Мы сейчас не представляем себе нашу жизнь без часов: наручных, в телефоне, настенных дома, на зданиях; механических, электронных. Трудно себе представить, что было бы если их вдруг не стало?! Кажется они были всегда и что сейчас они самые, самые...
А если заглянуть в историю?
Первые часы были созданы самой природой: ежедневное чередование дня и ночи, движение Солнца по небосводу, фазы Луны. Для наших далёких предков этих природных "часов" в течение долгого времени вполне хватало. Но всё течёт, всё изменяется.
Когда небесные тела стали постепенно утрачивать главенствующую роль в измерении времени, ситуация повернулась в обратную сторону: теперь уже часовые мастера многих веков стали стараться отобразить их движение по небосводу на циферблатах сложных и не очень сложных механизмов. Знание астрономических явлений, в основном это смена фаз Луны, в древности имело большое практическое значение в земледелии и мореходстве, а также и для календаря религиозных событий, в значительной степени ориентированных на чередование лунных месяцев,. Не нужно забывать и астрологию. Наверное, благодаря всему этому астрономические функции не исчезли с циферблатов часов.
И, пожалуй, жители Древней Греции были более технически продвинутыми и как-то по-другому посмотрели на весь этот мир, пытаясь его изучить и приручить. Тому подтверждение " Антикитерский механизм".
Антикитерский механизм датируется от 150 до 100 г. до н.э. Это древняя механическая вычислительная машина для расчета астрономических позиций. Устройство обнаружено в 1902 году среди останков затонувшего античного корабля рядом с островом Антикитера (между Критом и Китерой). В настоящее время хранится в греческом Национальном археологическом музее в Афинах, в виде большого количества обломков бронзовых шестерен, которые, как предполагается, располагались в деревянном корпусе.
Антикитерский механизм состоит из 32-х бронзовых шестеренок и нескольких циферблатов со стрелками. Размеры устройства: высота — 33 см, ширина — 17 см, глубина — 9 см. Антикитерский механизм по внешнему виду напоминает часы. В механизме используется дифференциальная передача, которая, как считалось ранее, была изобретена не ранее XVI века. Сложность механизма сопоставима с механическими часами XVIII века. На внешней стороне прибора расположены два диска, отвечающие за календарь и знаки Зодиака. Оперируя дисками, можно узнать точную дату и изучить положение зодиакальных созвездий относительно Солнца, Луны и пяти известных в древности планет – Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. На обратной стороне антикитерского механизма также расположено два диска, которые позволяют вычислить лунные фазы и предсказать солнечные затмения. Механизм способен учитывать эллиптичность лунной орбиты. Исследования доказали, что обнаруженное на дне моря механическое устройство не просто часы, а сложная счетная машина которая может производить операции сложения, вычитания и деления.В настоящий момент неизвестно был ли антикитерский механизм единичных изделием или же подобные устройства были доступны многим. Похожей технологии не встречается на протяжении последующих тысячи лет развития цивилизации.
Подобный механизм описывается в произведении Ивана Ефремова "Таис Афинская" вместе с календарным назначением. Также описан в рассказе "Исправление" Алистера Рейнольдса.
Так что прообраз будущих астрономических часов оказался не примитивным механизмом.
В наше время для обычного человека все эти тонкости не нужны, но интересно посмотреть на дошедшие до нас астрономические часы, которые стали архитектурной и культурной достопримечательностью. Их великое множество на разных материках и в разных странах, но я расскажу о тех, что видела. Все они находятся в Европе и каждый, вероятно, их видел и может расширить их список.
Начну я с астрономических часов которые я видела в Чехии, в Оломоуце.
Астрономические часы располагаются в нише северной стены ратуши в виде стрельчатой арки высотой 14 м. По одной из версий, заказ на изготовление их от Оломоуцевского совета получил часовых дел мастер Антонин Похл из Силезии. Он изготовил их в 1422 году, основываясь на своем сне. Как гласит легенда, во сне к мастеру пришел ангел и показал в нише стены ратуши часы – будущую работу Похла.
Другая версия говорит о создании часов в 1474 году. Споры эти идут давно, т.к. нет конкретных письменных подтверждений о дате их установки. Первые письменные упоминания – работы поэта Стефана из Таурина – датируются 1519 годом.
Астрономические часы Оломоуца были созданы в стиле старейших астрономических часов Страсбурга (Франция). Подобные часы в Чехии есть только в Праге, они имеют механизм, приводящий в движение ряд статуэток.
