19 материалов по 6 объектам, 649 фотографий
- GPS
- Россия, 161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.(на территории Ферапонтова монастыря)
- (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61.
А за прялкой дева
Этот совет является частью дневника «Где узрела душа Ферапонта что-то Божье в земной красоте»
Для создания коллекции сотрудники Музея народного быта собирали вещи, происходящие из Кирилловского района — из ближних и дальних окрестностей Ферапонтова. В этом им очень помогали жители многих деревень, которые дарили музею сохранившиеся у них предметы XIX — начала XX веков: гончарные изделия, кросна, точила и жернова, стеклянную и деревянную посуду, прялки и скалки, сундуки, старинные ткани, повседневную и праздничную одежду и множество других предметов, не употребляющихся в нашей, современной, жизни. Таким образом и сформировалось собрание музейной экспозиции, дающее хорошее представление о крестьянской культуре края.
Музей имеет довольно обширную коллекцию ткацких станков – так называемых, кросен. Их здесь более двадцати. На вологодском наречии: "Запрячь кросна" — приготовить ручной ткацкий станок для работы.
Открытие первое.
Оказывается, по своему строению ткацкие станки делятся на три типа: корневые, составные и смешанные.
Корневые – их основа делалась из цельного куска дерева. А так как такие изогнутые детали невозможно сделать из ствола, то делались они из корня дерева – отсюда и название «корневые». Отличительная особенность таких станков была в их прочности.
Второй тип станков – составной – собирался из отдельных частей. Эти станки были менее прочными, чем корневые.
И третий тип – смешанный – название говорит само за себя, т.е. только частично использовалась корневая часть дерева.
Кросна украшались сакральными узорами, и в старину у славян считалось, что полотно, сотканное на таком станке, обладает светлой силой и имеет функции оберега.
Но больше всего меня поразила коллекция прялок! Их в музее не просто много! Их огромное количество! Но, что мы знаем о таком с виду простом приспособлении для получения нити?! А между тем, прялка имела огромное значение в жизни женщины! Она сопровождала ее от рождения и до самой смерти.
Открытие второе.
Это не столько открытие, а скорее исследование. Увлекшись историей и декором прялки, я погрузилась в удивительный мир символики образов, созданных нашими предками много веков назад.
Известно, что прялки украшались росписью или резьбой. В зависимости от местности каждая прялка имела собственный рисунок, свой стиль, по которым этнографы определяют их происхождение. Но кроме этого, прялки своим украшением, как никакой другой бытовой предмет, несли в себе огромную смысловую нагрузку. Круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии – это не просто орнамент. Это древние символы солнца, звезд, земли, воды. Во всех этих геометрических орнаментах наблюдается повторяемость в определенных числах. Часто в орнаменте использовали стилизованное изображение богини плодородия Макошь. Образ языческой богини позднее трансформировался в образ святой Параскевы Пятницы. Удивительно, но из всех прялок, представленных в музее, нет двух одинаковых – ни одна не похожа на другую. Каждая имеет свои индивидуальные черты, даже если они из одной местности.
Нить, получаемая посредством прядения на прялке, играла немаловажную роль в мифологическом мире наших предков. Вы никогда не задумывались над выражением «нить жизни», «нить судьбы»? Александр Николаевич Афанасьев, известный как издатель сказок, был еще и глубоким исследователем славянской мифологии. Он писал: «Выражение «Нить жизни» пользуется гражданством во всех индоевропейских языках: счастливый ход жизни соответствует ровной, гладкой нити, и, наоборот, жизнь, исполненная страданий и бедствий, тянется суровою узловатою нитью, опутывает человека, словно сетями и налегает на него тяжелою обузою. Во-вторых, образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие пряхи: своими руками они прядут жизненную нить и вплетают в нее все, что должно совершиться с человеком во время земного существования».
Ничего не напоминает? Правильно! В древнегреческой мифологии – богиня неизбежности и необходимости Ананке, которой подчинялись даже боги, представлялась пряхой, вращающей веретено – ось Вселенной. Но и это еще не все… Память о двух пряхах — богинях жизни и судьбы сохранилась и в хеттской мифологии. Нить, как основа «материи Вселенной» упоминается в текстах Ригведы и Махабхараты. Можно продолжать бесконечно!
Но нить, пряжа, полотно – это не только олицетворение судьбы, это еще и воплощение времени. Наверное, это и явилось основой выражений – «солнечные нити», «под покровом ночи», «пелена зари» и т. д.
