Я хочу рассказать об очень маленькой. но очень интересной и почти неизвестной церквушке.
У нее очень необычное название — Чикиванк.
Начну непосредственно с путешествия.
Спустились с джермукских гор, поехали в сторону Вайка и довольно скоро свернули налево на указатель Her-Her (Гер-Гер).
Дорога, к сожалению, не очень хорошая, но мы помним, в каких местах находятся армянские церкви и что должны преодолеть на пути к истине… Тем не менее дорога очень живописная: встречаются и сады, и стада, и хачкары.
Сама природа Гер-Гера тоже очень живописна.
С дороги мы видим часовню, к которой стремимся. Она очень маленькая, но поначалу списываешь это на удаленность, на обман зрения. Водитель называет ее Церковью Святого Георгия – я поначалу думаю, что он что-то путает: о каком Георгии может идти речь в Армении, не о Победоносце же.
Но ошибаюсь, потому что Св. Георгий Победоносец, именуемый в Армении Сурб Геворг, почитаем здесь еще со времен Багратуни. Один из самых популярных христианских святых, герой песен и сказов, покровитель христианского воинства, Георгий жил во второй половине III в. Он происходил из знатного каппадокийского рода, рос в христианской семье, затем служил тысяцким в римской армии. В годы правления императора Диоклетиана возобновились гонения на христиан, и Георгий вынужденно оставил военную службу, чтобы стать христианским проповедником.
Когда в 303 г. Диоклетиан опубликовал указ против христиан, Георгий порвал свиток, повешенный на городской площади в Никомедии. Дорожа военным талантом Георгия, Диоклетиан предложил ему отречься, обещал одарить и приблизить к себе. Но святой ответил: «Обещанные тобою почести и награды временны, так же, как и твое царство, но заветы Христовы и царствие Его вечны». Георгия обезглавили после восьмидневных пыток. В течение веков житие св. Георгия претерпело историко-художественную обработку и превратилось в легенду. Согласно ей, молодой воин-христианин Георгий убил копьем дракона, опустошавшего палестинские земли и пожиравшего детей. Когда в жертву дракону была отдана царевна Елизавета, Георгий истребил дракона, после чего царь принял крещение, а сам избавитель стал именоваться Георгием Победоносцем. Храмы в честь Георгия Победоносца стали строиться уже в V-VI вв. Широкое распространение культ святого получил в эпоху крестовых походов. Цари и стратеги средневековой Армении, ровно как и других христианских стран почитали Георгия своим покровителем. Царь Гагик I Багратуни (Х-ХI в.) построил в Оромосе церковь Сурб Геворг, которая по его замыслу должна была служить усыпальницей царской династии, и велел высечь на стене свою молитву, обращенную к святому. И сегодня Церкви Св.Георгия мы находим повсеместно, где живут армяне.
Итак, оставив машину в некоторой близости от Часовни – ехать дальше просто нельзя, даже на внедорожнике – идем пешком. И снова ловлю себя на мысли, что не так далеко идти, а часовня все равно кажется миниатюрной.
Находится она на пике горы, как звезда на елке, простите за прозаичное сравнение. И не сразу понятно, где вход, сбивают с толку разрушенные стены – нужно обойти строение, а это непросто. Большое внимание в подготовке к такому путешествию нужно уделить выбору обуви, потому что маневрировать по выступам не только трудно, но и опасно.
И когда подходишь, наконец, к часовне, то ее объективно малый размер становится не так важным, как вопрос, какими силами и средствами втащили и укрепили на скале такие огромные монолитные камни.
Вокруг часовни вроде бы и развернуться негде, но ту нашли свое место хачкар и надгробия,
на которых свежи следы крови – вероятно, на днях тут производили жертвоприношение, матах, распространенный в армянской церкви.
И судя по количеству перьев, воткнутых между камнями, делают это у Часовни регулярно.
Высокие массивные ступени ведут в Часовню,
внутри огромное количество тоненьких свечей и маленькая картонная иконка.
Снаружи — сохранившиеся надписи на грабаре и барельефы.
Внимания заслуживает также дверь, которой, возможно, несколько веков.
Итак, небольшой экскурс и результаты моих поисков.
Гер-Гер. Огромные территории, объединенные одним названием, а также присутствие нескольких культурных, исторических и религиозных памятников дают повод считать, что на этом месте в древности и средневековье было большое и значимое поселение. Сегодня в этой местности, ровно как и в советское время, имеются охраняемые природные территории, заповедник. Гер-Гер богат на уникальную флору и фауну.
Часовня Святого Георгия (Сурб Геворг) построена в XIII-XIV веках, несколько источников называют точную дату – 1297 год. С XIII века эти земли принадлежали князьям Орбелянам, а именно их вассалам – семье Шахурнеци, о чем — написано (высечено) на стенах Часовни: военачальник Ваграм Шахурнеци назван тут «господином края». Здесь же говорится о младшем сыне его—Амате, который в это время, по-видимому, был младенцем. Надписи эти приписывают некому Отшельнику (Шаш Миакец), но был ли он строителем или только иноком – непонятно. Вероятно, что Часовня была построена на деньги Шахурнеци.
Земля вокруг часовни обладает свойством излечивать кожные заболевания. В том числе экзему. Именно экзему, сухость кожи, местные называют словом «чики», откуда пошло альтернативное название часовни – Чикиванк. Старожилы говорят, что Чикиванком называют Сурб Геворг не более 30 лет. Рецепт же для лечения таков: землю, собранную у часовни, смешивают с водой из родника, расположенного на пути из деревни к Часовне, где-то недалеко от кладбища.
В деревне есть также камни и руины средневековых построек более позднего периода. Войска персидского шаха Аббаса (XVI-XVII вв) завоевывали территорию Гер-Гера, но часть крестьян сохранили свои жизни, скрывшись в 3 км от деревни, в пещере, которая с тех пор называется «Сюргун» («Syurgun», или «Изгнание, ссылка» в переводе с тюркского языка). После присоединения Восточной Армении к России село заселили армяне из персидских провинций Хой и Салмаст. Таким образом, в селе было распространено три диалекта, наиболее распространенный из которых «кела», ветвь араратского диалекта. Далее село попало в жернова советско-турецких и армяно-азербайджанских конфликтов. В дореволюционное время тут жили и турки, и азербайджанцы. В 1940-ых годах почти все они уехали, и к 1990-ым годам село стало мононациональным.
Сегодня Гер-Гер может стать очень привлекательным туристическим объектом, тут есть потенциал для развития агро-, эко- и религиозного туризма.