Каюсь, не люблю мемориальные музеи. Не испытываю трепета, ходя по комнатам за экскурсоводом, который объясняет: вот здесь великий человек ел, здесь работал. Поэтому хотя название Абрамцево на слуху, идея посмотреть не возникала. Пока я не поняла, что Абрамцево - это много больше, чем вот такой музей.
Русский модерн - а возможно и не только модерн - вышел из Абрамцева как русская литература - из Гоголевской Шинели. Здесь перекрещивались жанры, зарождались идеи, направления, картины, мотивы. Но прежде всего Абрамцево - это среда общения незаурядных людей, чьи творческие порывы служили катализаторами друг для друга. А результаты этих порывов - как раз и есть самое интересное, что можно увидеть в Абрамцеве сегодня.
Я не буду перечислять имена и произведения, созданные в Абрамцеве: читайте путеводители. Но не могу не сказать немного об основателя Абрамцевского кружка. Савва Мамонтов был человек страстный и увлекающийся. Учился крайне неровно: где-то блистал, где-то проваливался и его выгоняли. Делу своему был предан страстно и ревностно, главным его делом были железные дороги (его называли великим железнодорожным промышленником). При этом искусство для него значило не меньше, а возможно и больше. Посланный учиться шелковому производству в Италию, он брал уроки вокала в Ла Скале - и успешно, а подружившись с художниками, стал заниматься скульптурой, даже преодолевая сомнения, выставлялся.
И еще был у него дар собирать вокруг себя людей. Но здесь я лучше перейду к цитированию:
Скульптор М.Антокольский:
"Твой дом, как и сердце твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растения к теплу. Не твое богатство манило нас к тебе... а то, что в твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, обогретыми, бодрыми духом. ..В твоем доме и я, наконец, подолгу живал и работал. Когда я был утомлен, с уставшею душою, я находил в твоем доме душевный покой..."
Наверное самое значительное, что можно увидеть сегодня в Абрамцеве - это церковь. Ее история удивительна тем, что это было по сути занятие для компании друзей - людей талантливых, энергичных, увлеченных. В итоге получилось то, что с гордостью названо "первым произведением русского модерна" (1881-1882) и характеризуется как "тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры". Как мне кажется, вот это сочетание полной серьезности идеи постройки (создатели были людьми глубоко религиозными) с дружеской и радостной атмосферой ее создания и определило неповторимый дух этой церкви - очень радостный и чуть-чуть "игрушечный".
Васнецов: "Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно... Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере...
Из письма Е.Г.Мамонтовой: "Какая чудесная выходит наша церковь. Я просто не налюбуюсь на нее... Васнецову церковь не дает даже ночи спать, все рисует разные детали. Как внутри будет хорошо... "
В 70-е годы 19 века был построен чудный теремок под названием "баня", он использовался и как баня, и как гостевое жилье, и еще много как.
Внутри замечательные интерьеры, Врубелевская (по эскизам Врубеля отделанная) печка, рисунки и изделия по эскизам сестры художника Поленова.
Еще один домик примерно того же времени и стиля - мастерская.
Отсюда пошли знаменитые Абрамцевские керамические мастерские и российская керамика. Сейчас здесь экспозиция керамики, в основном Врубеля.
Васнецовская Избушка на курьих ножках вместе с церковью считается первым произведением русского модерна.
Каменные бабы - половецкие, а может и скифские. Кажется, первое тысячелетие нашей эры (6-9 век, но не ручаюсь).
Оказывается такие тысячами разбросаны по степям южной России и Украины и некоторые из них относятся чуть ли не к 4 тысячелетию до нашей эры. Именно от них пошло слово истукан. Возможно имеют некоторое отношение к астрономическим наблюдениям. Две бабы были найдены при строительстве железной дороги на юге Российской империи и привезены Саввой Мамонтовым в Абрамцево.
А мы всё рвемся в Стоунхендж да мечтаем об острове Пасхи... Не зря говорят, что большое видится на расстоянье.
"Врубелевская" (выполненная по эскизам Врубеля) скамья стоит на краю склона с видом на осеннюю благодать.
И наконец пейзаж - неотъемлемая часть этих мест. Его мы знаем по картинам Васнецова, Поленова, Репина, Нестерова. Здесь жил Сергий Радонежский и родились под кистью художника всем известные Три богатыря.
Философ Павел Флоренский сказал так: "Абрамцево... прежде всего есть духовная идея, которая не уничтожаема... Если будет жива идея Абрамцева, не все погибло".
А в мемориальный музей мы так и не попали. Билетов не было...
(больше фотографий - в фотоальбоме по Абрамцеву http://tourbina.ru/authors/Florence/travels/view/86598/photo/40624/)