Льняная нить занимала особенное место в восточнославянской традиции. Лён – материал священный, чистый и таинственный. Немалое количество обрядов связано именно с льняной нитью. Например, во время святочных гаданий в некоторых районах Вологодской области девушки спускали в сосуд с водой две нитки и следили. Если нитки соединятся, то парень и девушка поженятся, если не соединятся – то нет. Отсюда, вероятно, и появилось выражение «связать свою судьбу».
Или вот я нашла описание очень интересного обряда, бытовавшего в Сердобском уезде Саратовской губернии:
«Отправляясь к жениху с подарками, подруги невесты обязательно присоединяли к ним суровую нитку, изготовленную особым способом. Невеста пряла ее тайком на печном столбе, вращая веретено в левую сторону – «на отмаш», сучила ее также «на отмаш», завязывала шесть узлов, опять-таки «на отмаш»: первые два – на пороге избы, другие два – на пороге сеней, последние – у ворот. Половину этой нитки оставляла себе, другую отдавала жениху. Делалось это для того, чтобы «отнять силу у колдунов», которым неизвестно, как и где изготовлялась эта нитка». Согласно древнему верованию, если на нити завязать узелок – это изменяет заданное течение. В данном случае узелок выступал, как оберег. В иных случаях может свидетельствовать о порче.
Поскольку прядение нити было в славянской традиции священным актом, в таком процессе должно было предполагаться участие двух начал – женского и мужского.
Воплощением женского начала в прядении являлась сама женщина-пряха. А роли мужского — еще с глубокой древности выступала прялка, как творение мужских рук, как своеобразная концентрация мужской силы, как тотем, олицетворяющий собой всех мужчин данного рода, племени, народа.
Прялка всегда создавалась только мужчиной. От начала до конца. Это был традиционный подарок мужчины женщине – жене, невесте, дочери. В некоторых районах существовал обычай: при замужестве девушка ломала прялку, подаренную отцом, и принимала в дар новую, изготовленную супругом.
Донце севернорусской прялки-копыла (т.е. вырезанной из единого куска дерева) представляло собой либо корень, либо часть мощного сука хвойного дерева, которым придавалась определенная уплощенная форма. Садясь на донце, женщина, как бы, садилась на колени своему мужу.
Получается, прялка – один из атрибутов, донесших до наших дней языческие представления и осмысления миропорядка нашими предками!
Но вернемся к остальной экспозиции музея. Есть здесь еще один уникальный экспонат – языческий славянский идол – символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется эта метровая каменная фигура, внешне напоминающая первичный половой признак мужчины, IV-IX веками. На верхней его части выбит квадрат, в который вписаны буквы «В» и «А». Найден идол был в деревне Сиверово, что недалеко от Ферапонтово. От названия деревни он и получил свое имя – Сиверский идол.
Данный артефакт упоминается в рассказе Юрия Коваля «Данилов», выдержка из которого размещена перед камнем: «После бани посидели с Валентином Ивановичем, у которого, между тем, находился за столом небезызвестный мне Леха Хоботов. Выждав паузу, приличную для поздравлений "с легким паром", Хоботов начал:
– А вот, уважаемый товарищ, я тоже хочу рассказать. У нас в деревне – Сиверско – находится особый памятник культуры. Этот памятник культуры вроде как бы скульптуры. Он изображает, уважаемый товарищ, мужской, как бы сказать, член. – Леха Хоботов мигал глазами, шмыгал носом, не слишком уж маленьким, делал лицом изумляющие знаки. Мы все заизумлялись.
– Представляете себе – лежит в траве, под соснами, слева от деревни. Ну, будто натуральный, только из камня. Вот таких размеров, – и Леха отрубил рукою полстола.
– Ты им не рассказывай, – прервал Валентин Иванович. – А то они его в Москву отвезут.
– Так и пусть везут. Может, это памятник, а мы не понимаем. В траве лежит, и верхушка, уважаемый, отполирована. Вот таких размеров, – и Леха снова стукнул по столу, показав величину памятника».
Всевозможные причудливые камни всегда наделялись сверх силой, и не только в Белозерье. Стоит только вспомнить «горюч камень» Алатырь на острове Рюген (Буян) или Синь-камень в Переславле-Залесском. В Белозерье неисчислимое количество камней и валунов различной величины и формы. Почти в каждой деревне можно найти языческие каменные идолы той или иной степени сохранности. Но это будет темой уже моей следующей экспедиции…
- Адрес:
161120 Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8.(на территории Ферапонтова монастыря)
- Телефон:
(81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61.
Дешёвый ✈️ по направлению Ферапонтово
- 11 июл 2017, 11:45удалить
grau59написал 11 июля в 11:42
Не совет, а целое исследование. Спасибо!
