Мне вообще показалось, что когда на берега Арно спускаются сумерки, количество людей на мосту только увеличивается: гулять по ночной Флоренции очень приятно, особенно летом, ведь к вечеру жара спадает и перестаёт жёстко давить на заполняющих улицы путешественников. От этого дела, впрочем, есть спасение - укрыться в одном из многочисленных музеев или пойти в парк. Мы, перейдя на другой берег реки, сделали сразу и то, и другое, очутившись в палаццо Питти и посетив прилегающие к нему сады Боболи. Надо сказать, что тут мы как бы отрываемся от организованной экскурсии, так что повествование о её ходе придётся продолжить позже. А пока двинемся церкви Санта-Феличита: тот факт, что при исследовании старейших частей здания были обнаружены надписи ранних христиан, делает этот храм весьма почитаемой исторической святыней. В римские времена, уже после того как гонения на христиан закончились, рядом с теперешним месторасположением церкви была построена базилика, не дожившая до наших дней. В XI столетии флорентийцы предприняли попытку соорудить храм заново, и эта попытка удалась, хотя, можно сказать, удача сопутствовала зданию до поры до времени. Наконец, в пятнадцатом столетии была возведена готическая церковь, которая и достояла до наших дней. А вот внутреннее убранство полностью изменилось в XVIII веке, будучи создано по проектам Фердинандо Руджери, превратившего интерьер в настоящий шедевр.
Другой шедевр расположен в пару шагов от Санта-Феличита, и не заметить его просто невозможно, так как речь идё о здании просто- таки невероятных размеров. Лучше всего про дворец Питти высказался один англичанин, сравнивший его с резиденцией морского бога: "вы едва ли не ощущаете водоросли, прилипшие к могучим стенам, от которых только что отхлынул океан". Сравнение, надо сказать, достаточно точное: бронзовые кольца, торчащие из стен, больше напоминают о лодках, нежели о лошадях, да и само здание определённо хорошо смотрелось бы на берегу, ведь даже камни подходящей к нему мостовой словно тронуты эрозией из-за морских приливов.
Дворец не зря построен на возвышении, ведь это позволяет ему развернуться перед глазами посетителя во всю мощь: как-никак 201 метр в длину и 37 в ширину. Эта махина была призвана указать семейству Медичи их место; во всяком случае, заказчик здания, банкир Лука Питти хотел сделать окна дворца похожими на ворота дворца Медичи, а уж про размеры ворот и говорить не приходится. Размах строительства, за которое поначалу взялся Брунеллески, предположительно создавший проект, был и впрямь велик, под стать амбициям магната. Николо Макиавелли в своей "Истории Флорентийской республики" сообщает нам, что Лука Питти был за свои заслуги перед государством возведён в рыцари, после чего его влияние настолько возросло, что он смог бросить прямой вызов правлению Медичи. Он, по словам современников, настолько возомнил о себе, что "начал две постройки - одну во Флоренции, другую - в Рушано, на расстоянии одной мили от города. Обе постройки - великолепные и царственные, причём городская больше, чем какая- либо другая, построенная частным лицом".
Чтобы закончить возведение своих чертогов, Питти не останавливался ни перед чем; по свидетельству современников, "все убийцы, грабители и вообще преступники, подлежащие за свои дела преследованию, находили на постройке дворца убежище и безопасность, если только могли принести ей какую-нибудь пользу"; и это помимо разнообразных "подарков" и подношений, которые граждане и целые города делали могущественному банкиру.
Однако планы планами, а судьба так распорядилась, что заказчик, потерпевший финансовый крах, не дождался окончания работ, и его преемник продал незаконченную постройку - покупателями оказались те самые Медичи, ради посрамления которых и было затеяно дело. В XVI веке дворец был расширен стараниями Амманнати, спроектировавшего обширный двор и увеличившего объём здания. Сейчас во дворце расположена крупная коллекция произведений искусства. Входной билет стоит 8.50 евро, и ещё отдельно нужно заплатить за право посещения садов Боболи. Напротив, десятиевровый билет в сады позволяет увидеть собрание старинной одежды, находящееся в правом крыле дворца, но не позволяет осмотреть всю экспозицию...