:)
С видео сама маюсь, причин не понимаю — то работает, а то нет...:((( - 28 ноя 2018, 01:31удалитьДа какая разница! Трансжиры они и есть трансжиры. Запрещены, кстати, в скандинавских странах и некоторых штатах Америки. Я просто его вкус на дух не переношу. А вот растительное масло норм. Сливочное масло же, мне кажется, не даст нужного пряничного вкуса, это для масляного печенья ингредиент.
Угощения жду:)) - 28 ноя 2018, 01:10удалитьУ меня тоже видео не открылось.
- 1 дек 2018, 23:30удалитьПряничная тема очень интересная! И вкусная! :))
Я сама недавно с удивление узнала, что кроме тульских существуют, например, еще и вяземские! И мне они понравились даже больше раскрученного тульского бренда.
Резные шкафы — чудо прекрасное!