Спасибо, Виктор! Не поверите, собиралась просто немного рассказать об интересном музее, а вылилось в такое исследование! :)) И это я еще не все написала! Очень многое, из того, что хотела рассказать, пришлось безжалостно вычеркнуть :) - 11 июл 2017, 12:41удалить
Lesik1написала 11 июля в 12:45
Спасибо, Виктор! Не поверите, собиралась просто немного рассказать об интересном музее, а вылилось в такое исследование! :)) И это я еще не все написала! Очень многое, из того, что хотела рассказать, пришлось безжалостно вычеркнуть :)
Пожалуйста! Верю, Елена! Бывает — наметишь, что собираешься рассказать, но когда начинаешь писать — нет этому конца и края. И в такой момент только пунктиром по некоторым местам повествования только пробегаешь. - 11 июл 2017, 12:50удалитьОчень интересный музей и особенно информация его содержании.
- 11 июл 2017, 21:26удалить
maklaiнаписал 11 июля в 12:50
Очень интересный музей и особенно информация его содержании.
Я рада, что в музее мы взяли экскурсовода. Она не только рассказала много интересного об экспонатах, но и своим рассказом дала толчок для дальнейшего изучения материала :) Иначе прялки для меня остались бы просто красивым бытовым предметом :) - 11 июл 2017, 14:14удалить"В" и "А" меня смущают. Инициалы? Привязка к местности? Призыв к действию? Или В и а г р A?
- 11 июл 2017, 21:28удалить
ArkadiyGabнаписал 11 июля в 14:14
"В" и "А" меня смущают. Инициалы? Привязка к местности? Призыв к действию? Или В и а г р A?
Аркаша, обещаю — следующий раз, когда я поеду искать этих каменных идолов, обязательно узнаю что это за письмена такие :)) - 11 июл 2017, 23:31удалить
Lesik1написала 11 июля в 21:28
Аркаша, обещаю — следующий раз, когда я поеду искать этих каменных идолов, обязательно узнаю что это за письмена такие :))
Не подкачай :) - 11 июл 2017, 14:30удалитьЛена, очень интересный музей! Особенно мне понравилась коллекция прялок! Спасибо!
- 11 июл 2017, 21:29удалить
Maverikнаписал 11 июля в 14:30
Лена, очень интересный музей! Особенно мне понравилась коллекция прялок! Спасибо!
Спасибо, Дмитрий. Прялки — шикарные! - 11 июл 2017, 21:31удалить
marlisнаписала 11 июля в 17:07
Лена, не боюсь повтора, очень интересно!
Ира, спасибо! Мне и самой интересно было окунуться в этот вопрос! А сколько еще интересного осталось "за кадром"! - 11 июл 2017, 21:32удалить
enzaнаписала 11 июля в 20:16
А прялки хороши! Хоть на стенку вешай!
Прялки потрясающие! У меня там просто глаза разбегались :))) - 11 июл 2017, 21:38удалитьИ я присоединюсь — очень интересно!
Мне всегда казалось, что девы, сидящие за прялкой, — олицетворение жизненной мудрости. - 12 июл 2017, 00:10удалить
ilonarigaнаписала 11 июля в 21:38
И я присоединюсь — очень интересно!
Мне всегда казалось, что девы, сидящие за прялкой, — олицетворение жизненной мудрости.
Да, а мудрость приходит со временем — вот и еще одна цепочка получилась :) - 11 июл 2017, 21:56удалитьКак же жаль, что мы о дохристианском периоде так мало знаем!
Так много общего в язычестве европейских стран. И это так интересно!
Спасибо, Лена, за интересную тему! Продолжай!!! - 12 июл 2017, 00:25удалить
Norisfoxнаписала 11 июля в 21:56
Как же жаль, что мы о дохристианском периоде так мало знаем!
Так много общего в язычестве европейских стран. И это так интересно!
Спасибо, Лена, за интересную тему! Продолжай!!!
Лена, это безумно интересная тема! Я столько открытий сделала для себя! Например, почему деревянные скульптуры духа-хранителя на Руси были вытесаны немного неряшливо, как будто их не закончили. Оказывается, прикоснуться к дереву вырезая идола можно было не более 365-ти раз, по числу дней в году. А бревно 4-5 метров в длину. И за каждым ударом ножа или топора стояло слово-заклинание! Ударили случайно лишний раз — заклинания теряли силу и на целый год деревня оставалась беззащитной перед злыми духами. - 12 июл 2017, 12:37удалитьРусский Север — это особая тема! Спасибо, Лена, очень интересно!
