Сегодня небо сжалилось над нами и подарило, наконец, эту радость — побродить без зонта.
Я все еще недоверчиво поглядывала на кучные дождевые облака, насмешливо нависающие над головой, но было тепло и комфортно, чудесно пахло молодой травой, свежей листвой, в общем, долгожданная весна. Замечательный день, чтобы поехать в Эссуа, в небольшой городок на Урсе, где Ренуар прожил заключительную часть своей жизни, поселившись вместе со своей семьей.
Как здесь оказался Ренуар и отчего именно здесь и похоронен? На эти вопросы ответ один, ведь его жена Алина Шариго была родом из Эссуа, а Ренуар был совершенно очарован сельскими пейзажами и образом жизни местных жителей.
В городе есть несколько памятных мест, посвященных великому импрессионисту. В центре города в помещениях бывших конюшен действует постоянная выставка, посвященная семье Ренуара Культурный центр Ренуара / Du côté des Renoir, собственно сам дом художника, сад и его мастерская, а также местное кладбище, где похоронены Ренуар и члены его семьи.
Maison de la Vigne. Особняк расположен в конюшнях замка. Он был построен в 1890 — 1892 гг Олимпом Эрьо (Olympe Heriot). Сейчас здесь расположен культурный центр Ренуара.
Начинать осмотр лучше от культурного центра Ренуара, а потом перейти мостик через Урс и подняться по ступеням к городской церкви.
В центре Эссуа когда то находилась старинная церковь Сен-Реми, одна из самых примечательных романских церквей в департаменте Об. Церковь снесли в 1855 году, построив на ее месте новый храм, освященный в 1865 году.
На средневековых улочках города развешаны репродукции знаменитых картин на холсте и даже на камне. Вот так здесь все Ренуаром живет и процветает и по сей день.
Эссуа (Essoyes) — это маленький живописный городок в окрестностях Труа, с населением всего около 730 человек, хотя когда — то здесь жило почти в 2.5 раза больше. Посмотреть здесь можно немного: симпатичные фахверковые домики, типичные для Шампани, да места, связанные с Ренуаром. Виды Эссуа оказались запечатленными на многих полотнах художника.
Первые поселения на месте Эссуа у реки Урс (Ource), появились уже во времена кельтов. Письменные свидетельства о деревне датируются 9 веком. Эссуа находилась под властью семьи Sommievre и под сильным влиянием аббатства Molesme, находящегося неподалеку, вплоть до Французской Революции.
С середины 17-го века здесь стало популярной индустрия изготовления бумаги, так что вдоль реки Урс можно увидеть множество ветряных мельниц. Производство бумаги продолжалось вплоть до конца 18 века. Сейчас здесь выращивают виноград и делают игристые вина, вы найдете много местных винных домов в Эссуа и можете совместить поездку с дегустацией, как приятное и полезное для себя.
12 марта 1763 года в Эссуа случился страшный пожар, уничтоживший почти все здания. В то время большая часть домов были деревянными с соломенными крышами, уцелело в огне несколько каменных домов. Но, все как всегда отстроили заново и зажили привычной жизнью и мало бы кто узнал о маленьком городке Эссуа, если бы не решил здесь поселиться великий импрессионист Ренуар.
Он приезжал сюда с семьей каждое лето. Эссуа был для Ренуара оазисом спокойствия и вдохновения, здесь он нашел модели и образы для своих картин, например, его любимая модель – няня его сына Жана Габриель Ренар из Эссуа.
Урс, приток Сены, протекающий через деревню, стал одним из «мотивов» Ренуара. Когда Ренуар впервые появился в Эссуа в 1885 году, местные жители находили его худым, если не тщедушным. Их беспокоило, что он не пьёт. Может быть, он болен? Считали также, что он не разговорчив. А может быть, ему нечего сказать? Но, несмотря на эти недостатки и подозрения, его стали считать своим и больше не удивлялись, когда видели, как он в одиночку отправлялся с мольбертом в поле: «Вон тот, который пишет картины».
В августе 1897 года Ренуар впервые сел на велосипед, который ему прислали из Парижа. Он не мог использовать его, когда отправлялся писать «мотивы», потому что совершенно невозможно было перевозить на нём мольберт, коробку с красками и холсты. А вот для того, чтобы выбрать подходящее место, остановиться и сделать набросок… Велосипед оказался тем более полезным, что домик был слишком маленьким, чтобы Ренуар мог там устроить мастерскую. Что же в таком случае ещё делать, как не отправляться писать на природе? Однажды он решил поехать в Сервиньи к развалинам старого замка, уничтоженного во время Великой французской революции. В тот день непрерывно шёл дождь. Дорога была скользкая, всюду стояли лужи. Неожиданно он поскользнулся на одной из них, упал на кучу камней и сломал правую руку. Но перелом не мог остановить Ренуара и заставить его забросить, хотя бы на время, любимое занятие. Почему бы не начать работать левой?
