1 материал по 1 объекту, 45 фотографий
- GPS
- Россия, Галиат, Ирафский р-н., Дигория, ВСО-А
Галиат — не руина! Он живой!
История горного селения Галиат мало изучена. Считается, что люди поселились здесь много веков, а то и тысячелетий назад. По могильникам археологи установили, что в V веке население Галиата было аланским, но каким было само селение, покрыто тайной.
В позднее Средневековье это было довольно крупное для горной местности поселение, почти город, в 330 дворов. Есть даже глупая версия, что через Уаллагкомское ущелье, где расположено село, пролегала одна из ветвей знаменитого Шёлкового пути.
Да, именно сюда, в горную Дигорию, тащились вьючные караваны по узкой тропе-полочке, где и ослик еле проходит над пропастью... и дорога кончается в Галиате. Смешно, потому, что есть для этого более удобные ущелья и перевалы. Дорогу в Грузию, Закавказье и Иран древние аланы точно знали и пользовались ею, если конечно не было враждебных отношений с соседями.
Галиат расположен в небольшой котловине, которая со всех сторон окружена пологими холмами, защищающими его со всех сторон. Село будто спрятано в "гнезде" среди высоких снежных гор.
Храбрые аланы сражаясь с врагами должны были быть уверены в безопасности своего аула и своих семей. Так было умно придумано, что с дороги проходящей по дну ущелья, совершенно не видно, что там наверху — гора и гора.
Галиат начал формироваться в стратегическом месте котловины — на выступе, с трёх сторон окружённом изгибом реки Комидон. Здесь соорудили крепость — галуан, она перекрывала вход в долину реки. Сейчас, остатки крепости с каменной стеной, двумя полуразрушенными башнями и постройками принадлежат семье Загаловых по-наследству, от владельцев галуана в XIX веке рода Битуевых. Хозяева этой крепости-галуана переехали в Урсдон.
..
При въезде в селение расположена башня Езеевых в хорошем состоянии, арочный вход в неё на высоте около трёх метров, высота башни более 21 метра. Под козырьком выложены машикули, на каждой стене по одному – горизонтальный ряд декоративных углублений и крест.
.
Закреплена за фамилией Езеевых, так как они были последними её хозяевами, но сама башня гораздо древнее. Она также является элементом оборонительного комплекса Битуевых.
Недалеко от башни Езеевых находится полуразрушенное строение из больших каменных плит – это дом врачевателей отца и сына Езеевых, считавшихся, в своё время, лучшими лекарями ущелья.
Затем возникли ещё три сторожевые башни по краям села и укреплённые усадьбы-ганахи, в несколько этажей боевые башни обнесённые вокруг каменной стеной. Сквозь село можно было пройти через очень узкую улицу-проход, а по бокам вдоль неё нависали стены и башни.
.
Галиат — настоящий средневековый архитектурный комплекс. Дома здесь строились ярусами на склонах холмов. Центральная улица проходила вдоль реки и лучами расходилась по сторонам.
Здесь самые высокие в Осетии родовые башни, не менее четырёх ярусов — это значит, что Галиат не только слыл богатым городом, а был им на самом деле. Каждый угловой камень стоил барана, а башню надо было возвести менее чем за год, за срок женской беременности, и если роду это не удавалось по какой-либо причине — башню разбирали и на семейство падала тень позора.
В Галиате сохранилось много старых построек. На центральной улице стоит 4-х этажное здание — это ганах Балаовых. Для горной местности он имеет гигантские размеры и считается одним из самых больших жилых домов горной Осетии. Возможно, дом был заложен в XIV-XV веках и затем неоднократно перестаивался.
Представители фамилии Балаовых жили в доме вплоть до 70-х годов XX века. Когда дом опустел, крыша и этажные перекрытия вскоре обвалились.
Если его обойти, то склон горы срезает два этажа. Стены дома сложены из отёсанного камня и прорезаны четырехугольными входными и оконными проёмами. Стены крепкие и стоять будут долго, что не скажешь о дереве. Известное дело, дрова людям нужны, впрочем, как камень для новых стен.