- 13 июл 2017, 08:20удалить
AFINAPOSTнаписала 12 июля в 12:37
Русский Север — это особая тема! Спасибо, Лена, очень интересно!
Спасибо, Алефтина! Да, Русский север — это кладезь загадок! - 12 июл 2017, 14:07удалитьА я люблю этнографические музеи, всегда что-то новое узнаёшь.
Лена, прялки-то какие красивые! Произведения искусства просто ) - 13 июл 2017, 08:25удалить
ksushashaнаписала 12 июля в 14:07
А я люблю этнографические музеи, всегда что-то новое узнаёшь.
Лена, прялки-то какие красивые! Произведения искусства просто )
Я тоже люблю такие музеи. А еще археологические. И художественные... В общем, оказывается, я музеи люблю! :))))))))
И интересно то, что когда ничего особенного от музея не ожидаешь, он преподносит тебе такие сюрпризы! Небольшой художественный музей в Муроме — графические работы Шишкина! Великий Новгород — редкая "сухопутная" картина Айвазовского! У вас, в Кесарии — музей Ралли! В общем можно продолжать и продолжать... :)) - 12 июл 2017, 15:48удалитьДаже и не представляла себе, что прялки могут быть такими красивыми. Собственно гоаоря, я их вообще никак не представляла. И про нить судьбы красиво сказано.
- 13 июл 2017, 08:30удалить
Rainbowнаписала 12 июля в 15:48
Даже и не представляла себе, что прялки могут быть такими красивыми. Собственно гоаоря, я их вообще никак не представляла. И про нить судьбы красиво сказано.
О прялках я представление имела — музеи, кино и т.д. Но я не ожидала, что они несли в себе зашифрованное послание, оберег, имели такое сакральное значение! - 13 июл 2017, 00:34удалитьА я вот прялки себе очень хорошо представляла. У меня в детстве книжка была, с картинками. Три пряхи называлась.
- 13 июл 2017, 00:42удалить
Norisfoxнаписала 13 июля в 09:34
А я вот прялки себе очень хорошо представляла. У меня в детстве книжка была, с картинками. Три пряхи называлась.
Да и "Спящую красавицу" Шарля Перро все помнят. Судьбоносная конструкция, надо сказать:) - 13 июл 2017, 08:32удалить
ilonarigaнаписала 13 июля в 00:42
Да и "Спящую красавицу" Шарля Перро все помнят. Судьбоносная конструкция, надо сказать:)
О Шарле Перро я, почему-то, не вспомнила :))), только о мифах! Но, Илоночка, ты права! Конструкция судьбоносная! :)) - 17 янв 2018, 02:34удалитьЯ с детства знала как прялки выглядят. Помните, в советское время по субботам по ТВ была передача "В гостях у сказки"? Показывали наши фильмы-сказки и зарубежные (чаще чехословацкие и гэдээровские) и во многих фильмах присутствовали сцены с прялками и они играли немаловажную роль в сюжете сказок.
- 17 янв 2018, 09:06удалить
vizantijkaнаписала 17 января в 02:34
Я с детства знала как прялки выглядят. Помните, в советское время по субботам по ТВ была передача "В гостях у сказки"? Показывали наши фильмы-сказки и зарубежные (чаще чехословацкие и гэдээровские) и во многих фильмах присутствовали сцены с прялками и они играли немаловажную роль в сюжете сказок.
Помню эту замечаательную передачу! Как ждали ее все! Бежали из школы, чтобы успеть посмотреть любимые сказки! :)) Достаточно много сказок так или иначе имеют в своем сюжете эпизод с прялками. Наверное, это отголосок языческого прошлого. - 13 июл 2017, 08:32удалить
Norisfoxнаписала 13 июля в 00:34
А я вот прялки себе очень хорошо представляла. У меня в детстве книжка была, с картинками. Три пряхи называлась.
Эх, жаль, что у меня такой книги не было! :))) Может я бы сейчас прялками занималась?! :))) - 13 июл 2017, 11:27удалитьНе, не занималась бы, Лен:))
Это сказка — такая антиреклама пряхам! У всех трёх были физические недостатки, вызванные активным прядением. И именно эти недостатки освободили девицу-красавицу от ненавистной работы. Ее жених просто запретил ей подходить к прялке, опасаясь, что она станет такой же уродливой, как эти три пряхи. - 13 июл 2017, 13:36удалить
Norisfoxнаписала 13 июля в 11:27
Не, не занималась бы, Лен:))
Это сказка — такая антиреклама пряхам! У всех трёх были физические недостатки, вызванные активным прядением. И именно эти недостатки освободили девицу-красавицу от ненавистной работы. Ее жених просто запретил ей подходить к прялке, опасаясь, что она станет такой же уродливой, как эти три пряхи.
