• Флаг Турбины на фоне наскальных изображений времен мезолита
  • Древний музыкальный инструмент — гавалдаш
  • Внутри дольмена Пир-Гара
...
0
Древний музыкальный инструмент — гавалдаш Гобустан, Азербайджан
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Древний музыкальный инструмент — гавалдаш

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Гобустан

    Гобустан

    LAT
  • 40.05869N, 49.39844E
  • Я здесь был
    Было: 28
    Хочу посетить
    441

    33 материалa по 3 объектам,  594 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
     
    1
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Как рисовали мезолитяне?

     
    24 января 2011 года|| 9| 33501

    Эта заметка является частью дневника «Азербайджан: Страна Огней»

    На следующий день после осмотра Баку мы решили съездить в Гобустан. Гобустан - это поселок, расположенный в 75 километрах к югу от столицы Азербайджана. Но интересен не он сам, а его окрестности - историко-художественный заповедник, где было обнаружено крупнейшее в СНГ скопление наскальных изображений, начиная со времен мезолита, мусульманская святыня дольмен Пир-Гара-Атлы и грязевые вулканы.

    До пригорода Гобустана, где находилась развилка к заповеднику, мы добрались на маршрутке. А там, кроме указателя, располагалось небольшое придорожное кафе и стоянка такси. Дальше нам предстояло добираться именно им, так как никакой рейсовый транспорт ни к заповеднику, ни к дольмену, ни к грязевым вулканам не ходил, а пешком было далеко. С таксистом по имени Тарлан - жителем поселка мы договорились, что за 30 манат он свозит нас во все три места. Дороговато, конечно, но на меньшее он был абсолютно не согласен, ссылаясь на то, что к вулканам и к дольмену ведут только грунтовки и ехать по ним, не ближний свет. Кстати, так оно и оказалось, дорога была действительно непростой, и такая цена, как мы убедились, могла быть вполне оправдана.

    Ладно. Мы загрузились в его видавшую виды "шестерку" (правда, о ней он отзывался, как об очень стойком автомобиле, служившим ему верой и правдой аж с 1988 года) и отправились в путь.

    Заповедник "Гобустан" - место известное. Его, как памятник всемирного наследия, внесло в свой список ЮНЕСКО. Дорога туда вела мимо скал и обвалившихся известняковых глыб и вскоре вышла к горам Беюкдаш, Кичикдаш и Джингирдаг.

    Мы оставили машину на небольшой стоянке с забором, украшенным символом ЮНЕСКО, и зашли внутрь. Влево от основной дороги уходила тропа, огороженная желтыми столбиками - именно по ней пролегал пешеходный маршрут по заповеднику.

    Тропа проходила мимо около десятка мест с наиболее четкими наскальными изображениями. К сожалению, время, дожди, солнце и ветер постепенно стирают эти рисунки, а люди еще не придумали способа их сохранить. Так что, возможно, через несколько сотен лет их уже и не будет в Гобустане.

    Но мы сначала зашли в небольшой музейчик, где, кстати, продавались и билеты на посещение заповедника. Как оказалось, по музею ходило еще три русскоязычных туриста, мы решили с ними скооперироваться и купили экскурсию с гидом, которая провела ее нам не только по заповеднику, но и в музее рассказала много всего интересного. Билеты, фотосъемка и экскурсия на двоих обошлись нам в 11 манат.

    Петроглифы, то есть рисунки, выполненные камнями, археологи нашли в Гобустане в 1939 году. Всего их тут более шести тысяч. Кроме рисунков, они обнаружили стоянки древних людей, очаги, на которых они готовили пищу, накопители для питьевой воды - этакие дыры в скалах глубиной до 40 сантиметров (мы их потом увидели).

    Пещеры, в которых жили, отпечатки ног в этих пещерах и даже несколько их скелетов. Самые древние рисунки были сделаны примерно 34 тысячи лет назад, большинство же, начиная с мезолита, то есть со среднекаменной эпохи. В то время на территории теперешнего Гобустана росли мощные леса, богатые разной живностью, климат был саванным, а Каспийское море находилось у самых теперешних гор, то есть, другими словами, люди жили на его берегу.

    Их основными занятиями были охота (чуть позже появились скотоводство и земледелие), а также морской промысел рыбы.

    В музее показано несколько реконструкций, где можно увидеть, как жили и охотились древние люди.

    А охотились они, например, очень интересно. Для зверей они делали нечто вроде ловушек - с факелами, с шумом и криком они гнали стадо по узким тропам к отвесным утесам так, что потом животным некуда было дальше бежать и они прыгали со скал вниз, где доставались охотникам.

    Осмотрев музей, мы, наконец-то, отправились осматривать скальные рисунки вживую. Но первым на нашем пути оказались вовсе не они, а камень гавалдаш, который гобустанцы каменного века использовали в качестве музыкального инструмента. Внутри этот камень местами полый, местами сложен включениями ракушек, и если постучать по нему другим камешком, то в разных частях он будет издавать разные звуки, которые отдаленно напоминают те, что получаются при стуке по металлической трубе.

    Таких камней у древних было не один и не два. И их очень часто использовали еще и как обрядные. Вокруг гавалдаша было принято исполнять танцы перед охотой, такой танец назывался "яллы". Судя по всему, движения напоминали хороводно-скаковые. По крайней мере, на одном из петроглифов, где как раз изображен яллы, они выглядят именно так.

