Если вы взгляните на карту Грузии, то в самтрехт-джавахетском нагорье на границе 3 государств Грузии, Армении и Турции увидите сёла с исконно русскими названиями: Тамбовка, Орловка, Богдановка, Гореловка… Там на высоте 2050м надо уровнем моря живут Духоборы.
Духоборы — особая этноконфессиональная группа русских, отвергающие внешнюю обрядовость церкви. Они не крестятся и не носят крестов, не ходят церковь и не венчаются, молятся дома, считают, что Бог живет в человеческой душе и верят в перерождение души, исповедуются только Богу, пост считают воздержанием от злых дел и мыслей, считают, что всякий человек грешен и прощен, приняв евангельскую заповедь “не убий”, они выступали против любой службы в армии и присяги. Духоборцы отличались большим радикализмом, они отвергали канонический текст Библии, руководствовались священными преданиями в виде стихов – псалмов, объединенных в устную “Книгу жизни”. Наименование духоборцев им дал екатеринославский архиепископ Амвросий (или, по мнению других историков, предшественник Амвросия Никифор Феотоки) в 1785 г., который хотел этим сказать, что новое учение — противление Святому Духу. Сами представители этой конфессии, узнав о таком названии, охотно приняли его, в том смысле, что, отрицая религиозную внешность, они являются поборниками духа. У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольское Екатеринославской губернии в 1755—1775 гг. Духоборы неоднократно подвергались гонениям со стороны властей из-за отказа от военной службы и религиозных особенностей. В Грузию духоборы попали по указу Николая I, так с 1841—1845г было переселено около 5000 духоборов в Грузию и Азераджан, там они компактно расселились по нескольким деревням, которые и по сей день имеют исконнорусские названия.
В гореловке нас очень гостеприимно приняли сначала Ирина и Василий пригласили нас к себе домой, накормили обедом и напоили вкусным травяным чаем. Ирина показала нам традиционные наряды, сшитые вручную из самотканных материалов, покрашенные и расшитые тоже вручную.
Одежда передается из поколения в поколения и до сих пор одевается на все праздники, свадьбы, похороны. Девочек с самого раннего возраста учат рукоделию и совсем скоро они умеют шить, вязать, вышивать и ткать.
Но и в Грузии духоборов не оставили в покое. В 1987 году в Закавказье ввели всеобщую воинскую повинность. Мнения духоборов разделились, следует ли им служить в армии или нет. Большая половина духоборов была против военной службы. Меньшая — с центром в селе Гореловка — за. По деревням духоборов пронеслись волнения и в 1895 несколько тысяч духоборов в знак протеста в ночь с 28 на 29 июня снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. На подавление волнений в селах Тифлисской губернии правительство выслало казаков, и после экзекуции двести человек были посажены в тюрьму. Семьи зачинщиков, числом до четырёхсот, разосланы по деревням Тифлисской губернии, по две-три семьи, без земли и с запретом общения между собою. В защиту духоборов выступил Лев Николаевич Толстой. Он и его последователи организовали одну из первых массовых кампаний в отечественной и международной прессе, сравнивая гонения на духоборов в России с гонениями на первых христиан. Толстой дополнил воззвание своим послесловием и передал в помощь голодающим тысячу рублей, а также обещал впредь отдавать голодающим крестьянам все гонорары, которые получал в театрах за исполнение его пьес.
Если я не ошибаюсь на пожертвованные Львом Толстым деньги в гореловке построил сиротский дом. Нынче молельный дом в котором по традиции проводятся все встречи духоборов, и радостные и грустные. Сейчас, как выразилась Ирина, детей-сирот нет, все дети-общие. В общине имеются общие деньги, котрые собираются за счет пожертвований и есть человек, который ответственен за "казну". он может выделять из общего бюджета любую сумму на любые нужды по своему усмотрению. Никто никого не проверяет, все основано на доверии. Если у кого-то возникают финансовые затруднения, деньги жертвуют оттуда же. Каждый год руками духоборов проводится косметический ремонт молебного дома, все духоборы в этом участвуют как могут.
Так выглядит молельный дом изнутри. Слева на скамейках сидят мужчины справа женщины. Точно также они входят в комнату, мужчины через левую дверь, женщины через правую. Если вы взгляните на окна, то увидите, что толщина стен в доме больше метра. Несмотря на то, что Грузия южная страна, в Гореловке, на высоте более 2000м над уровнем моря, зимы суровые, а лета прохладные: нам вечерами приходилось одевать толстовки.
При помощи Льва Толстого в 1898—1899 годах примерно 8.000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение». Власти выделили им большое кол-во земли и разрешили жить по своим обычаям, но после того, как их попросили принести клятву в верности правительству и те отказались, у духоборов отобрали земли и в 1908-1911 гг 6000 духоборов уехали в Британскую Колумбию, где основали Общину всемирного братства. сегодня в Канаде проживает более 30 тыс. духоборов, из них 5тыс сохранили веру, более половины знют русский язык.
Сегодня в Гореловке и соседних деревнях живут всего около 170 духоборов, за последние пару лет уехало больше 300 человек воспользовавшись программой переселения соотечественников. А еще недавно 1990 году община насчитывала более 1200 человека. Многие из тех кто еще не уехал, собираются это сделать в ближайщее время. Их дома покупают Армяни и Аджарцы. Последние переселятся в самтрехт-джавахетию тоже по государственной программе. Семья Ирины и Василия тоже собираются в ближайшее время в Россию, говорят, что Горелоква рушится на глазах.
В Гореловку до сих пор приезжают духоборы со всего мира и местные их принимают ка родных. У духоборов принято, что в любой стране, если к тебе приедут единомышленники, ты должен принять их как братьев и сестер. Нас тоже приняли очень хорошо. Жаль было уезжать...Возможно, когда-нибудь мы вернемся в эту гостеприимную деревню.