Уговорила :))) - 13 июл 2017, 16:21удалитьОчень хочется еще сюда в комментарии стишок любимый сунуть:)))
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком..."
Современные-то девицы вечерком в Турбине сидят. Читают...
:))) - 13 июл 2017, 21:24удалитьЖаль, что я пропустил этот музей, побывав в Ферапонтово два года назад! Очень интересно! А с Вашими комментариями, Елена, и познавательно!
- 13 июл 2017, 21:44удалить
KuznetsovSergeyнаписал 13 июля в 21:24
Жаль, что я пропустил этот музей, побывав в Ферапонтово два года назад! Очень интересно! А с Вашими комментариями, Елена, и познавательно!
Да, в этот музей мало кто заходит, а , как выяснилось, зря. Я и сама чуть не сделала эту ошибку. Но, к счастью, в экскурсию, которую мы взяли в монастыре, входил и этот музей. Там еще есть музей монашеского быта и о нем я тоже планирую написать.
Сейчас готовлю материал о музее фресок Дионисия и о самом монастыре. - 3 авг 2017, 14:34удалитьА у нас всегда прялка в доме была. Не такая красивая, но нужная. Из шерстяных ниток вязяли в основном носки. В сельской местности без них никак.
Музей очень интересный. Как хорошо, что с такой любовью сохраняется наше прошлое! - 4 авг 2017, 22:32удалить
Maynurнаписала 3 августа в 14:34
А у нас всегда прялка в доме была. Не такая красивая, но нужная. Из шерстяных ниток вязяли в основном носки. В сельской местности без них никак.
Музей очень интересный. Как хорошо, что с такой любовью сохраняется наше прошлое!
Потрясающе, что у Вас в доме сохранялась такая вещь, как прялка! Я раньше не очень интересовалась такими вещами, до того, как стала читать литературу о дохристианской Руси. Сейчас понимаю, что всё имело не только утилитарное предназначение, но и свой глубокий смысл! - 17 янв 2018, 02:55удалитьКак хорошо, что Вы посетили интересный музей!
Очень интересно рассказали о многом. И о кроснах! Я немного посидела и попробовала поткать за кросной в Музее народного быта в Угличе. Тяжело!
Я видела прялки во многих сельских или этнографических музеях, но не знала о многих значениях. Сейчас прочла Ваше исследование-рассказ — потрясающе! Спасибо!
А ещё читала про Макошь и паутины. Оказывается, нельзя убивать пауков в доме, лучше его аккуратно вынести на улицу или в другое помещение, где пауку будет безопасно. Паучки издавна считались помощниками Макоши, плели паутины. В доме, где часто появлялись пауки и паутины — знак к переменам или к защите от злых духов. Когда всё хорошо, пауки сами уходят. Если обидеть паука (убить), то этим и обижали и отталкивали от себя (от дома) Макошу. - 17 янв 2018, 09:17удалить
vizantijkaнаписала 17 января в 02:55
Как хорошо, что Вы посетили интересный музей!
Очень интересно рассказали о многом. И о кроснах! Я немного посидела и попробовала поткать за кросной в Музее народного быта в Угличе. Тяжело!
Я видела прялки во многих сельских или этнографических музеях, но не знала о многих значениях. Сейчас прочла Ваше исследование-рассказ — потрясающе! Спасибо!
А ещё читала про Макошь и паутины. Оказывается, нельзя убивать пауков в доме, лучше его аккуратно вынести на улицу или в другое помещение, где пауку будет безопасно. Паучки издавна считались помощниками Макоши, плели паутины. В доме, где часто появлялись пауки и паутины — знак к переменам или к защите от злых духов. Когда всё хорошо, пауки сами уходят. Если обидеть паука (убить), то этим и обижали и отталкивали от себя (от дома) Макошу.
Про паучков мне еще бабушка рассказывала. Я до сих пор стараюсь не убивать их :)) Хотя и не часто они у нас появляются :)
К сожалению, у нас очень мало информации о дохристианской России :(. Но что-то всё же прорвалось сквозь века! Из уст в уста, чаще в несколько искаженном виде, но дошли до нас обычаи предков. Пример тому — Масленница.
Анна, если будет интересно, у меня есть заметка Замри-гора. Загадочное место. Там тоже о язычестве. - 3 мар 2018, 14:53удалить
Lesik1написала 17 января в 09:17
...
Анна, если будет интересно, у меня есть заметка Замри-гора. Загадочное место. Там тоже о язычестве.
С удовольствием почитаю :)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Да! И это еще не полная коллекция!