Далее застройка идёт террасная — крыша предыдущего дома служила полом для следующего и так до самого верха холма. От этих террас остались пунктиры фундаментов, но даже летом они всё ещё различимы в высокой траве.
Как и в других горных сёлах, местные жители используют старые стены заброшенных домов и строят на их основе новые дома или разбирают на камень.
..
У каждой фамилии имелась своя башня. Как правило, это было многоэтажное строение, на первом этаже которого располагались помещения для скота и хранения зерна, на втором — жилая зона. Верхние этажи, обычно с узкими бойницами, использовались для обороны. В неспокойные времена непрошенных гостей в горах было предостаточно.
Башня Кодоевых стоит на окраине села Галиат. Остаточная высота её 14 метров. Сложена башня из грубо обработанных камней на известковом растворе. Вход в метре от пола, стены прорезаны бойницами. Вокруг остатки жилых и хозяйственных построек.
Башня и окрестности принадлежали древней фамилии Цараевых, которые погибли во время эпидемии холеры в XVIII веке и племянники Цараевых — Кодоевы переехали из Верхнего Мизура и поселились на их земле.
Башня Гадзаовых расположена наверху холма.
Сложена из грубо колотых камней на известковом растворе, высота более 10 метров.
Находится в аварийном состоянии от огромной трещины в стене.
От башни на склоне расположились многочисленные жилые и хозяйственные постройки селения – яркий образец горного ярусного строительства, когда крыша служила двором другого дома.
Семьи тогда были большие по 20−30 человек. Каждый ганах принадлежал отдельной фамилии. Типовая жилая башня состояла из трех или четырех этажей. Первый этаж предназначался для скота, второй и третий отводились под жилой отсек, четвертый этаж представлял собой оборонительный отсек. В неспокойные времена члены семьи поочередно несли здесь вахту и контролировали из бойниц все подступы к башне.
Про эту легендарную дверь в крепость Галиата, позже — галуан Битуевых, нам рассказали, что на ней остались следы от стрел и копий врагов!
Её бережно хранят и камень лежит не зря, за него нельзя заходить, а можно фотографироваться с раритетом.
Высокогорный Галиат сохранил средневековые развалины древнего святилища. В окрестностях села на горе стоит несколько культовых сооружений. Самое крупное из них — древнее святилище «Авд дзуары», что в переводе означает — «Семь святых». Святилище датируют VI веком. Исследователи считают, что это документирует дохристианские верования алан — семибожие.
Главные небожители осетинской религии:
Покровитель мужчин — Уастырджи, громовержец — Уацилла, владыка лесов — Афсати, повелитель воды — Донбеттыр, хозяин домашнего скота — Фалвара, господин волков — Тутыр и властелин болезней — Аларды. В их честь осетины возвели святое место "Авд Дзуары".
Фото из инета. Мы к нему не ходили, осетины не любят показывать свои святилища, тем более женщинам. Цейское святилище Реком – древний осетинский оберег
По преданию, когда-то некая семья, спасаясь от кровной мести, перебралась через семь горных вершин. И возвела святое место в благодарность за свое спасение.
Раз в год, в последнюю субботу июля, сюда приезжают выходцы из Галиата с детьми и внуками и устраивают большой праздник. Накрывают столы, молятся, просят у покровителей этих мест мира, избавления от болезней и стихийных бедствий.
Склеповый могильник селения Галиат расположен на левом берегу Комидона на склоне холма.
В нём около двадцати усыпальниц, в основном это фамильные склепы XIV-XVIII веков, а также захоронения V-VI веков.
При Российской империи село ещё хранило остатки былого величия. Люди там ещё жили, но все боевые укрепления были разрушены, а затем и жители стали покидать Галиат ради удобного жилья на равнинных землях.
.
Галиат долгие годы был в запустении, мрачные руины заброшенных домов и хозяйственных построек одиноко темнели на фоне величественных гор и зелёных холмов. Сегодня сюда вновь возвращается жизнь.
Правильнее сказать, что Галиат — живой! Мы лично купили там у местной бабульки вкуснейший сыр, а белый хлеб она нам подарила. Ей за семьдесят лет, а она управляется с коровами и сама варит сыр и печёт хлеб!
