Неожиданности. Для меня, неожиданность, самая желанная, и как ни парадоксально,
наиболее строго планируемая, часть путешествия.
В обыденной жизни, на вопрос: как дела? мы отвечаем: слава богу, подразумевая,
что все как всегда. Но в путешествии, в дороге, которая не что иное, как квинтэссенция
жизни, мы совсем не хотим как обычно.
Этот, как правило, короткий отрезок бытия, хочется именно прожить, а не отбывать
по уставу. Еще только собрав чемодан, вдруг понимаешь, что вовсе не обязательно,
принимать в расчет бесконечные условности, любой ценой оправдывать ожидания окружающих.
Да пошли вы все в ж..пу. Начальство, налоговая служба, дети и операторы сотовой
связи. Все те, кто только и делают, что стараются побольней обидеть. Еще
ужаснее сделать жизнь, и без того задрипанную (М. АбОблигация).
Хочется пожить на одном дыхании. Ярко и позабыв обо всем. Так, как в тайне
мечталось.Так, как дома не получается. Путешествие (жизнь), хоть частично,
хоть на миг, должно стать синонимом приключения.
И пусть, нам не всегда удается выловить в океане бутылку с мольбой о помощи,
посадить воздушный шар на необитаемый остров, и откопать пиастры старика Флинта.
В конце концов, неожиданные впечатления, это и есть наши клады.
В Гаване, моими кладиками залежами ценных, фонтанирующих эмоций, стали:
переулок Хамель, гаванский лес (парк Альмендарес), и "Фустерлэнд".
Если забить в поисковик: "основные достопримечательности Гаваны", Гугл
выплеснет на вас множество материалов от путешественников и туроператоров.
Теперь, в этом множестве, будет плескаться и мой Гавана. Куба. Достопримечательности. С виду скромная мадам .
К сожалению, список "основных", будет нередко повторяться из заметки в заметку,
порой сохраняя даже порядок слов. Наверно, на то они и основные.
Но все равно, удивительно. Конечно не то, что порой, (кое-где, кое у кого), случаются заимствования, а тем, что делается это без включения мозгов.
Места, о которых я хочу рассказать, в списках маст-ту-си Гаваны, упоминаются редко,
и вскользь. Гораздо чаще, там почему-то, присутствуют местные Аквариум и Зоопарк.
Я, конечно, роман не читал, в зоопарке не был (хотя и проезжал мимо). Но, что
это, должны быть за неизбалованные туристы, у которых найдется время и желание
посещать гаванские зоопарк и аквариум?
Группа мелиораторов из Монголии? В полугодовом турне по Кубе? Впрочем, на вкус и
цвет... Так что, кто хочет, может глазеть на кубинских зверушек, остальные — за мной.
На экскурсию по, может и не основным, но несомненно особенным,
достопримечательностям Гаваны. Маршрут такой: шаманский переулок
Хамель — колдовской лес Альмендарес — Фустерленд (карибский парк Гюэль).
Скорей всего, в этой заметке, из леса, выбраться не успеем. Чтобы не утомлять
автора и читателей, в нем и заночуем, а продолжим, уже во второй части.
Своим внешним видом, переулок Хамель, обязан живущему там по сей день,
художнику Сальвадору Гонсалесу Эскалону. Давным-давно, больше тридцати лет
назад, еще не помышлявший о большом искусстве Свльвадор, сидел и бухал со
своим другом-соседом.
И не то, что-бы, событие это было из ряда вон. Как и любые мужики, во все времена,
и на всех континентах, порой позволяли себе ребята. Обсудить судьбы мира, проблемы насущные.
Но вот, разговор, в тот раз, зашел, не о полированных капотах и выпуклых бамперах,
представительниц американского автопрома и противоположного пола, соответственно.
А о непрезентабельных, даже по сравнению с другими борцами за мир, жилищных
условиях, в которых друзья обитали.
Киса, а вы рисовать, умеете?, спросил безымянный сосед у Эскалона. А то, ответил
будущий маэстро, и немедленно поднялся на помощь другу и борьбу с прозой жизни.
Взяв все имеющиеся краски, он принялся разрисовывать дом приятеля, а увлекшись,
и соседние.
