...Вот уже много месяцев этот, увиденный в дороге пейзаж, не давал ему покоя. Он снился ночами и грезился наяву.
Когда они с ныне преподобным Кириллом отправлялись основывать обитель в северных землях, он и представить себе не мог, что ему тоже предстоит обустроить монастырь в одном из красивейших мест Русского севера.
Накануне их ухода из Симонова монастыря (Последнее пристанище героев Куликовской битвы) Кириллу было видение: он услышал голос Богородицы, который призывал его идти на Белоозеро и «там ибо уготовах ти место, в нем же можеши спастися». К голосу было приложено и изображение.
Должно было идти… Себе в попутчики Кирилл взял его, Ферапонта. Он, как раз, совсем недавно вернулся из поездки в северные земли по хозяйственным делам и неплохо ориентировался в тех местах.
Не мешкая, взяв в помощь икону Божией Матери Одигитрия, старцы отправились в долгий и тяжелый путь. Однажды, вышли к необыкновенно красивому холму меж двух озер – Бородаевским и Паским – и Ферапонт был покорен этим краем! Но Кирилл место не узнал, и они отправились дальше.
А дальше… Дальше мы знаем об основании Кирилло-Белозерского монастыря. Но наше повествование не о нем, поэтому историю постройки этой обители мы пропустим и вернемся к Ферапонту.
...Прожив около года с Кириллом в землянке на берегу Сиверского озера, в 1398 году он вернулся в то место, которое так запало ему в душу, где и поселился на несколько лет, чтобы в одиночестве предаваться молитвам. Весть о поселившемся неподалеку старце разнеслась по окрестным деревням и люди стали приходить к нему за советом. Кто-то приходил и, получив искомое, уходил, а кто-то оставался. Так началась история монастыря. Его, Ферапонтова монастыря…
Через десять лет был построен деревянный храм Рождества Богородицы. А вскоре по просьбе князя Белозерского и Можайского Андрея Дмитриевича ему пришлось уйти — создавать новый монастырь, на этот раз под Можайском (Лужецкий монастырь). И как не рвалась его душа обратно на берег Бородаевского озера, вернуться сюда он не смог. Но это уже другая история.
Я уже не раз упоминала, что поводом для поездки могут служить самые различные причины – красивая фотография в интернете, интересная передача по телевидению, рассказ друга о своей поездке... В этот раз толчком собраться в дорогу стало скорбное событие, случившееся недавно в нашей семье. Но, это же событие познакомило меня с одним из братьев моего свекра (до этого, не смотря на нашу долгую совместную жизнь с мужем, именно с этим его дядей я знакома не была). Владимир Леонидович – художник и реставратор. Он-то и рассказал мне о своем участии в реставрационных работах в Ферапонтовом монастыре. Ну, как тут не поехать?! Безусловно, это веская причина. Освободив июньские праздничные выходные от всевозможных планов, мы отправились в поездку.
Уже на подъезде к монастырю я почувствовала притягательность этого места. И Бородаевское озеро, в водах которого отражались надвигающиеся тучи, и деревянный мост, перекинутый через небольшую речку, весело перекатывающуюся через камешки, и раскидистые сосны, растущие на берегу, и сам монастырь — всё показалось мне таким близким. Я безоговорочно поняла Ферапонта и внутренне согласилась с ним.
Оставляем машину и через надвратные церкви – Богоявления и преподобного Ферапонта — проходим внутрь ограды. При Ферапонте и вплоть до середины XIX века ограда монастыря была деревянной. Да, и находилась она ниже по склону холма, почти у самого его подножия. Ферапонт не любил высоких оград. Ему нравился простор, который открывался взору с высоты его любимого холма.
Надвратные церкви, образующие фасад монастыря, сами по себе уникальны – они были построены в 1650 году и до нашего времени полностью сохранили все элементы своей архитектуры. Внутри обе церкви объединены в один небольшой прямоугольный объем, внутри разделенный аркой. Шатры на восьмериках поставлены над серединой здания безо всякой связи с системой перекрывающих храм сводов. Их вес передается на стены при помощи остроумно размещенных разгрузочных арок – приём, нигде больше не встречающийся! Одна из церквей – Богоявления – была домовой церковью патриарха Никона во время его ссылки в Ферапонтов монастырь в 1666-1676 годах. Но о нем позже…
После отъезда Ферапонта монастырь постепенно начал приходить в упадок. На счастье, в обитель в 1427 году приходит преподобный Мартиниан – в прошлом ученик Кирилла Белозерского, в будущем – духовник Василия II Темного.
Мартиниан, при крещении Михаил, родился недалеко от Кириллова монастыря, в деревне Березники. Уже в тринадцать лет он тайком ушел из дома и пришел в монастырь к преподобному Кириллу, о котором много слышал. Юный послушник активно изучал грамоту и по благословению своего учителя занимался переписыванием книг. После смерти Кирилла Мартиниан уединился на острове, расположенном на озере Воже, пока к нему не обратились монахи Ферапонтова монастыря с настойчивой просьбой стать игуменом этой обители. Время пребывания игуменом Мартиниана и до середины XVI века считается расцветом монастыря. Наряду с Кирилловым он стал значительным центром духовной и культурной жизни, его библиотека считалась крупнейшей в Белозерье. Здесь переписывали книги и обучали людей грамоте.
