Орсанмикеле — одна из самых необычных церквей Флоренции, но для меня — одна из самых милых. По внешнему виду она никак не напоминает церковь — простое большое прямоугольное здание без купола. Но окна! Необыкновенной красоты! Окна сразу выдают его готическое происхождение.
А скульптуры!
А изумительные медальоны, некоторые из которых сделаны в мастерской делла Роббиа!
Находится она в самом сердце Флоренции, но большинство туристов пробегает мимо неё (а зря!
Ведь внутри неё находится настоящее сокровище!), спеша от одного обязательного туристического объекта — собора Санта Мария дель Фьоре, к другому — Палаццо Веккьо.
Забежали мы в церковь из-за дождя: планировала я её посещение в другой день, но так уж получилось! И вот, эта крошечная церковь, то ли из-за непогоды, то ли потому, что совсем мало людей в неё заходило, а, скорее всего, после громадного холодного флорентийского собора, показалась мне такой уютной, такой тёплой и домашней, что уходить из неё не хотелось. Да ещё ко всему, мы не увидели запрещений на фото и сидели себе и снимали вволю. Даже размечтались, что, уж, в следующий раз возьмём с собой штатив. Мечты, мечты! Хорошо, что в запланированный день мы, как всегда, поленились его взять. Когда пришли, увидели огромный плакат, запрещающий съёмку, и целый штат служителей, зорко следящих за посетителями...
Но почему же эта церковь имеет такой необычный вид? Да потому, что строилось это здание не для церкви, а для зернохранилища! Но — всё по порядку.
На этом месте еще в 8 веке находился женский монастырь с обширными землями, огородами и небольшой церковью, посвященной святому архангелу Михаилу. Поэтому церквушка и получила свое название – "Святого Михаила у огорода" — San Michele in Orto, проще – Орсанмикеле.
В 1240 году церковь была разрушена и на ее месте к 1290 году построили одноэтажное здание – лоджию, предназначенную для зернового рынка. В память о церкви, находившейся на этом месте, на стене висела икона Богоматери, которая, как считалось, обладала чудодейственной силой. После пожара 1304 года церковь перестроили и она приобрела свой нынешний. В 1347 году Бернардо Дадди создал "Мадонну с Младенцем" взамен сгоревшей во время пожара.
Во время страшной эпидемии чумы 1348 года (именно в это время Боккаччо пишет "Декамерон", события в котором начинаются во Флоренции, правда, в другой церкви) образ Богоматери особенно почитался: перепуганные люди жертвовали колоссальные деньги, чтобы избавиться от напасти. И на эти деньги с 1352 по 1360 год Андреа Орканья создает потрясающий готический мраморный табернакль для обрамления "Мадонны" Дадди. Он — огромный! Украшен множеством скульптур и рельефов. Но, благодаря ажурности резного мрамора, цветным инкрустациям, позолоте, он не показался мне тяжеловесным, массивным. Нет! Мы сидели и любовались его фасадом, переливающимся в свете свечей, в глубине которого мерцал образ Мадонны, и было впечатление, что это — мираж.
Джорджо Вазари писал, что в ходе работы Орканья применял необычные технические решения, позволявшие добиться более качественных результатов, в частности, скреплял части мрамора при помощи медных скоб «без всякой извёстки» и «благодаря этим связям и скрепам, изобретенным Орканьей, кажется, что вся капелла высечена из одного куска мрамора».
В 1380 году надстраиваются два новых этажа. На втором этаже расположились конторы, на третьем этаже – зернохранилище. Одновременно принимается решение о закрытии лоджии нижнего яруса, который стал служить только религиозным целям.
В 1404 году по совместному решению всех ремесленных гильдий, существовавших тогда во Флоренции, начали украшать здание скульптурами святых покровителей ремесел. Так родился уникальный скульптурный цикл, в работе над которым приняли участие лучшие флорентийские скульпторы. Большая часть скульптур создана в период до 1423 года и размещена в замечательных готических табернаклях на фасаде. Сейчас практически все скульптуры заменены копиями, оригиналы хранятся в различных музеях Флоренции.