Сквер Таунусанлаге — ето часть зеленого кольца Франкфурта, разбитого на месте старых городских укреплений. Он соединяет два оперных театра — Новую оперу и старую Alte Oper. Это всего одна остановка от главного ж/д вокзала на S-бане. Сквер несколько неухоженный, но очень зеленый и уютный. Там, среди скульптурных композиций разных стиллей и направлений, живет множество зайцев. Зайцы в городской черте — нормальное явление для Германии. А памятник Бетховену скульптора Георга Кольбе — уникален.
Мне этот памятник очень нравится, динамичный, изящный. Он называется "памятник гению Бетховена" — таланту композитора. Oн имеет 2 составляющие, представленные женскими фигурами — Sinnende и Rufende — глубинную, смысловую и призывную, эмоциональную. Таким представлен Бетховен Кольбе. Скульптору понадобилось много лет, чтобы создать памятник. В 1926 году к 100-летию Бетховена в Берлине был обьявлен конкурс на лучший памятник композитору. Тогда ни один проект не был утвержден, Кольбе свою работу на конкурс представить не смог.
Первая известная работа Георга Кольбе "Танцовщица". 1912. Национальная галерея в Берлине. foto Internet
К тому времени Кольбе уже был известным скульптором. Начинал он в Берлинском Сецессионе, учился в Риме и Париже. Его работу "Танцовщица" выкупила Национальная берлинская галерея в 1912 году, что принесло cкульптору широкую известность. "Танцовщица" была отлита всего в одном экземпляре, чего требовала галерея. В 1945 году cкульптyрa была вывезена в Советский Союз и долго считалась пропавшей. Позже все же возвращена в Берлин.
Скульптура Георга Кольбе "Романтизм Гейне". 1913. Для эскизов фигуры танцора позировал Вацлав Нижинский. foto Internet
Ранее, в 1910 Кольбе выиграл конкурс на создание памятника Генриху Гейне во Франкфурте. В 1913 году этот памятник был установлен во франкфуртском сквере Фридбергер Анлаге. В 1933 году нацисты сбили памятник с цоколя. Позже бургомистр распорядился убрать "еврея с глаз долой". Скульптура попала в запасники музея Штедель под названием "Весенняя песня" Кольбе. Это спасло ей жизнь. Кольбе принадлежал к "правоверным" художникам Гитлера, хотя сторонился политики. И ни одна сволочь не посмела отправить "Весну" на переплавку, как уже случилось с другим "еврейским" произведением Кольбе — фонтаном Ратенау.
В 1936 году Георг Кольбе был удостоен Франкфуртской премии Гёте. В это время памятник Бетховену еще не был готов. Первый гипсовый прототип был сделан в 1939-м, но началась война. Гипсовый Бетховен простоял в берлинском ателье художника до самой его смерти, до 1947 года. В 1948-м году памятник отлили в бронзе. Было решено установить его во Франкфурте на Таунусанлаге, где в 1947 году уже был вновь смонтирован памятник Гейне.