Даже легенда о судьбе их создателя одинакова. Согласно ей, по завершении работы мастера по приказу городского совета ослепили, чтобы он не смог сделать подобное в других городах.
Часы неоднократно ремонтировались, их изменяли внешне, в т.ч. добавляя новые фигурки. Наиболее старые детали часов, сохранившиеся до наших дней, относятся к 1898 году, когда часы были оснащены планетарным циферблатом. Наиболее ценным считается его барочный стиль, созданный в 1747 году Яном Кристофом Хандке.
После провозглашения независимости Чехословацкой Республики в 1918 году часы ратуши немного изменили. В то время всё, что было связано с немецким прошлым искореняли. До этого в Оломоуце проживало большинство немцев, и часы посчитали немецким наследием, поэтому на них заменили все немецкие названия, а фигурку, олицетворяющую Бога, заменили на аллегорию Моравии.
В мае 1945 года при освобождении города от фашистов часы были повреждены. Повреждения в основном коснулись фасада: механизм часов, циферблаты, фигурки в целом уцелели.
После войны наступила в Чехии эпоха социализма и новые власти решили что прежний имперский стиль не актуален и при реставрации он был заменён на соответствующий стиль социалистического реализма. Оформление было поручено Карлу Славинскому, использовавшему технику декорирования мозаикой.
Вся ниша стрельчатой арки была покрыта мозаикой, верхняя часть которой украшена сценами народных гуляний. Под ними расположены по бокам по 3 арки для движущихся фигурок и шесть циферблатов (два больших в центре — один под одним) и по два по бокам от них). Помимо времени, на циферблатах можно определить знак зодиака, фазы, луны, рассмотреть расположение планет, день недели, месяц. Также там указаны даты религиозных и пролетарских праздников, биографические даты известных деятелей социалистической эпохи. Фигурки, изображающие различные профессии, были изготовлены из дерева женой Карла Славинского Марией. Между арками для фигурок расположена позолоченная фигурка петуха. Ранее на этом месте была фигурка ангела.
Внизу, по бокам больших циферблатов, на мозаичном полотне изображены две фигуры — рабочего и ученого (химика), с колбой в руке, в которой предположительно по цвету медный купорос, не иначе, символизирует высокие технологии и народную интеллигенцию.
Боковая и верхняя часть ниши украшена мозаичными медальонами – аллегориями на тему 12 месяцев, на которых изображены люди той профессии, которая наиболее подходит тому или иному месяцу года.
В полдень начинается небольшое представление – под музыкальное сопровождение фигурки часов начинают двигаться, что всегда привлекает туристов.
Другие астрономические часы ("Орлой") находятся в Праге.
История этих часов началась в 1410 году. Этот прекрасный символ Праги был создан профессором математики и астрономии Университета Яном Шинделем и часовщиком Микулашем из Кадани. Часы разместили на южной стороне городской ратуши.
Спустя сто лет часы впервые остановились. Чинил их уже другой часовщик — Гануш з Руже. Кроме ремонта, Гануш модернизировал механизм курантов. И он так их усовершенствовал, что городские власти испугались, что талантливый мастер может сделать новые часы в другом городе часы и приказали его ослепить. В отместку часовщик решил остановить куранты. Легенду об ослеплении пражского часовщика придумал чешский писатель — историк Алоис Йирасек. Никто не знает, было ли это на самом деле, но большинство жителей Праги этому верят.
Двенадцать апостолов появились в 1659 году. Часы периодически останавливались или шли неправильно, поэтому в 1865 году механизм демонтировали, а Ромуальд Божек сделал хронометр, который до сих пор управляет часами. Этот хронометр, которому уже почти 200 лет, отстает лишь на полминуты за неделю. В 1866 году астрономические часы снова заработали и продолжали идти до 5 мая 1945 года, когда ратушная башня была разрушена немцами. Башню и часы восстановили за два года. Фигурки апостолов сгорели и в 1948 году резчик по дереву Войтех Сухард сделал копии.
Создатели часов сумели вложить в их устройство множество известных к тому времени сведений о небесной механике. На внешнем циферблате отмечается время суток, на меньшем внутреннем диске — положение созвездий Зодиака. В центре циферблата располагается Земля, вокруг которой вращается Солнце.
