В новый заход та злополучная дверь наружу, похоже, была закрыта, что ещё и облегчило нашу задачу вернуться в залы музеев и, прогулявшись по ним, попасть к упомянутой винтовой лестнице, очередному архитектурном шедевру. Оттуда уже совсем недалеко до гардероба и выхода, так что наш очередной поход по ватиканским музеям подходит к концу. Остаётся только решить, куда двигаться дальше - то ли на север по Via Leone, которая выведет путника к станции метро "Ottaviano-San-Pietro", то ли вдоль стены на юг, чтобы попасть по Via di Porta Angelica прямо к боковому выходу на площадь святого Петра. Замечу тут вскользь, что использование упомянутой станции метро является, на мой взгляд, самым оптимальным способом попасть в музеи Ватикана, ибо между этими двумя точками идти всего несколько минут...
Историческая правда заставляет признаться, что после многочасового похода по музеям мы остались совсем без сил и вынуждены были вернуться в отель, чтобы там немного передохнуть, принять душ и придти в себя перед вечерней прогулкой по Риму. Но это всё, разумеется, не так интересно, как события, завершавшие мой первый визит в Ватикан - именно про них я говорил выше, и тогда нас вывели прямо на площадь Сан-Пьетро. Вот только посмотреть её ансамбль нам как следует не удалось: по моему твёрдому мнению, к собору святого Петра надо подходить с восточной стороны, двигаясь от набережной Тибра вдоль по Via della Conciliazione. Тогда и громадное здание храма будет смотреться надлежащим образом, и великолепная площадь откроется в нужный час во всей красе.
У нас же тогда всё получилось наоборот, и оценить всю красоту ансамбля мы смогли уже после того как посмотрели на него с противоположной стороны и отгуляли своё по собору. Более того, с тем визитом у меня связаны не лучшие воспоминания, сформировавшиеся главным образом из-за потраченного зря времени: гид, как это часто бывает в подобных случаях, бодро провела нас по внутренним помещениям собора, накидала кое-какой информации о прилегающей территории, дала пять минут на фотографирование колоннад и фасадов, после чего привела всю группу в один из сувенирных магазинов на Piazza Pio XII и милостиво выделила сорок минут на покупки, добавив, что по истечении этого срока сделает важное объявление о дальнейших планах. Знать бы заранее, что это объявление будет таким: "Теперь у вас свободное время", мы бы поступили по-другому, а в тот момент нам пришлось бродить по площади и стараться не отходить от магазина далеко, чтобы не прозевать нужный момент. Да, такова участь организованных туристов - они часто любят повторять, что, дескать, не теряют время на переезды и поиск нужных мест, хотя не меньше любят забывать, как бездарно тратится в турпоездках это якобы сэкономленное драгоценное время...
На этот раз к площади мы явились во всеоружии, уже обладая достаточными знаниями о её истории и будучи готовыми воспринять красоту местности должным образом. Естественно, никаких гидов нам для этого не потребовалось, поскольку нужную информацию раздобыть совершенно несложно, и буквально всякий, у кого есть голова на плечах, доступ к Интернету и читательский билет приличной библиотеки, сам очень скоро сможет водить экскурсии лучше любого гида...
Итак, приведу кое-какие факты, почерпнутые из открытых источников. Значит, площадь святого Петра представляет собой огромный эллипс шириной 237 метров. Обрамляют это пространство две полукруглые колоннады, словно руками охватывающие территорию. Поверх этих колоннад, состоящих из 284 колонн и 88 пилястров, стоят 140 огромных статуй святых. Колонны при этом расположены в четыре ряда, причём так хитро, что на площади есть две специально обозначенные точки, встав на которые можно увидеть, как первый ряд колонн скрывает за собой остальные три ряда!