Друзья мои, а вы любите разгадывать загадки? Дело в том, что в селе Головчино в Белгородской области есть одно сооружение. Сооружение трехэтажное, цилиндрической формы, а точнее, состоит из вставленных друг в друга двух цилиндров. Диаметр внешнего — около 30 метров, внутреннего — десять. Внутренний возвышается над внешним и накрыт сверху зеленым куполом с маленькой главкой. Построили сооружение в 1790 году. А, вот, для чего — история умалчивает, и над этим до сих пор ломают головы ученые многих наук. Ими проведено множество исследований, изданы десятки работ. Но увы! И здание, в котором теперь разместились музей старинного быта, зал для театрализованных представлений, картинная галерея и кафе, и которое считается памятником архитектуры, так и называется "Круглое здание". Ни больше, ни меньше!
В общем, путешествуя по Белгороду и по Белгородской области, мы с Антоном решили приобщиться к разгадыванию этой тайны, а потому из Грайворона не поехали, как планировали, сразу в Томаровку, а остановились на пару часов в Головчино.
1.
Круглое здание стояло в самом центре села. Свежевыкрашенное в желтый цвет, с ухоженными газонами вокруг, за черным металлическим забором с ажурными кованными воротами и с надписью на камне сразу за ними: "Памятник архитектуры 18 века Круглое Здание построено в 1790 году в имении помещиков Хорватов — потомков генерал-поручика Ивана Хорвата. Оригинальное решение объемно-планировочной композиции здания "цилиндр в цилиндре" делает этот памятник уникальным не только для Белгородчины, России, но и всего мира. Первоначальное назначение здания не установлено, существует несколько версий его предназначения. В 20 веке использовалось под складские помещения. Второе рождение памятника произошло в 1999 году, когда был создан попечительский совет для проведения работ по реставрации, которые были завершены в 2006 году". Вот и вся официальная информация.
2.
О селе Головчино известно, что оно было основано одним из сподвижников Петра Первого — Гаврилой Головкиным. Потом Гаврила попал в опалу и село отписали государству. А затем императрица Елизавета Петровна пожаловала генералу-поручику Хорвату — сербу по происхождению, принявшему подданство России. Он сам, а после его дети, внуки и правнуки плотно занимались строительством на подаренных им землях. Они возвели здесь прекрасный дворец, разбили вокруг него парк.
Сейчас в Головчино процветает "Парк XIX века". Но тот ли это парк, я затрудняюсь ответить.
3.
По слухам, из дворца даже проложили подземный ход к Круглому Зданию. Правда, когда современные ученые пытались разгадать разгадку Круглого здания, они заодно провели геофизические исследования в том месте, где якобы был этот ход. Но, увы, никаких изменений в плотности грунта они так и не обнаружили.
Я вычитала целых восемь гипотез того, для чего же было построено загадочное здание.
Гипотеза первая. Для обороны. Мол, внешний вид здания указывает на то, что оно весьма похоже на башню. Но в таком случае, не совсем понятно, от кого в конце 18 века здесь планировалось обороняться? Да и форма "цилиндр в цилиндре" тоже несколько смущает. Башни так не строили.
Гипотеза вторая. Здание использовалось в качестве склада продукции сахарного завода. В принципе, чисто теоретически такое быть действительно могло. Тем более, что уже веком позже здесь действительно организовали склад, да и к тому же сахарный завод у Хорватов имелся. Другой вопрос, зачем же складу такая форма? Для красоты? Как-то натянуто.
Гипотеза третья. В здании размещался домашний театр. Честно говоря, эта версия мне ближе всех остальных. Хорваты в то время слыли заядлыми театралами, а в Круглом здании просто великолепная акустика. Да и домашний театр у них был, мало того, он считался лучшим в губернии и на одном из его представлений побывал даже сам Щепкин. Но, с другой стороны, если бы театр находился именно в этом здании, то наверняка молва бы об этом шла. Ведь спектакли здесь смотрели не только хозяева, но и их гости. И в каких-нибудь документах сий факт был бы отражен. Но такого нет.