Умер преподобный в возрасте 85-ти лет, в 1483 году, и был похоронен у южной стены тогда еще деревянного храма Рождества Богородицы. Вскоре, в 1490 году, было начато строительство нового, каменного, храма. А через сто с небольшим лет после обретения мощей преподобного Мартиниана, над его могилой была выстроена церковь. (Ферапонтов монастырь. Церковь Мартиниана Белозерского)
В 1530-ом году на территории монастыря строится уникальная церковь Благовещения с трапезной палатой. Предполагается, что церковь была выстроена на пожертвование князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кирилловом и Ферапонтовом монастырях наследника – будущего царя Ивана IV. Подтверждением этому является резная надпись на храмоздательной плите: «Лета 7038-го (1530) почата бысть сиа церковь делати в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези при благоверном великом князе Василие Ивановиче всея Руси, при архиепископе ростовском Кириле, при игумене ферапонтовском Ферапонте. А съвершена бысть при сыне его при великом князе Иване Василевиче всея Руси. А свящеина же бысть при архиепископе Кириле при том же игумене Ферапонте лета 7040-го (1531) ноября 21 на празник пречистые Богородици честнаго еа Введениа».
Церковь Благовещения является одной из немногих сохранившихся на Русском севере церквей, являющихся одновременно и звонницей. В ярусе звонницы было книгохранилище, и до сих пор сохранился простой, как и все гениальное, остроумно продуманный тайник. Он находится за открытой дверью! Вы открываете дверь и видите комнату, но вы не видите то, что находится за дверью! Т.е. при беглом осмотре вам никогда не придет в голову заглянуть за нее, и только если вы знаете, где искать… Но, кто же вам скажет!
Но уникальность церкви не в этом, уникальность ее – в оси симметрии! Она проходит не по фасаду, как обычно это делается, а по восточному ребру строения. И, несуразная на первый взгляд церковь, начинает приобретать гармоничные и строго выверенные черты.
В трапезной палате сегодня размещается музей истории монастыря и его быта (Ферапонтов монастырь. Музей монашеского быта).
В 1666 году после соборного суда в Ферапонтов монастырь доставили, теперь уже не патриарха, Никона. Здесь он провел долгих 10 лет. Всяко и разно было отношение к опальному. Строгости в режиме сменялись небольшими послаблениями и наоборот. Общение с монастырской братией Никону было запрещено. Ему было выделено помещение в больничных кельях, а надвратная Богоявленская церковь стала его домовым храмом. Несколько человек из бывшего окружения патриарха последовали за ним в ссылку, но из-за сильных притеснений некоторые из них просились обратно в Москву.
Пребывание в Ферапонтовом монастыре открыло в Никоне новые дарования, например, врачевания. Молва об успешном исцелении болезней распространилась далеко за пределами обители. Сюда потянулись люди из Вологды, Новгорода, Твери и из самой Москвы. Иногда страждущих у кельи собиралось до 40 человек.
С патриархом связаны многие места в Ферапонтове. Одним из них является рукотворный остров на Бородаевском озере. Никон со старцами свозил на плотах большие камни и складывал их в форме креста. В центре установил большой деревянный крест. К острову вела насыпь. Сюда он приходил для уединенной молитвы. Остров сохранился до сих пор, но сильно зарос кустарником, а насыпь, к сожалению, размыло со временем.
В 1676 году патриарх Никон был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Все имущество старца описали и отобрали, келейных старцев сослали в различные монастыри. Но и это уже другая история…
А сейчас мы торопимся увидеть то, ради чего, собственно, и затевалась эта поездка – фрески собора Рождества Богородицы, выполненные одним из величайших русских художников-иконописцев Дионисием. (Ферапонтов монастырь. Фрески Дионисия - «Радуйся!»)
8 сентября 1490 года прошло освящение нового собора Рождества Богородицы. Это была первая каменная постройка не только монастыря, но и всего Белозерья. Возведенный ростовскими мастерами, это один из немногих соборов, являющийся образцом оригинальной ростовской архитектуры, сохранившей черты раннемосковских каменных построек: «Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу – поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка».
В 1502 году для росписи собора был приглашен великий русский мастер – Дионисий, работавший до этого в Кремлевском Успенском соборе и других столичных, и не только, храмах и монастырях. Но стенопись собора Ферапонтова монастыря – единственная его роспись, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде!
Внутренние фрески выполнены в соответствии с каноном православных стенописей XIV-XV веков – сверху вниз порядно. В барабане – Христос-Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западе – Страшный суд, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец…
Потрясающе гармоничные, написанные легко и живописно, все фигуры, как будто парят над землей! А Николай Чудотворец, выполненный Дионисием, по мнению некоторых искусствоведов является самым красивым и утонченным образом из всех известных.
Разглядывать фрески можно бесконечно долго, но, к сожалению, время посещения строго регламентировано.
Выходим из собора в полном эмоциональном потрясении, с ощущением подъема, одухотворения, сопричастность к великому. И с полной уверенностью, что еще вернемся сюда.
И, кажется, что сил не осталось воспринимать что-либо. Но, под конец мы испытали еще одно потрясение. На этот раз в Музее народного быта, что расположился в подклети трапезной палаты. (А за прялкой дева)
Уезжали мы из Ферапонтова наполненные впечатлениями, плещущимися в районе макушки.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрю на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты небывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...
Н. Рубцов