Каждый час скелет – символ смерти – начинает шествие фигур. Одной рукой он дергает за веревку колокольчика, а второй поднимает песочные часы. Бой часов сопровождается шествием апостолов в небольших окнах в верхней части курантов, которые открываются в начале шествия и закрываются после его окончания. Шествие завершается громким криком петуха, взмахивающего крыльями в нише над окнами. Вслед за этим раздается бой часов, отбивающих каждый час суток. Фигурки апостолов и петуха дополняет изображение турка сбоку курантов. Турок покачивает головой в знак нежелания отказаться от своей захватнической политики (напоминание о турецком нашествии на Центральную Европу в XVI-XVII веках). Две фигуры с левой стороны курантов – аллегории человеческой скупости и тщеславия. Каждый час все повторяется с начала. Святые, которые появляются в окошке:
Левое окно: святой Павел с книгой; святой Андрей с крестом в форме буквы Х; святой Фаддей с доской, которой он был убит; святой Фома с копьем; святой Иоанн с чашей; святой Варнава с пергаментом и камнем в руке (был забит камнями).
Правое окно: святой Петр с ключами; святой Матфей с топором, которым был уби; святой Филипп с крестом в форме буквы Т; святой Варфоломей с ножом, которым с него была снята кожа; святой Симон с пилой, которой его разрезали; святой Иаков с посохом. Это своеобразное представление показывается с небольшими перерывами уже больше 600 лет.
Ещё одни астрономические часы находятся во Франции в Лионе в соборе Сен-Жан (Св. Иоанна Крестителя).
Собор строился 300 лет с 1180 по 1480 год. С тех пор его вид практически не изменился. В 1600 году король Генрих IV после развода с королевой Марго решил жениться на Марии Медичи, их встреча была назначена в Лионе, на середине пути между Флоренцией и Парижем. Жених и невеста другу другу понравились и король распорядился немедленно их обвенчать в этом самом соборе. Это правда не имеет никакого отношения к часам.
Астрономические часы, находящиеся в соборе, действующие и самые старые во Франции.
Они ведут свою историю с XIV века. После разрушения гугенотами, реставрировались с 1572 по 1600 год. Свой барочный вид они приобрели в 1655 году. В XVIII веке на них появился минутный циферблат со стрелкой. Несмотря на многократные ремонты и переделки, часы содержат некоторые железные детали, выплавленные в конце XVI века. Показывают часы, минуты, дату, положение Луны и Солнца относительно Земли, а также восход наиболее ярких звёзд над Лионом. На часах показаны также религиозные праздники вплоть до 2019 года.
Фигурки наверху, ангелы и святые, играют небольшую пантомиму четыре раза в день. В начале пантомимы из часов выскакивает петух и кукарекает три раза. Кукареканье тоже не простое, а святое, потому что оно символизирует Благую Весть. Один из ангелов играет гимн на колокольцах. Затем появляется сама дева Мария, и к ней прилетает ласточка в то время как архангел Гавриил приближается к ней через раскрытую дверцу в часах. Бог — виновник всего этого переполоха — сидит при этом наверху и отпускает три благословения. На этом пантомима заканчивается — до следующего раза. К сожалению, сама я не видела этого "представления", так как были мы там рано утром, но посмотрела в записи.
В центре Венеции, на площади Сан-Марко, находится часовая башня или, как её ещё называют, Башня мавров которая является одним из самых известных памятников города.
Астрономические часы башни – шедевр механиков Джампаоло и Джанкарло Раньери (1499). Часы показывают времена года, часы, лунные фазы и переход Солнца из одного созвездия в другое. Над аркой находится циферблат часов, выполненный из синей эмали и золота. Циферблат разделен на 24 часа, а указатели на полдень (XII) и полночь (XXIIII; было принято именно такое написание) расположены на горизонтальной оси. В нише над часами установлена статуя Богородицы. Ещё выше размещён венецианский крылатый лев. Первый раз часы были отреставрированы в 1757 году, последняя реставрация была осуществлена в 2006 году. Часы снабжены дополнительным механизмом, который, по традиции, запускается на Богоявление (приход волхвов): крутится карусель часов, и выезжают традиционные рождественские фигурки и фигурки волхвов.
Особое внимание привлекают бронзовые статуэтки в костюмах пастухов на самом верху часовой башни — венецианские мавры, нареченные так за свой коричневый цвет. Ежечасно они бьют палками в огромный колокол, но не в тот момент, когда минутная стрелка проходит цифру 12. Все намного символичние. Один из пастухов — тот, что с бородой, — стар, другой молод. Старик символизирует прошлое — он бьет в колокол за пять минут до наступления следующего часа. Молодой мужчина олицетворяет будущее и звонит на шестой минуте нового часа.
Такие вот существуют интересные астрономические часы. Одни из них более сложные, другие менее, но все они являются произведением искусства и торжеством технической мысли человечества.