Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь находится на противоположном от Каширы берегу Оки. Территориально он относится к городу Ступино.
Со стороны поля монастырь смориться как приготовившаяся к обороне крепость.
Тревожное ненастное небо добавляет соответствующих эмоций.
Когда заходишь за монастырские стены, то живо представляется, как здесь укрывались окрестные крестьяне при набегах крымских татар.
Такие места, порушенные и заброшенные при коммунистах, вот это есть застывшая история русского народа.
Существует легенда, что Сергий Радонежский, следовавший из Серпухова в Коломну водрузил здесь крест, и молвил: "Быть тут монастырю". Это было ещё в XIV веке.
Но, скорее всего, история же монастыря начинается в конце XV в.
На белых песках берега реки Оки иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря, игуменом Владимиром, был основан мужской монастырь, получивший название Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
Впервые этот монастырь официально упоминается в письменном источнике в 1498 г. — в грамоте свергнутого казанского «царя» Магмет-Аминя, которому великий Московский князь Иван III, прозванный Великим, дал в удел Каширу. По этой же грамоте монастырю были дарованы лесные и земельные угодья.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был важным военно-оборонительным сооружением на южном рубеже Московской Руси.
Стены монастыря прикрывали переправу через Оку и Каширу от крымских татар.
Он не раз разорялся, но снова отстраивался при поддержке правителей.
Иван III, Василий III, а также Иван Грозный, Борис Годунов и Михаил Федорович давали щедрые пожертвования на строительство монастыря и на создание оборонительных сооружений.
В конце XVII в. меняются границы государства и геополитическая обстановка и монастырь теряет своё былое оборонительное значение.
При Петре I обитель приписали к Троицкому монастырю (позже названному Троице-Сергиевой лаврой).
При Екатерине II монастырь вернули Коломенскому Архиерейскому дому, но он уже был заштатным, лишённым всех своих былых вотчин.
В таком статусе Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь функционировал и развивался до революции.
Монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. В этом же году часть монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.
В 1920-е гг. здание монастыря передали историческому музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном до 1933 г.
В храмах и постройках упраздненного новой властью монастыря разместились светские объекты. В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.
Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».
На поле перед монастырём были построены ДОТы (ДОТ - долговременная огневая точка), которые были частью фортификационных сооружений линии обороны Москвы.
Вообще фашисты были остановлены на ближних подступах к Кашире, им не удалось форсировать Оку, так что эти ДОТы не приняли участия в войне.
Зато сейчас это поле, ДОТы и окопы используются реконструкторами для своих «боёв».
В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.
Только с 1988 года началась реставрация монастыря, а в 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился, только теперь уже это женская, а не мужская обитель.
Немного об архитектуре (см. фото):
Уже к 1578 году в целом складывается каменный архитектурный ансамбль монастыря со стенами и башнями, который дошел до нас в сильно перестроенном в XVII веке виде.
Соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы (или Троицкий собор) был перестроен на основе существовавшего ранее в последней четверти XVII в. (тот храм был заложен в 1564 г.).
Справа видно храм во имя святого Сергия Радонежского (или Сергиевская церковь). Он был построен в 1804 г. на белокаменных подвалах трапезной XVI в. Стиль - классицизм
Очень красивый храм с трех сторон окружен крытой галереей на арках. Справа виден Иоанно-Предтеченский храм (или Ивановская церковь), который был возведен в первой половине XIX в. Стиль - ампир.
Слева видно колокольню воздвигнутую над надвратным храмом во имя святителя Николая Чудотворца, который возвели в 1578 г. (перестроен в XIX в.).
Корпус келий это типичная постройка для первой половины XIX в.
В монастыре хранятся резные белокаменные надгробия XVII в., имеющие значительную историческую ценность.
Стены крепости XVII в. почти полностью были переложены в более позднее время.
Если будете рядом, то рекомендую заехать в этот монастырь.