.
С подпорной крепостной стены галуана Битуевых, мы видели ещё одного молодого мужчину, который шёл к своему дому вдоль речки, а потом свернул за угол дома. Это один из сыновей семейной пары Загаловых, которая здесь живет давно и не собирается покидать родного дома. Здесь могилы их предков.
.
По их примеру многие пожилые люди стали возвращаться: их уже не связывает работа, все дети выросли и живут самостоятельной жизнью, почему бы не вернуться на землю предков? Дети и внуки приезжают на лето, помогают по хозяйству.
Молодёжи заниматься здесь нечем: нет работы, почты, амбулатории, про школу или детский сад и говорить не стоит. Даже магазинов нет, за хлебом надо в Мацуту за 50 км ехать.
..
В Галиате мы видели не одно стадо породистых коров, а ведь за ними нужен уход, дойка три раза в день и корма на зиму! Да и волки любят телятину, нужно приглядывать за малышами.
У многих каменных домов новая крыша, подстроен забор и терраски, стоят машины и повозки для лошадей, но под скотные дворы и коровники всё ещё используют старые стены домов.
.
Маленькие огороды и загоны для скота отгорожены длинными кривыми слегами, всем подручным материалом. У некоторых усадеб, для перспективы строительства, намечены границы участков.
Так, что — всё в порядке! Дело во времени и деньгах.
К Галиату подведено электричество, а там, глядишь и газ не за горами!
Чечня, к примеру, имеет 100% газификацию, чем Осетия хуже? Кстати, и Россия тоже!
Мы с удовольствием походили бы по Галиату подольше, но чтобы успеть засветло на водопады, надо вернуться назад к Мацуте и на развилке поехать вправо по указателю — в Дигорское ущелье.
P.S. Кому надо снять комнату в Галиате — обратите внимание на петроглиф на стене.
Древность надписи неизвестна, поэтому упреждающий звонок обязателен!
- Адрес:
Галиат, Ирафский р-н., Дигория, ВСО-А
Дешёвый ✈️ по направлению Галиат
- 9 дек 2021, 18:37удалитьЧитаю ваши рассказы, смотрю фото и не могу избавиться от ощущения какой-то неуловимой схожести с грузинской Сванетией...
Какая красота, какой простор и какая история!!!!
Спасибо, Алевтина, много-много раз - 16 дек 2021, 10:43удалитьГрузия рядом, за хребтом! Осетины очень дружны с этой замечательной страной.
- 9 дек 2021, 20:11удалитьЧтобы жить здесь надо отрешиться от мира,
забыть ценности цивилизации, стать философом и созерцателем природы. Думаю, городской житель надолго в ауле не задержится, здесь надо родиться. - 16 дек 2021, 10:45удалить
Irinusikнаписала 9 декабря в 20:11
Чтобы жить здесь надо отрешиться от мира,
забыть ценности цивилизации, стать философом и созерцателем природы. Думаю, городской житель надолго в ауле не задержится, здесь надо родиться.
Надо любить родину, тогда все лишения не будут в тягость. - 9 дек 2021, 22:53удалитьСпасибо, Алечка!
Как вы смогли уместить Дигорию в один день!?
Или это все за неделю? :)) - 16 дек 2021, 10:46удалить
Alex2020 9 декабря в 22:53
Спасибо, Алечка!
Как вы смогли уместить Дигорию в один день!?
Или это все за неделю? :))
В Осетии бы были почти две недели, в Дигории один день. - 10 дек 2021, 12:30удалитьКроме элекктричества ничего нет и все равно возвращаются.
Воздух родины он особенный, не надышисься им.... - 16 дек 2021, 10:50удалить
Maynurнаписала 10 декабря в 12:30
Кроме элекктричества ничего нет и все равно возвращаются.
Воздух родины он особенный, не надышисься им....
Особый статус исторического памятника может выбить деньги из бюджета
и жизнь наладится! Дорогу сделают хорошую, автобус будет ходить не до
Мацуты, а в Галиат. Строительные материалы нужны, а руки у осетин умелые,
сами всё построят!