С этого падения и начнется история беспримерного мужества в профессии моего любимого Ренуара, как вечного примера борьбы с самим собой и великого созидания до последней минуты своей жизни, вопреки и несмотря ни на что.
Только к 60-ти годам он стал финансово независим и смог обустроить свою жизнь, чтобы было комфортно работать, если можно вообще применить это слово, в связи с его тяжелой формой ревматизма, а в дальнейшем и паралича: лето он проводил в Эссуа, а зиму на вилле "Колет" в Кань-сюр-Мер " Коллетт", Ренуар и оливковый сад.
Дом Ренуара, такой знакомый по многим фильмам о нем, находится на одноименной улице под номером 42 (42 Rue Auguste Renoir). В то время, когда я посещала Эссуа, дом Ренуара был закрыт для посещения, там шли многолетние реставрационные работы. Единственное, что могла увидеть наша дружная компания — это общий фасад дома и то, через решетку.
Ренуар стал арендовать домик в Эссуа в 1885 году. Свой первый дом в Эссуа он купил в 1896 году. Когда супруги Ренуар выкупили соседний дом, они смогли превратить нижний этаж в студию. Ренуар спроектировал центральную часть, соединяющую два дома, сделав новую конфигурацию более естественной. Правнучка импрессиониста, актриса Софи Ренуар, продала дом местному совету за 600 тыс.евро в 2012 году.
За последние четыре года власти потратили около миллиона евро, чтобы преобразовать здание в музей. В частности, был установлен лифт для инвалидов, укреплены перекрытия между этажами, а столовая превращена в выставочное пространство с климат-контролем для безопасной демонстрации взятых в аренду произведений искусства. Были также восстановлены оригинальные интерьеры конца 19 века и сад вокруг дома. Во время работ команда руководствовалась изображениями дома с картин Ренуара.
И, о счастье, это, наконец, свершилось! 3 июня 2017 года открылся дом-музей Пьера Огюста Ренуара. Поблизости, в Музее современного искусства в Труа, выставили около 40-ка картин Ренуара вместе с работами его друзей и соратников-импрессионистов. В честь открытия дома-музея департамент Об, в котором находится Эссуа, объявил 2017-й Годом Ренуара.
А как же иначе! Такое долгожданное событие для любителей и ценителей творчества художника. И как тут не вернешься? Конечно, я вернусь.
В городе также есть мастерская Ренуара, которую он построил в семейном саду в 1906 году. Коммуна выкупила её отдельно от остального поместья и 20 лет назад открыла для публики. Там демонстрируются слайд-шоу, скульптуры, созданные художником к концу жизни, и памятные вещи. Сейчас это место посещает около 10 тыс. человек в год, и местные власти надеются, что число визитёров увеличится с открытием дома и сада.
В мастерской представлена инвалидная коляска, которой художник пользовался после паралича.
Она висит в воздухе, а на полу под ней запечатлена цитата Ренуара: «Рисовать мне нравится больше, чем ходить».
Свернув на тропинку от авеню Ренуара, идем мимо деревенских домов и цветущих садов, чистой и свежей зелени, к деревенскому погосту, где похоронен художник, его жена и все три его сына.
Ренуар сам так распорядился, хоть умер он в Кань-сюр-Мер, наверное, эта тишина и покой Эссуа и определили решение. Хотя, после открытия дома-музея, здесь уже не будет так тихо и как- то немного жаль.
Я отчетливо увидела эту тягу Ренуара к простоте деревенской жизни, сравнивая три полотна в один период написанных художником, в его знаменитых трех танцах.
Вы, конечно, помните эти три картины, с фигурами почти в натуральную величину, на которых изображена танцующая пара, написанных в 1882-1883 годах? По порядку: "Танец в Буживаль", "Деревенский танец", "Городской танец".
Известно, что Ренуар был по существу противником того, чтобы с помощью своих холстов рассказывать истории, однако "Деревенский танец" и "Городской танец" написаны с явным желанием противопоставить два образа жизни — утонченный городской и здоровый деревенский. Это отразилось и в выборе моделей для картин: для "Городского танца" и "Танца в Буживаль" художнику позировала Сюзанна Валадон, знаменитая красавица, ставшая впоследствии довольно известной художницей, а в качестве модели для "Сельского танца" он выбрал свою жену, Алину Шариго, женщину красивую, но более "земную". Мужской моделью для всех картин послужил друг Ренуара, Поль Лот.
Личным наследием Ренура теперь заправляют его внуки и правнуки и должно быть не плохо зарабатывают на знаменитом деде. Ну и пусть их... А нам все радость от золотистых женщин на его портретах в мягких закатных лучах. И все в них — любовь.
И после этой поездки, пришла пора рассказать о том, где я нашла свое самое вкусное шампанское и ведь не сколько не удивилась, что было это неподалеку от Эссуа....Прекрасное трио семейного дома Champagne Richardot