Гаммельстад

Гаммельстад

LAT
  • 65.64447N, 22.03085E
  • Я здесь был
    Было: 12
    Хочу посетить
    145

    12 материалов по 3 объектам,  148 фотографий

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Были в Гаммельстаде?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    3
    Annataliya
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 14 мая 2009

    Как молились шведы на дачах?

     
    18 апреля 2011 года||1 (1)| 7| 19953

    Эта заметка является частью дневника «Финляндия и Швеция: осень в краю северных сияний»

    На следующее утро после нашего прилета на самый север Швеции — в городок Лулео, мы решили отправиться в его пригород — в местечко Гаммельстад, расположенное от Лулео в десяти километрах. Там находился старинный церковный город, практически нежилой сейчас, а сформировавшийся в 14 веке за счет того, что шведы, приезжавшие молиться в местную церковь из отдаленных хуторов, построили тут временные дома и селились в них, пока шли службы.

    До Гаммельстада из центра Лулео ходил автобус под №9, правда, очень редко — один или два раза в час. На нем мы и решили ехать. А пока шли до остановки, немного осмотрели сам город. Несмотря на то, что Лулео считается одним из самых больших городов Северной Швеции, он вовсе не обладает крупными размерами.

    Это маленький город на Ботническом заливе, как-то связанный с авиацией (здесь есть несколько самолетов-памятников на пьедесталах и музей авиации), который из-за разведанного неподалеку месторождения железной руды и его разработки превратился в грузовой порт и начал быстро развиваться в 1970-х годах, тогда же в Лулео появился и сталолитейный завод. Сейчас в Лулео проживает около 50 тысяч горожан. Впрочем, каких-то промышленных труб, грузовых портовых кранов в городе мы не заметили.

    Вдоль Ботнического залива в Лулео проложена симпатичная набережная с лежачими деревянными креслами, на которых в жаркую солнечную погоду просто прекрасно возлегается под шум волн и легкий прохладный бриз.

    А в самом центре здесь развернулся целый пешеходный квартал с кучей магазинов, кафе и прочих заведений досуга.

    Наш путь в Гаммельстад занял около 20 минут. Мы вышли из автобуса на его окраине, где стояло несколько коттеджей, в которых постоянно кто-то жил. Удивительно, но ни один из них не был огорожен забором — прямо к дверям от тротуара здесь шли пешеходные дорожки, а вещи, которыми хозяева пользовались ежедневно, например, детские велосипеды, автомобили и прочие, хранились тут же около дверей, и никто на них не покушался.

    Сам же Гаммельстд раскинулся перед нами буквально через несколько сотен метров. Сейчас он внесен в список наследия ЮНЕСКО, но в Средневековье он был не единственным церковным городом в Северной Швеции.

    Таких здесь было 71. Правда, до наших дней дошли только 16, да и те находятся в плачевном состоянии и не подлежат восстановлению. Гаммельстад же уникален еще и тем, что за пять веков здесь не случилось ни одного грандиозного пожара, несмотря на то, что все домики тут деревянные и стоят очень плотно друг к другу.

    А первой в этом месте появилась, конечно же, церковь. Сначала она была деревянная, но просуществовала всего около ста лет. В начале 15 века здесь началось строительство новой каменной церкви. Сий факт говорит о том, что уже в ту пору жители Гаммельстада и окрестных хуторов были довольно-таки обеспеченными. Это и не удивительно — они вовсю торговали шкурами и лососем, обитающим в большом количестве в местных реках. Церковь построили быстро и она стоит и по сей день. Ее возвели из больших гранитных валунов красного и серого цвета, отчего выглядит она очень необычно: церковь похожа на огромный дом с крутой крышей, и по такой архитектуре сразу можно сказать, что она очень старая.

    Внутри нее тоже потрясающе. Алтарь сохранился с 1520 года, он был изготовлен в Антверпене, считается одним из самых красивых алтарей Швеции и содержит сцены из жизни Иисусу Христа. Перед алтарем висит огромное деревянное распятие. Сейчас уже никто не помнит, кто его сделал, но известно, что случилось это в период позднего Средневековья. Говорят, что в день летнего солнцестояния распятие освещается лучами заходящего солнца и представляет собой неповторимое зрелище.

