Обычно туристы, посещающие храм Гарни, после него спускаются в одноименное ущелье. Не стали делать исключение и мы. Путь туда лежит через одноименное село, которое, как оказалось, тоже может преподнести свои сюрпризы. Мы на такой наткнулись совершенно случайно, пробираясь по узкой сельской улочке вниз, где нас ждала река Азат и застывшие над ней огромные каменные столбы.
Под сюрпризом я имею ввиду церковь Маштоц Айрапет (Маштоца Патриарха), которая стоит здесь с начала XII в. Изначально церковь Маштоц Айрапет примыкала с севера к более древнему храму Св. Сиона, построенного в 659 г. по распоряжению Католикоса Нерсеса III Строителя.
Однако еще ранее на этом месте существовало языческое капище. Об этом свидетельствует стоящий у церкви камень с изображениями птиц, которому, коре всего, поклонялись на это месте до прихода христиан.
Сам храм Маштоц Айрапет представляет собой компактное, прямоугольное здание, украшенное каменным орнаментом. Изначально храм был посвящен Пресвятой Богородице и называлась Сурб Аствацацин, о чем свидетельствует надпись на одной из стен. Но постепенно его стали именовать в честь похороненного в 897 г. в часовне, недалеко от языческого храма Гарни, католикоса Маштоца Егвандаци. В IX в., когда в Армению вторглись арабские войска, патриарх укрывал в Гарни реликвии, вывезенные им из Эчмиадзина. Сейчас в церкви Маштоц Айрапет хранятся мощи католикоса, а сама церковь официально получила статус святыни Армянской апостольской церкви. В 1980-х гг. церковь была полностью отреставрирована архитектором Самвелом Степаняном и сейчас находится в идеальном состоянии.
Кроме церкви Маштоц Айрапет село Гарни может похвастаться руинами церкви IV в. и храма Манук Тух, а также церкви Св. Сергия и святилища царицы Катранид. Однако самую яркую достопримечательность этому месту подарила природа и называется она Симфония камней.
Чтобы увидеть это природное чудо, нужно проехать через село Гарни и спуститься в ущелье реки Азат.
Это можно сделать или пешком, или на машине с высокой подвеской. На низких автомобилях сюда соваться не стоит. Обычно у храма Гарни можно найти местных, которые за смешные деньги отвезут вас вниз.
Внизу всех въезжающих встречает мост XIII в., по которому до сих пор вполне безопасно можно перейти на другую сторону.
С обеих сторон от моста уже можно видеть ту самую Симфонию, ради которой сюда и едут туристы.
Всё ущелье, глубина которого здесь примерно 70 м., представляет собой огромные базальтовые столбы с шестью, а реже с пятью гранями, которые образовались в результате выброса вулканической лавы.
В одном месте столбы образуют небольшой грот. Снизу их сросшиеся между собой основания напоминают соты или связку кохиноровских карандашей.
Правда, здесь лучше не стоять, потому что из-за эрозии от каменных столбов иногда отваливаются приличные куски и когда это произойдет в следующий раз, никому неведомо.