Выезжаем из Делфта. По плану у нас Гаага и Гауда. Но через 5 часов надо сдать машину в Амстердаме. Что-то надо выкинуть. И вот, объехав полстраны, мы игнорируем столицу в пользу Гауды,- города и сыра.
Сыр везде: в небе, на каналах, в витринах. Бутафорские сыры висят на канатах в светлом небе, которое даже в ясную погоду не бывает голубым,
плавают на плотике в канале.
Легкий ветерок и, наконец-то, солнце.
Длинная пешеходная улица Lange Tiendeweg приводит прямо на площадь. С моей точки зрения в Гауде самая красивая площадь, самая красивая палата весов – Вааг и совершенно сногсшибательная ратуша.
Во-первых, Гроте Маркт действительно большая, круглая, красиво вымощенная с розой ветров в центре. Во-вторых, Стат-хаус находится в центре и, если можно так сказать, слишком готический. В путеводителе написано ратуша "построенная в 1447-1450 гг. в стиле пламенеющей готики" Не больше не меньше.
По четвергам на площади базар. Жители окрестных ферм продают все, что производят (в том числе и сыр). Взвесить до сих пор можно в доме весов, признанном самым красивым во всем Бенилюксе. ( Построен в середине 17 века знаменитым архитектором Питером Постом). Но сегодня не базарный день, Вааг отдан туристам (очередной музей сыра). Барельеф на фасаде белеет издалека (еще бы, он совсем новый, а старый внутри палаты).
За весовой палатой Ньюве Маркт. Там стоит памятник фермерше с головкой Гауды в руках и Часовня Святой Агнессы с изображением круга сыра на стене.
Возвращаемся на Большую площадь. На часах 15.23.
Через 7 минут часы придут в движение. И вот колокольный звон и фигурки начинают двигаться.
Из маленького окошка под часами выплывает граф Флорис Пятый (тот самый, убитый вассалами в Мейдерслоте), приветствует горожан (деревянных и настоящих) и возвращается обратно.
Дверцы закрываются, а мы идем в главную достопримечательность Гауды: Собор Святого Яна.
Самый большой в Нидерландах и обладатель 70-и цветных витражей в свинцовом переплете с библейскими и историческими сюжетами, старейшие из которых были изготовлены в середине 16 века. Кроме того, в церкви есть макет, на котором обозначены все витражи,
а описание есть и на русском: кто заказал, и что заплатил. Местные гильдии выбирали соответствующие библейские сюжеты: витраж "Иона в чреве кита" заказали торговцы рыбой, "Валаамову ослицу" выбрали мясники, а Филипп II Испанский - "Тайную вечерю".
Дама на входе с удовольствием практикуется в русском, жалуется, что давно не говорила.
В церкви полутьма, тихо и пусто. Осмотр собора требует времени. Витражей не просто много, они огромные. И что интересно, они состоят не из разноцветных кусочков стекла. Это роспись по стеклу, поэтому картинки получились более живыми. На выходе нам предложили пожертвовать пару евро на сохранение витражей. - Почему именно здесь?- спросила я.
- В этой церкви - половина витражей всей Голландии - ответили нам, кроме того, они самые старые. Во время реформации тамошние протестанты разбили все изображения святых, Девы Марии и Спасителя, до которых смогли добраться. Собор в Гауде избежал этой участи. Потом протестанты начали делать новые витражи (в том числе и в Гауде). Где ещё можно увидеть в одном соборе и протестанские, и католические сюжеты?
Но вот, святой Ян, он же Иоанн Креститель, нас отпускает.
Выходим из Собора в переулок "Позади церкви". А там обнаружилась
городская больница XIV века, а ныне муниципальный музей под названием "Приют Катарины". К сожалению, в понедельник закрытый. Осмотр снаружи показал, что мы много потеряли.
А еще там же, позади церкви обнаружили знаменитый свечной магазин t'Keldertje. С виду просто киоск, сам магазин в подвале. А свечки очень симпатичные. Следующая улица называлась Иерусалимская, и мы поняли: это намек, пора уезжать.