    Церковная кафедра выполнена в стиле барокко, богато расписана и позолочена.

    А самыми старыми в церкви считаются алтарные стулья. На них сохранилась старинная резьба, а по потертостям сидений можно сказать, что далеко не один-два священников на них присаживались.

    Когда мы пришли в церковь, то нас встретил там один из ее служителей. Он задал нам пару вопросов: кто мы и откуда, — поинтересовался, что нас привело в Гаммельстад, а услышав, что мы путешествуем и интересуемся этим местом, просто провел для нас по церкви экскурсию. В конце он сел за орган и сыграл несколько мелодий. Вы слышали, как орган звучит вблизи? Это потрясающе! Его звук настолько чист и красив, что иногда даже ловишь себя на мысли, что вовсе не человек создал этот музыкальный инструмент...

    Выйдя из церкви, мы снова пошли гулять по Гаммельстаду. Сейчас тут стоит около 500 домов. Конечно, не все они старинные, все-таки многие не выдержали испытания временем. Самые старые датируются 16-17 веками. Но все они выполнены в одном стиле. Это — маленькие домишки, выкрашенные в ярко-коричневый цвет с белыми дверями и белыми же окошками с широкими, распахнутыми ставнями. Внутри каждого домика, как правило, находится единственная комната, совмещенная с кухней. По высоте эти дома не превышают двух с половиной метров, высокий человек едва сможет пройти в проем их дверей, не нагнувшись, но так было принято издревле, эти домики передаются из поколения в поколение, принадлежат частным лицам, а люди не хотят и не могут ничего в них менять, ибо они теперь — объекты культурного наследия.

    В 17 веке было принято решение развивать Гаммельстад не только, как церковный город, а как обычный населенный пункт на берегу моря. Но за столетие море отступило, и люди, жившие в Гаммельстаде постоянно, переселились, основав город Лулео. В Гаммельстад же стали приезжать по-прежнему те, кто жил на хуторах: домишки, как я уже рассказывала, как и раньше, использовались в основном по воскресеньям и большим церковным праздникам, а также в период ярмарок. Здесь, в первую очередь, останавливались ночевать прихожане, не имевшие возможности возвратиться домой в тот же день из-за огромных расстояний, которые предстояло преодолеть.

    Но все-таки некоторые оставались жить в Гаммельстаде и постоянно. Жизнь здесь в корне отличалась от той, что приходилось вести на хуторе. В городе появлялось больше свободного времени, работа не требовала такого физического труда, как в деревне. Интенсивно сеять и собирать урожай, заниматься скотоводством здесь было не нужно. Но так терялся истинный смысл церковного города. И в 18 веке власти приняли решение запретить жить в Гаммельстаде постоянно. Сюда, как и в давние времена, можно было приезжать только на службы и ярмарки.

    С одной стороны, это, конечно, был странный запрет, но с другой, Гаммельстад таким образом был спасен от многих пожаров. Ведь пожары, как правило, и раньше возникали в основном там, где жил человек.

    Что удивительно, этот запрет действует в Гаммельстаде до сих пор. Шведы имеют право пользоваться домиками только в выходные дни и летом, когда приезжают сюда, как на дачи. А еще во время свадебных торжеств — венчаться в здешней церкви стало для многих хорошей традицией.

    Сентябрь же — уже не сезон для этих мест. "Дачников" нет, туристов тоже, улицы поразительно безлюдны. В Гаммельстаде не работает ни одно кафе (по крайней мере, мы не нашли ни одного), а церковь открывается лишь на несколько часов в день. В выходные все слегка оживает, в 11 и в 20 часов идут службы, которые собирают немало народа. Мы же ходили по абсолютно пустым улицам, словно попали в город, только что неожиданно покинутый всеми его жителями.

    И поражались открытым ставням на окнах домов.