Когда мастер протрезвел, было уже поздно. Жители близлежащих халуп, увидев как
преображается их, вчера еще беспросветный тупичок, выстроились к нему в очередь.
Люди несли все имеющиеся в наличии жидкости. Краски, лаки, чернила, вино, ром,
зеленку... Все, что нельзя было выпить, мазалось и выливалось на стены.
Объемы были такие, что потребовались серьезные емкости, а именно ванны, которые,
потом тоже пошли в дело. Их использовали в качестве скамеек, монументов и скрижалей
для поучительных сентенций.
Порой, умные мысли в ванны не влазили, но Сальвадор все равно ими делился.
Я такой, какой есть, потому что не зажигаю свечу ни богу, ни дьяволу, а принадлежу
времени. Если мой испанский меня не подводит, именно так встречает он гостей Хамеля.
Но дело не ограничивалось лишь забавным умничанием, веселым замазыванием
трещин фасада, игривым облагораживанием территории, и озорной инсталляцией
из инсталляции. За всем этим стояла идея.
А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая
мысль, облечённая в логическую шахматную форму (О.И. Бендер).
Идея Эскалона была в том, чтобы реинтерпретировать, покрытые пылью и
кровью секреты, которые принесли с собой люди, прибывшие с той стороны
океана. Суть культурного наследия древних народов, то, что позднее, стало
известно как афро-кубинская культура. Это, близкий по смыслу, ну как минимум,
недалекий, перевод его интервью.
Сальвадор Гонсалес нигде, никогда не учился ни скульптуре, ни живописи, ни одна
школа не стала бы меня терпеть, не без гордости заявляет гроссмейстер мастер.
Он утверждает, что в его творчестве, пересекаются сюрреализм, кубизм, абстрактивизм
и наивизм. Мне понравилась одна его фраза: Если вы, постояв возле картины ушли, не
бросив second glance, значит косяк. Значит, картина не несла энергии.
По его мнению, многие используют африканскую культуру просто перенося ее на запад
в коммерческой упаковке. Для него же, африканские мотивы — стимулятор творчества.
На самом деле, очень симптоматично, что сподвижник афро-кубинской культуры
обосновался именно в этом переулке. Хамель, один из самых известных центров,
одной из самых неизвестных религий. Сантерии. Здесь живут несколько жрецов —
бабалао и проводятся обряды инициации.
Сантерия религия синкретическая, то есть синтезированная из разнородных вероучений
и культов. В данном случае, из католицизма и верований народов йоруба (Нигерия, Того,
Бенин, Гана).
Во многом сходна с вуду, но распространена лишь на Кубе и среди афро-кубинских
эмигрантов в США. Численность ее последователей неизвестна, так как подавляющее
большинство посещают и африканские ритуалы и католические мессы, и позиционируют
себя как католики, а то и атеисты.
Впрочем, на Кубе религиозность не преследуется. Здесь коммунисты попов не
стреляли, как в некоторых других странах когда-то. Правда, владеть банками и
ездить на Мазератти, как в некоторых других странах сейчас, им тоже не светит.
Слово сантерия, происходит от санто (святой), и поначалу, носило пренебрежительный
оттенок. Так испанцы,кострами и уговорами, насаждавшие католицизм африканским
рабам-йоруба, стали называть новообращенных за... излишнюю святость.
Как знакомо, заставь дурака богу молиться...Но тут дело в другом. Йоруба, даже в
рабстве, не были склонны к увещеваниям, но не отличались и огнеупорностью. Да
и с богами, пусть и чужими, связываться не хотелось.
Вот и шли к католической мессе лоб расшибать молиться. И своих богов, в утиль
не сдашь. Не простят. И приходилось чтить старых и превозносить новых. А на это, в
два раза больше времени нужно. Потому и казались сантеристы, святее папы римского.
Со временем, именно времени, стало и не хватать. Работу ведь не бросишь. Иногда,
хотя бы с утра до полуночи, надо было и в оффисе на плантации появиться.
Вот и синтезировали бывшие йоруба — будущие кубинцы новую религию. Если
упрощенно, боги остались африканские но в обличье Богоматери, Иисуса, апостолов
и католических святых. Чего бы теперь и не походить в церковь.
