От Еревана до храма Гарни ехать чуть больше получаса. Всего полчаса и ты попадаешь в другой мир, то что ты видишь здесь коренным образом отличается от обычного пейзажа, который предстает перед глазами обычного человека.
Впрочем, давайте по порядку. Здесь как и в Ереване с датами строительства все понятно, строительство крепости и храма завершено на одиннадцатый год правления Трдата 1, т.е. 76 году н.э., о чем свидетельствует запись на греческом языке. Начали строительство крепости еще во втором веке до н.э., но за долго до этого здесь стояла другая крепость разрушенная предположительно в восьмом веке до н.э. Храм языческий и посвящен Богу Солнца. Выбор места понятен. Храм стоит на краю пропасти на треугольном мысу реки Азат и встречает рассвет. Для защиты потребовалась только одна крепостная стена. Со всех остальных сторон храм надежно защищен бездонной пропастью.
От разрушения храм спасло очень удачное расположение. В этом районе не жарко даже летом. Храм всегда продувается прохладным ветерком с высоких гор. При переходе к христианству языческие храмы были уничтожены, но храм Гарни был сохранен как светское здание, что типа беседки при летней резиденции царя.
Дальше можно долго рассказывать, как красив это храм. Зачем? Козе понятно, что очень красив. Давайте лучше расскажу то в чем немного разбираюсь, ну если не прямо по специальности, то так в силу жизненного опыта.
Помните жаркие дискуссии по поводу участия «джинов» в строительстве Мачу Пикчу.
Здесь весь процесс строительства сооружения, с использованием циклопической кладки, просматривается от начала до конца. При этом Гарни на полторы тысячи лет старше, материал, использованный для строительства, тверже чем в Мачу Пикчу, качество обработки значительно выше. Для того чтобы показать точность обработки хрупкого и твердого базальта я засунул травинку в элемент орнамента.
Мастера были уверены в своей способности выполнить эту работу. Орнамент повторяющийся, любая ошибка не исправима. Подгонка камней естественно идеальна в любом другом случае циклопическая кладка рассыпается. При строительстве храма использовать замки на кладке было нельзя. Это нарушило бы рисунок, а вот в крепостной стене пожалуйста, те же элементы крепежа на замках как у заокеанских джинов.
Почему базальт ведь эту свехтвердую породу так трудно обрабатывать. Смотря как обрабатывать. Посмотрите на эти камни – это те же обломки базальта которые использовались при строительстве храма и крепости.
Заметили? У них есть структура. Это макрокристаллы. Каждый отдельный камень имеет ярко выраженный центр. Значит? Значит предварительную обработку можно проводить, сколом а не истиранием. Доводить до идеала нужно не обломок произвольной формы, а полуфабрикат близкий по параметрам к строительному блоку. Где взять такие камни. Взгляните вокруг. Сейчас это называется Симфония из Камня, а раньше была просто каменоломня.
Базальты изливались на поверхность земли как массив, но в процессе остывания формировали макрокристаллы колоссального размера – столбы. Минимальное количество углов – четыре, максимальное двенадцать. Почему кристаллы бывают с разным количеством углов толком никто не знает. Базальтовые столбы, красивейшее явление природы, широко использованное древними для заготовки строительного материала.
Позже, когда люди изобретут сталь и научаться пилить мягкие минералы использование базальта для строительства станет редкостью, но на определенном этапе развития человечества, именно столбы поставляли основное сырье для возведения супер сооружений.
Может и здесь как в Ливане и Перу использовался труд «джинов» и они «летающей пилой» заготавливали блоки, а потом «устройствами для сверления зубов» наносили на них орнамент? Может быть, но здесь была письменность, в описаниях ни одного «джина» не упомянуто. Люди есть, пшеница и вино, которые необходимы для их обеспечения есть, джинов нет.
Кроме храма в Гарни можно посмотреть остаток крепостной стены и бани. Исторически здесь же находился дворец и службы, но они к сожалению не сохранились. Раскопки на данный момент не ведутся. Когда в семидесятые годы прошлого века восстанавливали храм, территорию дворца умышленно не трогали. Боялись воровства. На не многочисленных случайных камнях остатки роскошных фресок.
Если спросить у туристов есть ли у Гарни крепостная стена, то большинство ответить что ее нет. Дело в том что через проломы в стене и ворота виден храм он на столько красив, что люди не могут отвлечься на обычную крепостную стену и просто ее не видят, не смотря на колоссальные размеры. Реально стена очень мощная можно проследить остаток башен, которые по непонятной для меня причине размещены очень плотно. Кладка без раствора. Часть блоков по мнению исследователей использовались еще в старой крепости разрушенной в восьмом веке до н.э.
Рядом находятся бани. Пять помещений для различных типов последовательных омовений. Много очень милых элегантных инженерных решений. Например теплые полы.
В пространство между основным и ложным полом пропускали горячий пар. На части полов сохранилась мозаика из полудрагоценных камней. До нашей эры люди тоже любили комфорт и красоту.
Перечитал заметку и понял что запутался. Важно здесь не то как и кто обрабатывал камень и даже не то что додумались до теплых полов. Над колоссальной пропастью с отвесными базальтовыми стенами стоит Храм он приветствует Солнце. Он очень красив. Умники, вроде меня, нарисовали картинку почему он очень красив.
Хе, Хе, Хе как говорит одна наша знакомая. Они не правильно догадались, просто строить надо так чтобы тот для кого ты это построил принял твой дар. Может Солнце потому и дарит нам тепло и свет так надежно и безукоризненно, что Мастер построил Храм, который ему понравился.
В Гарни мы провели полдня. Как всегда в таких местах я полностью потерял контроль времени. Вдруг оказалось, что уже вечер. Димка дрых на лавке. Ириша сидела рядышком и потихоньку пела:
Ходит по свету легенда о том,
Что где-то средь горных высот,
Стоит, стоит прекраснейший дом,
У которого солнце встает.
Что уж тут потихоньку, совершенно не тот случай, здесь без моей помощи не обойтись:
И если бы я поверить не смог,
Прожил бы всю жизнь без хлопот,
Но я пошел искать этот дом,
У которого солнце встает.
Да, не юная Витни Хьюстон, с голосом каждый дурак умеет, а вы попробуйте на одной струне, как Паганини:) Музыка легла отлично. Она было прямо отсюда – вот он, Дом Восходящего Солнца, который так долго искали в Америке.
Помните? «Приходи сюда и молча помолись ты, даже если не молился ты не разу». У каждого человека, место где он молча молится выглядит по разному. Для меня таких совсем мало: Ниагара, Мачу Пикчу, Деликатная Арка, вот теперь еще Гарни. Пока пожалуй все. (Продолжение следует)