Гипотеза четвертая. Простая прихоть Хорватов. Взяли и построили. :)) Ну, да, может быть.
Гипотеза пятая. Конюшня или конный манеж. Согласна, форма подходит. А три этажа-то зачем?
Гипотеза шестая. Часовня. Такая же вероятность, как у четвертой гипотезы, на мой взгляд.
Гипотеза седьмая. Усыпальница. Опять же не понятно, зачем три этажа, да и кого в ней хоронить, если все Хорваты в итоге оказались на кладбище.
Гипотеза восьмая. Здание строилось для тайной масонской ложи. Кстати, именно этой версии придерживается ряд ученых. Мол, информация до наших дней, по их мнению, не дошла как раз потому, что в начале 20 века тема масонства считалась, если можно так выразиться, вредной, антигосударственной и почти запретной. Правда, неувязки и в этой гипотезе тоже есть. Масоны, согласно каким-то своим хитрым аргументам, строили здания именно прямоугольной формы, четко соблюдая соотношения сторон. И в мире нет ни одного "их" здания хотя бы отдаленно напоминавшее то, которое стоит в Головчине. На Круглом здании в Головчине, в свою очередь, не найдено ни одного масонского символа, коими они обычно любили украшать фасады. Да и в государственном архиве в списках масонов Курской губернии (село в ту пору относилось именно к ней) Хорватов нет.
В общем, что ту скажешь? Загадочно! Кстати, друзья мои, какие ваши мысли насчет применения сооружения? :)
Мы же, конечно, постарались осмотреть его во всех подробностях. Не попали только в кафе в подвале, ибо, туда, как выяснилось, пускают только по предварительной записи.
4.
На цокольном этаже обнаружилось нечто вроде места для фотографирования. Стены были расписаны пейзажами с видами поместья: разные аллеи, дорожки, пруды, по которым плавали лебеди, гуляющая под зонтиком среди всей этой красоты барышня. А рядом уже настоящие парапеты и колонны. В общем, как мне показалось, сюда должны любить приезжать свадьбы для фотосессий женихов и невест в интерьере.
5.
На первом этаже мы осмотрели выставку белгородских костюмов. Костюмы все были, как с иголочки: наряды селянок, горожанок, богатых девушек и молодых парней. Подкачали только женские манекены — у многих из них прически были в точности такие, какие носят нынче, а то и вообще стрижки. В общем, с 18-19 веками совсем не сопоставимо.
6.
Богатая барышня.
7.
8.
9.
Свадебный костюм.
10.
Горожанка.
11.
Выходной костюм горожанки из сельской местности.
12.
На втором этаже были картины местных художников.
13.
Признаюсь, что к живописи я отношусь спокойно, а потому с интересом осмотрела только портрет хозяина усадьбы Ивана Хорвата — того самого первого, генерала-поручика, которому императрица Елизавета как раз и подарила поместье, а также герб их рода.
14.
15.
А на третьем этаже мы загадывали желания. Там располагалось как бы продолжение выставки костюмов, но из экспонатов были только наряженные мальчик и девочка. И вот, как нам рассказала смотрительница Круглого здания, если встать между ними и загадать желание, то оно должно сбыться. В доказательство она привела пример подружек своей дочки. По ее словам, сий эффект они заметили первыми. И теперь, если вдруг что-то нужно в жизни, прибегают сюда, поднимаются на третий этаж, встают между мальчиком и девочкой, загадывают и через какое-то время получают. Ну, мы тоже загадали. На всякий пожарный! Мало ли! :))
16.
17.
Ну, и еще немного интерьеров Круглого здания.
Люстра под куполом.
18.
Третий этаж у самого купола.
19.
Лестница вниз.
20.
21.
Потолки и структура "цилиндр в цилиндре".
22.
23.
И что же это было?