    Да-да, уезжая с "дач", шведы не закрывают все окна на несколько замков и даже не занавешивают их. Они оставляют их открытыми, не боясь, что кто-то разобьет стекла и проникнет в жилище. В эти окна можно без проблем заглянуть и рассмотреть "дачную" обстановку в домиках. Практически на всех подоконниках стоят в горшках искусственные цветы и маленькие шведские флаги, часто хозяева выставляют сюда растянутые на квадратных пяльцах кружева и разные фигурки.

    Внутри имеется плита или микроволновка, стол, застеленный бело-голубой скатертью, диван или двухуровневая кровать, шкафчик с посудой, полотенце на стене, иногда побеленная, оставшаяся от дедушек, печка. Вот, в принципе, и все.

    Нагулявшись по Гаммельстаду и так и не обнаружив хоть какого-нибудь работающего кафе, мы напоследок решили заглянуть в здешний музей под открытым небом, где можно было познакомиться с деревенскими постройками Северной Швеции и узнать подробности о хуторской жизни и быте. Но и в музее был не сезон. Не сказать, что он был закрыт — пройти и осмотреть постройки у нас получилось, но вот попасть внутрь них не удалось, как и в Скансене. Правда, денег с нас тут не взяли вообще.

    В принципе, большинство построек либо повторяют Гаммельстадовские, только превышают их по размерам, либо, вообще, похожи на наши карельские и поморские. Например, точно такие же амбары, как здесь, я видела в музее в Малых Корелах под Архангельском, только у нас они не были покрашены в такой красивый красно-коричневый цвет.

    Оригинальными же нам показались три постройки: конюшня, коровник и туалет. Конюшен в музее было даже две, и обе они были построены по одному и тому же принципу. Здание как бы делилось на две части, а по центру располагался сквозной проем в виде квадратной арки.

    Зачем он был, мы особо не поняли, но известно, что здешние жители к лошадям относились очень трепетно. В редких и очень бедных хозяйствах лошади находились в одном помещении с коровами. Но если семейство было хотя бы среднего достатка, для лошадей всегда старались строить отдельные конюшни.

    К коровам относились проще, но зато коровники часто строили каменно-деревянными. То есть, одна часть коровника была сооружена из бревен, а вторая — из гранита. В каменном крыле коровы жили зимой, на лето же их выгоняли на постоянные пастбища, где они и ночевали. Впрочем, если лето выдавалось прохладным, то на ночевки коров загоняли в деревянную часть коровника. Каменную же весной хозяева полностью вычищали и... переселялись в нее сами. Там и жили. Сейчас это, конечно, кажется странным, но шведов 15-18 веков такой расклад вполне устраивал.

    И, наконец, туалет. В музее он представлен сооружением 1866 года. Это — небольшой деревянный домик, мало чем отличающийся от современного деревенского сортира. Правда, мест, над которыми надо было непосредственно приседать, в туалете было организовано почему-то сразу три. То есть, получается, что в него люди могли ходить одновременно по трое. При этом друг от друга эти места ничем не отгораживались, а каждый туалет предназначался для одного семейства. Для чего так было сделано, честно говоря, не понятно. Правда, у меня появилась версия. В холодные зимние лапландские вечера, чтобы каждый раз не выпускать из дома тепло, люди бегали "по делам", так сказать, по трое. Сбегали и быстренько назад в дом греться. :))

    На осмотре туалета мы, в общем-то, завершили осмотр всего Гаммальстада. Мы благополучно вернулись в Лулео, а вечером отправились дальше на север — в Элливаре, к саамам, покорять Лапландию.

    В Лулео мы жили в отеле "Amber", ужинали в очень вкусном ресторане "Corsica".

    Фотоальбомы можно посмотреть здесь:
    Как молились шведы? - часть 1. Город у моря
    Как молились шведы? - часть 2. Церковный город из "дач"
    Как молились шведы? - часть 3. Архитектура Северной Швеции

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    3 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Гаммельстад
    сообщить модератору
    • PitMos
      помощь
      PitMos
      в друзья
      в контакты
      С нами с 10 авг 2012
      1 окт 2014, 15:02
      удалить
      Интересно! Спасибо.
      У меня вопрос: если в каменной части коровы жили зимой, то туда переселялись на лето люди, а где люди зимой жили? В деревянной части коровника?
    Наверх