Боги в сантерии называются ориши. Есть Ориша Всевышний.- Бог-Творец. Но ему
практически не поклоняются. Потому, как он, в принципе непостижим для смертных,
и настолько отдален от бренного мира, что и бояться его нет смысла.
Остальные ориши жизненно необходимы. Они умеют вселяться во что угодно, в том
числе в людей. Это называется инициацией и происходит в закоулках переулка Хамель.
В интернете можно найти свидетельства очевидцев присутствовавших на этих обрядах.
Я отношусь к этим рассказам с пониманием, но скептически. Все таки религии, подобные
сантерии, посторонних не приветствуют.
Хотя думаю, если проявить настойчивость, и зажать в каждой руке по стольничку,
можно найти какого-нибудь разводилу-следопыта , гопника-краеведа. Скорее,
впрочем, он сам вас найдет. И отведет, к своему хорошему знакомому, у которого
есть приятный сосед, а у того замечательный брат.
И в конце концов, где-нибудь в темной, обшарпаной комнатушке, смуглый задумчивый
парень в майке-алкоголичке, лениво помашет над вами свежеобглоданной куриной
косточкой, проникновенно пробормочет по испански что-нибудь мистическое, вроде
эне-бене-раба-квинтер-финтер-жаба, и с неподдельным интересом в глазах, даст
немного заячьего помета, от которого, как известно, те, которые не мрут, те до
старости живут. Ну а после церемонии, разумеется, возьмет еще денег, чтобы обряд запомнился наверняка.
Мой сопровождающий, честно признался, что не знаком ни с одним жрецом. А по улице
они не ходят, даже в переулке Хамель.
Зато, по воскресеньям в полдень, здесь танцуют румбу. К сожалению, на выходных, нас,
в Гаване уже не было. Впрочем, переулок, и в будни, наполнен страстью и зажигательной музыкой.
Которые до краев заливают его, несясь из всех окрестных закутков и забегаловок.
После короткой, но тщательной, их инспекции, сплясала и Наташа. Не дожидаясь
конца недели. Без зрителей. Без партнеров. Без ансамбля. Как говорится, сама...
Я же, составить ей компанию не мог. Занят был. После инспекции забегаловок.
Размышлял о бренности бытия, под более чем философской надписью. Жизнь —
один лишь шаг. Смерть — достижение
А в местных барах, кстати, вам предложат не политическитуристически выдержанные
мохиты-дайкири, а коктейли с черным ромом. Думаю, в целях поддержания атмосферы таинственного треша,
Вернусь к Сантерии. Богов много. Они не то, чтобы жутко кровожадные, но кушать
то, все равно надо. Нужны жертвоприношения. Пусть и не человеческие, сойдет и
курочка и какая-другая птичка. Но возникает, знакомый всем влюбленным вопрос. Где?
А в лесу. В Гаванском. В заколдованном, диком, гаванском лесу. Который и в самом деле,
найти невозможно. Дело в том, что присутствует определенная путаница.
Лес, в котором последователи сантерии проводят обряды жертвоприношений на карте
Гаваны не обозначен. Есть несколько обычных парков, которые, несомненно, стоит
посетить (если, конечно, вы уже по несколько раз, сходили и в аквариум, и в зоопарк).
Один из них, Альмендарес, состоит из двух частей. Первая, беспонтовая, собственно
парк. С дорожками, скамейками, качелями. С толстозадыми мамашами и их шумными
отпрысками. Иногда наоборот. И вторая. Неухоженная, дикая, и почти безлюдная.
Вот здесь и проводятся многие религиозные обряды, в том числе, жертвоприношения.
Я бы, конечно, записал такой обряд, и сам поучаствовал, но у нашего личного водителя,
дяди ДжабраилаАриэля, не было знакомых кунаков. Могу, однако засвидетельствовать, что костей и перьев, на тропинках парка, столько, что естественным отбором их не объяснить.
Продолжение "Необычных достопримечательностей":
Гавана. Необычные достопримечательности Ч2. Лес Альмендарес
Гавана. Необычные достопримечательности. Ч3 Фустерляндия
Еще о Кубе:
Гавана. Куба. О житье-бытье, еде-питье, культур-мультуре Ч1
Гавана. Куба. О житье-бытье, еде-питье, культур-мультуре Ч2
Гавана. Куба. Достопримечательности. С виду скромная мадам