    Обычно древние люди рисовали свои рисунки на стенах пещер, в которых жили. Конечно, сейчас из-за разных геологических процессов, произошедших в течение тысячелетий, от пещер практически ничего не осталось, и камни с петроглифами можно видеть на открытых поверхностях.

    А изображали первобытные художники в основном себя, своих жен и животных, на которых охотились и коих встречали в лесах, например, быков, коз, птиц и так далее.

    По изображениям, кстати, можно кое-что понять об образе жизни гобустанцев. Например, очень часто они изображали охоту с копьем, с луком и стрелами.

    Иногда в виде охотниц выступали женщины. Что интересно, женщин было принято рисовать без рук и без головы, но зато с большой грудью, попой, шеей и со скрещенными ногами. Ученые сделали вывод, что всё это связано с намеком на плодородие и плодовитость: ага, большая попа - значит, будет много детей. :))

    Кстати, беременных женщин на скалах тоже рисовали: опять же с длинными шеями, с попой и с грудью, но еще и с большим животом.

    Но все-таки в основном любили изображать животных. Чаще всего это были козы и быки, которые считались в то время чем-то вроде священного животного - на быков охотились, но в то же время они были главными в животном мире, и их часто рисовали очень большими вплоть до реальных размеров.

    Но рисунки людей каменного века, как оказалось, - вовсе не единственные в Гобустане. Его в качестве места для нанесения петроглифов почему-то полюбили художники разных времен, даже нашего. Причем, например, древние совершенно не обращали внимание, на то, что до них эту стену уже изрисовали предки, и наносили свои рисунки поверх старых.

    В Гобустане отметились и римляне, оставившие надпись: "Период правления императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максимус, центурион XII молниеносного легиона", и персы, и арабы, изобразившие двухколесную колесницу, и наши современники, накорябавшие рядом с древней козой цифру 1905.

    Наша экскурсия по Гобустану заняла около часа. Мы поблагодарили экскурсовода, которая действительно очень старалась, загрузились в машину и поехали к дольмену.

    Как выяснилось, Пир-Гара-Атлы - место среди туристов совсем неизвестное. Тарлан долго удивлялся, откуда мы узнали о нем, и поведал, что за всю свою жизнь лишь единственный раз отвозил туда чехов, да и то потому, что они начали сами выспрашивать у него, что еще интересного есть в здешних краях, и он вспомнил о дольмене. Дорога к Пир-Гара снова шла мимо скал, мимо пастбищ, по которым пастухи гоняли овец, мимо заброшенных деревень, где еще полвека назад жили люди, и где в одной из них родился наш Тарлан (он даже показал нам руины своего бывшего дома), но сейчас люди ушли в поселки и города, а деревни полностью опустели. Лишь иногда в них можно встретить один-два еще жилых дома, в которых останавливаются пастухи. Дорога на этот раз это была типичной грунтовкой, и, если бы нам не повезло с погодой, то совершенно не факт, что мы смогли бы проехать по ней.

    Наконец, наша "шестерка" вскарабкалась на небольшую площадку среди скал и остановилась. Перед нами было небольшое здание, - как потом выяснилось, нечто вроде гостевого дома, в котором останавливаются пришедшие сюда паломники. Внутри был комплект ковров, одеял и посуды, достаточный для ночлега пары десятков человек.

    А рядом с домом находился грот с маленькой дверцей, к которой вели несколько ступенек. Мы поднялись по ним, разулись перед входом и вошли внутри.

    Существует поверье, что давным-давно пришел в эти края старец и поселился на горе в расщелине. Через какое-то время он умер, люди соорудили надгробие над его могилой и грот, и вскоре здесь стали твориться разные чудеса и исцеления. Особенно это касалось женщин. Если какая-то из них не могла забеременеть, то, стоило ей прийти в это священное место и помолиться, как через какое-то время у нее появлялся малыш. Постепенно поверье стало ритуалом, и в Пир-Гара потянулись страждущие. Теперь на стенах грота можно увидеть подвески в виде люлек из подручных материалов, которые иногда изображают даже спичечные коробки. Вешают их или подвязывают ленточки на вбитые в стены палочки мечтающие о детях женщины.

    Те же, кто мечтает о выздоровлении, прикладывают к больному месту камень, пьют воду из чаши или съедают кусочек хлеба, которые лежат тут же на надгробии.

    Затем, чтобы их просьба была исполнена, паломники в специальном металлическом ящике оставляют деньги или драгоценности и, пятясь спиной, выходят из святилища. Но на этом, по крайней мере для женщин, ритуал не заканчивается. Говорят, что с левой стороны от входа женщина должна соорудить из камней пирамидку или маленький дольмен, а потом несколько камешков бросить на боковую стену.

    После этого она трижды обходит или проползает вокруг святилища против часовой стрелки.

    Если ее желание исполнится, то люлечка падает на землю. За исполненное желания паломница потом должна принести жертвоприношение около дольмена. Обычно в таких случаях жарят барана, а его мясо раздают тут же всем присутствующим.

    Насколько это правда, мы пока что, на всякий случай, проверять не стали. Но, если вдруг понадобится, значит, будет повод вернуться в Азербайджан. Ну, а пока, если кто-то из вас вдруг соберется в Пир-Гара, то расскажите потом о результате. :))

    Мы же снова загрузились в машину и поехали смотреть грязевые вулканы, но о них я расскажу в следующей серии.

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Гобустан
    сообщить модератору
      Наверх